Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.
Организации могут составлять ведомость распределения материалов, в которой указывают корреспондирующиеся счета и субсчета по каждому направлению расхода материалов (в стоимостной оценке). В ведомости указывают транспортно-заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой.
4. Учет транспортно-заготовительных расходов.
В соответствии с п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:
· отнесения ТЗР на отдельный счет "Заготовление и приобретение материалов", согласно расчетным документам поставщика;
· отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету "Материалы";
· непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации
В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:
· расходы по погрузке и транспортировке;
· расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации
· расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
· комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;
· плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);
· плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;
· расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
· стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
· другие расходы.
Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов определена в приложении 2 к методическим указаниям
Исходя из состава ТЗР, прямое включение транспортных расходов в фактическую себестоимость материала трудно реализуемо в реальной деятельности. Данные (первичные документы) о составе и величине ТЗР могут поступать со значительным запозданием по отношению к моменту поступления, а самое важное – к моменту списания материалов в производство, и дальнейшему формированию себестоимости производимой продукции (услуг).
Общий смысл этих методик заключается в обособленном учете (накоплении) ТЗР в течение отчетного периода и дальнейшем перераспределении суммы ТЗР пропорционально расходу и остаткам материалов на складах. Расчет суммы ТЗР, подлежащей списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, осуществляется по следующей формуле:
Коэффициент распределения ТЗР= (ТЗР на начало отчетного периода + ТЗР за отчетный период) / (Остаток материалов на начало отчетного периода + Приход материалов за отчетный период)*100.
Сумма ТЗР к списанию за отчетный период = Расход материалов за отчетный период* Коэффициент распределения /100.
При удельном весе ТЗР не превышающем 10% от учетной стоимости материалов, их сумма может полностью списываться на счет "Основное производство", "Вспомогательное производство" и на увеличение стоимости проданных материалов.
Ниже приведены проводки, отражающие учет ТЗР с использованием отдельного субсчета счета 10. Данные проводки отражают распределение сумм ТЗР на основные счета учета расхода материалов
Задача 3.
По состоянию на 1 июля 2017 г. в учете ООО «Гамма» числилось 80 ед. материала на сумму 10 000 руб.
Учетная стоимость единицы материала равна 125 руб. (10 000 руб. / 80 шт.).
Сумма отклонений фактической стоимости материалов от учетных цен, отраженная как дебетовый остаток по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», составила 1 500 руб.
За месяц от поставщиков было получено четыре партии такого же материала.
Дата | Количество | Цена без НДС | Сумма без НДС | НДС | Итого сумма с НДС |
1 июля | 40 | 125 | |||
10 июля | 50 | 150 | |||
20 июля | 60 | 150 | |||
30 июля | 30 | 160 | |||
Итого | – |
При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 3 540 руб., в том числе НДС – 540 руб.
За месяц со склада в производство было отпущено 240 ед. материала.
Учетной политикой организации предусмотрено, что ТЗР включаются в состав отклонений.
Поступление материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены материалы от поставщиков (фактич.стоимость) | |||
Отражен НДС по полученным материалам | |||
Отражены ТЗР по материалам (фактич.стоимость) | |||
Отражен НДС по ТЗР | |||
Погашена задолженность поставщикам за материалы и ТЗР | |||
Принят к вычету НДС по материалам и ТЗР | |||
Отражено поступление материалов по учетным ценам | |||
Отражена сумма отклонений (включая ТЗР) между фактической стоимостью приобретенных материалов и учетной ценой |
Стоимость материалов, переданных в производство по учетным ценам, составила
Остаток материалов на складе на 1 августа составит
Стоимость остатка –
Списание отклонений в стоимости материалов по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов исходя из процентного отношения суммы остатка величины отклонения на начало отчетного периода ( ), текущих отклонений за период ( ) к сумме остатка материалов на начало периода ( ) и поступивших за этот период материалов по учетной стоимости ( ). Полученное процентное отношение должно использоваться при списании отклонения на увеличение учетной стоимости израсходованных материалов.
Теперь произведем расчет величины отклонений, подлежащих списанию в июле 2017 года.
Расчет отклонений за июль
№ п/п | Содержание | Средняя стоимость материалов (уч.стоимость) | ТЗР |
Остаток на начало месяца | |||
Поступило за месяц | |||
Итого (п. 1 + п. 2) | |||
Процент ТЗР | |||
Списано за отчетный месяц всего | |||
Остаток на конец месяца (п. 3 - п. 5) |
В соответствии с п. 86 Методических указанийотклоненияподлежат списанию на те же счета бухгалтерского учета, что и материалы (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.). Поэтому списание материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списаны материалы в производство | |||
Списаны отклонения по материалам |
Согласно п. 88 Методических указаний, так же как и во втором варианте, допускается применение упрощенных вариантов расчета стоимости отклонений при их списании на расходы.
Задача 4.
По состоянию на 1 июля 2017 г. в учете ООО «Гамма» числилось 80 ед. материала на сумму 10 100 руб. Сумма ТЗР, отраженная на субсчете 10-1-1 «ТЗР по материалам», равна 1 500 руб.
За месяц от поставщиков было получено четыре партии такого же материала.
Дата | Количество | Цена без НДС | Сумма без НДС | НДС | Итого сумма с НДС |
1 июля | 40 | 125 | |||
10 июля | 50 | 150 | |||
20 июля | 60 | 150 | |||
30 июля | 30 | 160 | |||
Итого | – |
При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 3 540 руб., в том числе НДС – 540 руб.
За месяц со склада в производство было отпущено 240 ед. материала.
Учетной политикой организации предусмотрено, что ТЗР подлежат учету на отдельном субсчете к балансовому счету 10 «Материалы»; стоимость материалов, отпускаемых со склада, определяется по способу средней себестоимости.
Поступление материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены материалы от поставщиков | |||
Отражен НДС по полученным материалам | |||
Отражены ТЗР по материалам | |||
Отражен НДС по ТЗР | |||
Погашена задолженность поставщикам за материалы и ТЗР | |||
Принят к вычету НДС по материалам и ТЗР |
Для того чтобы отразить передачу материалов в производство, необходимо рассчитать среднюю себестоимость единицы материала, которая будет равна частному от деления стоимости всего материала на его количество.
Общая стоимость приобретенного в июле материала с учетом его остатка на начало месяца составляет
а общее количество
Стоимость одной единицы материала, определенная по способу средней себестоимости, составляет
Таким образом, стоимость материалов, переданных в производство, составила
Остаток материалов на складе на 1 августа составит
Стоимость остатка
Теперь произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты в июле 2017 года.
Расчет ТЗР за июль
№ п/п | Содержание | Средняя стоимость материалов | ТЗР |
Остаток на начало месяца | |||
Поступило за месяц | |||
Итого (п. 1 + п. 2) | |||
Процент ТЗР | |||
Списано за отчетный месяц всего | |||
Остаток на конец месяца (п. 3 - п. 5) |
В соответствии с п. 86 Методических указаний ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.). Поэтому списание материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списаны материалы в производство | |||
Списаны ТЗР по материалам |
5. Синтетический учет движения материалов.
Синтетический учет запасов ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.
Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы», к кᴏᴛᴏᴩому могут быть открыты следующие субсчета:
· «Сырье и материалы» — предназначен для учета наличия и движения сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, кᴏᴛᴏᴩые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки; и т.д.;
· «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» — используется для учета наличия и движения покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, включая строительные конструкции и детали, требующие сборки и входящие в себестоимость строительной продукции, а также для учета специального оборудования, инструментов и приспособлений, приобретаемых научно-исследовательскими и конструкторскими организациями для проведения научных (экспериментальных) работ. Оборудование и приборы общего назначения учитываются в составе основных средств, а не на счете 10 «Материалы»;
· «Топливо»— применяется для учета наличия и движения нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий (уголь, торф, дрова и др.);
· «Тара и тарные материалы» — предназначен для учета наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов для ее изготовления и ремонта;
· «Запасные части»— используется для учета наличия и движения запасных частей, предназначенных для ремонтных целей, автомобильных шин в запасе и обороте, а также обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, создаваемого на ремонтных заводах, в ремонтных цехах организации и т.п.;
· «Прочие материалы»— применяется для учета наличия и движения отходов производства; неисправимого брака; материалов, полученных от ликвидации основных средств, изношенных шин и т.п.;
· «Материалы, переданные в переработку на сторону» — используется для учета движения материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся непосредственно в дебет счетов, на кᴏᴛᴏᴩых учитываются изделия, полученные из переработки; «Строительные материалы» — используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства;
· «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — используется для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, кᴏᴛᴏᴩые включаются в состав средств в обороте; «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» — предназначен для учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения;
· «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» — применяется для учета поступления и наличия специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).
При ϶ᴛᴏм по кредиту данного субсчета демонстрируется перенос стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета расходов организации 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».
Списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации о приобретении запасов, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к средствам в обороте. На счете демонстрируется покупная стоимость заготовления и приобретения материально-производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей.
На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень данных отклонений.
Учет поступления материалов может быть организован в двух вариантах:
· с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
· без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в ϲʙᴏей учетной политике.
6. Учет по учетным ценам
ТМЦ могут приниматься к учету по учетным ценам, обычно данный метод применяется в том случае, если поступление ценностей носит регулярный характер.
Для учета товарно-материальных ценностей в данном случае используются вспомогательные сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
ПРОВОДКИ
Прежде, чем попасть на 10 счет, материалы учитываются по дебету сч. 15 проводкой Д15 К60 по стоимости, указанной в документах поставщика, без учета НДС.
НДС выделяется отдельно на 19 счет: Д19 К60, после чего направляется к вычету Д68.НДС К19.
После чего ТМЦ приходуются в дебет сч. 10 по учетным ценам: Д10 К15.
Разница между фактической ценой, указанной на сч. 15, и учетной, отраженной на сч. 10, отражается на сч. 16.
Если фактическая цена больше учетной, то выполняется проводка Д16 К15 на величину, равную разнице между закупочной и учетной стоимостью. При этом на сч. 16 появляется дебетовое сальдо, которое в конце месяца списывается на те счета, на которые списываются материалы. Сумма, которую нужно списать со сч. 16 в конце месяца определяется по следующей формуле:
(Сальдо по дебету сч. 16 на начало месяца + оборот по дебету сч. 16 за месяц) * оборот по кредиту сч. 10 за месяц / (сальдо по дебету сч. 10 на начало месяца + оборот по дебету сч. 10 за месяц).
Если фактическая цена меньше учетной, то выполняется проводка Д15 К16. Кредитовое сальдо, образовавшееся на счете 16, сторнируется (отнимается) в конце месяца, сумма, подлежащая сторнированию, определяется по формуле:
(Сальдо по кредиту сч. 16 на начало месяца + оборот по кредиту сч. 16 за месяц) * оборот по кредиту сч. 10 за месяц / (сальдо по дебету сч. 10 на начало месяца + оборот по дебету сч. 10 за месяц).
Проводки при поступлении материалов по учетным ценам:
Пример 1.
Организация покупает ТМЦ в количестве 1000 шт за 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.
ТМЦ приходуются по учетной цене 120 руб. за штуку. В производство направлено 500 шт. ТМЦ.
Учет в производстве
Поступление материалов
Материалы могут поступать в организацию следующими способами:
От поставщиков за плату.
От поставщиков материалы поступают на основании сопроводительных документов, таковыми являются: накладная и счет-фактура. Далее, на складе выписывается Приходный ордер (форма №М-4). Сведения из приходного ордера заносятся в Карточку учета материалов (форма №М-17).
Если при приеме материалов от поставщика выявляются расхождения фактических данных по количеству, качеству и т.д. с документами, или сопроводительные документы отсутствуют (неотфактурованная поставка*), то составляется Акт о приеме материалов (форма №М-7), материалы приходуются комиссией по учетным ценам и приходный ордер не оформляется. Сумму излишка материалов относят на увеличение задолженности перед поставщиком или излишне полученный материал принимают на ответственное хранение (учитываются на забалансовом счете 002), а при выявлении недостачи по вине поставщика ему выставляется претензия.
При приемке материалов на складе поставщика водителю (экспедитору) выписывается Доверенность на получение материалов (форма №М-2 или №М2а).
Проводки:
Д10 К60 — поступили материалы по фактической стоимости
Д19 К60 — учтен входной НДС
Д68 К19 — зачет НДС
Д60 К51 — оплата поставщику