Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.

Организации могут составлять ведомость распределения материалов, в которой указывают корреспондирующиеся счета и субсчета по каждому направлению расхода материалов (в стоимостной оценке). В ведомости указывают транспортно-заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой.

4. Учет транспортно-заготовительных расходов.

В соответствии с п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

· отнесения ТЗР на отдельный счет "Заготовление и приобретение материалов", согласно расчетным документам поставщика;

· отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету "Материалы";

· непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации

В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:

· расходы по погрузке и транспортировке;

· расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации

· расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;

· комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;

· плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);

· плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;

· расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

· стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

· другие расходы.

Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов определена в приложении 2 к методическим указаниям

Исходя из состава ТЗР, прямое включение транспортных расходов в фактическую себестоимость материала трудно реализуемо в реальной деятельности. Данные (первичные документы) о составе и величине ТЗР могут поступать со значительным запозданием по отношению к моменту поступления, а самое важное – к моменту списания материалов в производство, и дальнейшему формированию себестоимости производимой продукции (услуг).

Общий смысл этих методик заключается в обособленном учете (накоплении) ТЗР в течение отчетного периода и дальнейшем перераспределении суммы ТЗР пропорционально расходу и остаткам материалов на складах. Расчет суммы ТЗР, подлежащей списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, осуществляется по следующей формуле:

Коэффициент распределения ТЗР= (ТЗР на начало отчетного периода + ТЗР за отчетный период) / (Остаток материалов на начало отчетного периода + Приход материалов за отчетный период)*100.

Сумма ТЗР к списанию за отчетный период = Расход материалов за отчетный период* Коэффициент распределения /100.

При удельном весе ТЗР не превышающем 10% от учетной стоимости материалов, их сумма может полностью списываться на счет "Основное производство", "Вспомогательное производство" и на увеличение стоимости проданных материалов.

Ниже приведены проводки, отражающие учет ТЗР с использованием отдельного субсчета счета 10. Данные проводки отражают распределение сумм ТЗР на основные счета учета расхода материалов

Задача 3.

По состоянию на 1 июля 2017 г. в учете ООО «Гамма» числилось 80 ед. материала на сумму 10 000 руб.

Учетная стоимость единицы материала равна 125 руб. (10 000 руб. / 80 шт.).

Сумма отклонений фактической стоимости материалов от учетных цен, отраженная как дебетовый остаток по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», составила 1 500 руб.

За месяц от поставщиков было получено четыре партии такого же материала.

Дата Количество Цена без НДС Сумма без НДС НДС Итого сумма с НДС
1 июля 40 125      
10 июля 50 150      
20 июля 60 150      
30 июля 30 160      
Итого      

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 3 540 руб., в том числе НДС – 540 руб.

За месяц со склада в производство было отпущено 240 ед. материала.

Учетной политикой организации предусмотрено, что ТЗР включаются в состав отклонений.

Поступление материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Получены материалы от поставщиков (фактич.стоимость)      
Отражен НДС по полученным материалам      
Отражены ТЗР по материалам (фактич.стоимость)      
Отражен НДС по ТЗР      
Погашена задолженность поставщикам за материалы и ТЗР      
Принят к вычету НДС по материалам и ТЗР      
Отражено поступление материалов по учетным ценам      
Отражена сумма отклонений (включая ТЗР) между фактической стоимостью приобретенных материалов и учетной ценой      

Стоимость материалов, переданных в производство по учетным ценам, составила

Остаток материалов на складе на 1 августа составит

Стоимость остатка –

Списание отклонений в стоимости материалов по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов исходя из процентного отношения суммы остатка величины отклонения на начало отчетного периода ( ), текущих отклонений за период ( ) к сумме остатка материалов на начало периода ( ) и поступивших за этот период материалов по учетной стоимости ( ). Полученное процентное отношение должно использоваться при списании отклонения на увеличение учетной стоимости израсходованных материалов.

Теперь произведем расчет величины отклонений, подлежащих списанию в июле 2017 года.

Расчет отклонений за июль

№ п/п Содержание Средняя стоимость материалов (уч.стоимость) ТЗР
Остаток на начало месяца    
Поступило за месяц    
Итого (п. 1 + п. 2)    
Процент ТЗР    
Списано за отчетный месяц всего    
Остаток на конец месяца (п. 3 - п. 5)    

В соответствии с п. 86 Методических указанийотклоненияподлежат списанию на те же счета бухгалтерского учета, что и материалы (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.). Поэтому списание материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списаны материалы в производство      
Списаны отклонения по материалам      

Согласно п. 88 Методических указаний, так же как и во втором варианте, допускается применение упрощенных вариантов расчета стоимости отклонений при их списании на расходы.

Задача 4.

По состоянию на 1 июля 2017 г. в учете ООО «Гамма» числилось 80 ед. материала на сумму 10 100 руб. Сумма ТЗР, отраженная на субсчете 10-1-1 «ТЗР по материалам», равна 1 500 руб.

За месяц от поставщиков было получено четыре партии такого же материала.

Дата Количество Цена без НДС Сумма без НДС НДС Итого сумма с НДС
1 июля 40 125      
10 июля 50 150      
20 июля 60 150      
30 июля 30 160      
Итого      

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 3 540 руб., в том числе НДС – 540 руб.

За месяц со склада в производство было отпущено 240 ед. материала.

Учетной политикой организации предусмотрено, что ТЗР подлежат учету на отдельном субсчете к балансовому счету 10 «Материалы»; стоимость материалов, отпускаемых со склада, определяется по способу средней себестоимости.

Поступление материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Получены материалы от поставщиков      
Отражен НДС по полученным материалам      
Отражены ТЗР по материалам      
Отражен НДС по ТЗР      
Погашена задолженность поставщикам за материалы и ТЗР      
Принят к вычету НДС по материалам и ТЗР      

Для того чтобы отразить передачу материалов в производство, необходимо рассчитать среднюю себестоимость единицы материала, которая будет равна частному от деления стоимости всего материала на его количество.

Общая стоимость приобретенного в июле материала с учетом его остатка на начало месяца составляет

а общее количество

Стоимость одной единицы материала, определенная по способу средней себестоимости, составляет

Таким образом, стоимость материалов, переданных в производство, составила

Остаток материалов на складе на 1 августа составит

Стоимость остатка

Теперь произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты в июле 2017 года.

Расчет ТЗР за июль

№ п/п Содержание Средняя стоимость материалов ТЗР
Остаток на начало месяца    
Поступило за месяц    
Итого (п. 1 + п. 2)    
Процент ТЗР    
Списано за отчетный месяц всего    
Остаток на конец месяца (п. 3 - п. 5)    

В соответствии с п. 86 Методических указаний ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.). Поэтому списание материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списаны материалы в производство      
Списаны ТЗР по материалам      

5. Синтетический учет движения материалов.

Синтетический учет запасов ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы», к кᴏᴛᴏᴩому могут быть открыты следующие субсчета:

· «Сырье и материалы» — предназначен для учета наличия и движения сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, кᴏᴛᴏᴩые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки; и т.д.;

· «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» — используется для учета наличия и движения покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, включая строительные конструкции и детали, требующие сборки и входящие в себестоимость строительной продукции, а также для учета специального оборудования, инструментов и приспособлений, приобретаемых научно-исследовательскими и конструкторскими организациями для проведения научных (экспериментальных) работ. Оборудование и приборы общего назначения учитываются в составе основных средств, а не на счете 10 «Материалы»;

· «Топливо»— применяется для учета наличия и движения нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий (уголь, торф, дрова и др.);

· «Тара и тарные материалы» — предназначен для учета наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов для ее изготовления и ремонта;

· «Запасные части»— используется для учета наличия и движения запасных частей, предназначенных для ремонтных целей, автомобильных шин в запасе и обороте, а также обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, создаваемого на ремонтных заводах, в ремонтных цехах организации и т.п.;

· «Прочие материалы»— применяется для учета наличия и движения отходов производства; неисправимого брака; материалов, полученных от ликвидации основных средств, изношенных шин и т.п.;

· «Материалы, переданные в переработку на сторону» — используется для учета движения материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся непосредственно в дебет счетов, на кᴏᴛᴏᴩых учитываются изделия, полученные из переработки; «Строительные материалы» — используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства;

· «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — используется для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, кᴏᴛᴏᴩые включаются в состав средств в обороте; «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» — предназначен для учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения;

· «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» — применяется для учета поступления и наличия специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).

При ϶ᴛᴏм по кредиту данного субсчета демонстрируется перенос стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета расходов организации 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

Списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации о приобретении запасов, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к средствам в обороте. На счете демонстрируется покупная стоимость заготовления и приобретения материально-производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей.

На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень данных отклонений.

Учет поступления материалов может быть организован в двух вариантах:

· с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

· без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в ϲʙᴏей учетной политике.

6. Учет по учетным ценам

ТМЦ могут приниматься к учету по учетным ценам, обычно данный метод применяется в том случае, если поступление ценностей носит регулярный характер.

Для учета товарно-материальных ценностей в данном случае используются вспомогательные сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

ПРОВОДКИ

Прежде, чем попасть на 10 счет, материалы учитываются по дебету сч. 15 проводкой Д15 К60 по стоимости, указанной в документах поставщика, без учета НДС.

НДС выделяется отдельно на 19 счет: Д19 К60, после чего направляется к вычету Д68.НДС К19.

После чего ТМЦ приходуются в дебет сч. 10 по учетным ценам: Д10 К15.

Разница между фактической ценой, указанной на сч. 15, и учетной, отраженной на сч. 10, отражается на сч. 16.

Если фактическая цена больше учетной, то выполняется проводка Д16 К15 на величину, равную разнице между закупочной и учетной стоимостью. При этом на сч. 16 появляется дебетовое сальдо, которое в конце месяца списывается на те счета, на которые списываются материалы. Сумма, которую нужно списать со сч. 16 в конце месяца определяется по следующей формуле:

(Сальдо по дебету сч. 16 на начало месяца + оборот по дебету сч. 16 за месяц) * оборот по кредиту сч. 10 за месяц / (сальдо по дебету сч. 10 на начало месяца + оборот по дебету сч. 10 за месяц).

Если фактическая цена меньше учетной, то выполняется проводка Д15 К16. Кредитовое сальдо, образовавшееся на счете 16, сторнируется (отнимается) в конце месяца, сумма, подлежащая сторнированию, определяется по формуле:

(Сальдо по кредиту сч. 16 на начало месяца + оборот по кредиту сч. 16 за месяц) * оборот по кредиту сч. 10 за месяц / (сальдо по дебету сч. 10 на начало месяца + оборот по дебету сч. 10 за месяц).

Проводки при поступлении материалов по учетным ценам:

Пример 1.

Организация покупает ТМЦ в количестве 1000 шт за 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.

ТМЦ приходуются по учетной цене 120 руб. за штуку. В производство направлено 500 шт. ТМЦ.

Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями. - student2.ru

Учет в производстве

Поступление материалов

Материалы могут поступать в организацию следующими способами:

От поставщиков за плату.

От поставщиков материалы поступают на основании сопроводительных документов, таковыми являются: накладная и счет-фактура. Далее, на складе выписывается Приходный ордер (форма №М-4). Сведения из приходного ордера заносятся в Карточку учета материалов (форма №М-17).

Если при приеме материалов от поставщика выявляются расхождения фактических данных по количеству, качеству и т.д. с документами, или сопроводительные документы отсутствуют (неотфактурованная поставка*), то составляется Акт о приеме материалов (форма №М-7), материалы приходуются комиссией по учетным ценам и приходный ордер не оформляется. Сумму излишка материалов относят на увеличение задолженности перед поставщиком или излишне полученный материал принимают на ответственное хранение (учитываются на забалансовом счете 002), а при выявлении недостачи по вине поставщика ему выставляется претензия.
При приемке материалов на складе поставщика водителю (экспедитору) выписывается Доверенность на получение материалов (форма №М-2 или №М2а).

Проводки:
Д10 К60 — поступили материалы по фактической стоимости
Д19 К60 — учтен входной НДС
Д68 К19 — зачет НДС
Д60 К51 — оплата поставщику

Наши рекомендации