Цена равновесия спроса и предложения
Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода. Они предлагают за товар цены, равные так называемым ценам спроса. Это предельно максимальная цена, за которую покупатель еще готов взять товар.
Производители, продавцы собираются продать товар подороже, прекрасно понимая, что у потребителей совсем иные устремления.
В результате образуются цены предложения. Это предельно минимальные цены, по которым производители еще готовы продавать свои изделия.
Какая цена будет выбрана на рынке, зависит от соотношения спроса и предложения.
Равновесие рыночных цен устанавливается только при совпадении интересов продавцов и покупателей (см. рис.7). Рыночная цена и рыночное равновесие устанавливаются при таких ценах и количествах товаров, когда:
- количество товаров, которые покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать;
- когда отсутствуют тенденции изменения цены и количества.
Что происходит, если цены отклоняются от равновесного уровня (см. рис.8)? Если цены растут, возникает избыток предложения. Покупатели не готовы купить товары по повышенным ценам, спрос уменьшается, в то время как предложение товаров увеличивается, возникает затоваривание. Если цены уменьшаются, потребители готовы купить больше продукции, чем предлагают продавцы, возникает дефицит. При затоваривании цены понижаются, при дефиците - растут. Динамика цен соответствующим образом влияет на объемы спроса и предложения. В этом и состоит механизм рынка.
Следующий параметр рынка - конкуренция. Конкуренция - соперничество или соревнование, возникающее между производителями и потребителями на рынке, в результате чего устанавливается рыночное равновесие и рыночная цена.
Конкуренция бывает не только между производителями и потребителями, но и внутри них самих. Цель предпринимателей - получить как можно большую прибыль, а следовательно, и расширение производства. Это неизбежно приводит предпринимателей к взаимной борьбе за рынки сбыта товаров, за выгодные условия производства. Конкуренция заставляет производителей снижать цену производимого товара с целью захвата рынка сбыта. Конкуренция между производителями усиливается, если предложение превышает спрос, и уменьшается, если спрос больше предложения. В последнем случае конкуренция возникает и между потребителями. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма и оказывает существенное влияние на способ достижения рыночного равновесия.
Теперь разберемся, как механизм свободного рынка влияет на производство (см. рис.9). Допустим, что в силу каких-то причин доходы потребителей увеличатся. Это вызовет у потребителей желание купить дополнительное количество товаров, заплатить за них большую массу денег, что отразится на кривой спроса. Она переместится с положения D1 в положение D2. Поскольку рынок не способен мгновенно отреагировать на большую сумму денег большим производством товаров, постольку дополнительный совокупный спрос не будет удовлетворен. Возникнет знакомая для нас ситуация - товарный дефицит.
Рыночное равновесие нарушилось, спрос больше предложения, что обусловливает повышение цен с Р 1 до Р 2. Как эти изменения скажутся на производстве?
Согласно закону предложения повышение цены приведет к росту производства (c q1 до q2) и сдвигу кривой предложения с S1 до S2. Положение на рынке начнет изменяться, но уже в другую сторону. Предложение подтягивается к спросу, и, поскольку повышенную цену удержать становится невозможно на уровне Р 2 , она начинает снижаться до уровня Р1. Условия равновесия изменятся, цена станет Р 1 , уровень производства q2, а это значит, что спрос удовлетворен, дефицит ликвидирован. В случае уменьшения спроса рыночный механизм привел бы к уменьшению предложения и производства.
Свободный рынок - абстракция. Вместе с тем, любой реальный функционирующий рынок таит в себе один из главных его элементов - рыночный механизм. Можно сказать, что реальный рынок - это свободный рынок плюс загрязнители (нет полной информации, свободного перемещения ресурсов, только добровольная безработица, монополистические образования, профсоюзы, просчеты и т.п.).