Экономика как наука. проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей
ЭКОНОМИКА КАК НАУКА. ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Этапы становления и развития экономики как науки
Первоначальные экономические знания входили в общие правила поведения людей, носили эмпирический характер и не представляли собой единую научную систему. Они выполняли много функций в жизни общества - были нормативными, инструктивными и т.п. Эти знания были зародышем будущей экономической науки - науки об организации и ведении производства.
Экономика как наукаУже в Древней Греции во времена Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) вводится термин "экономия". Данный термин, дающий первоначальное представление о предмете экономической науки, состоит из двух греческих слов: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - учение, закон.
Политическая экономия
Преодоление феодальной раздробленности, обусловленное углублением общественного разделения труда и развитием товарных отношений, образование централизованных государств повлекли за собой попытки определить правила ведения не отдельного, а общенационального хозяйства. В связи с этим давно известное понятие "экономия" приобретает новое значение - оно превращается в политическую экономию. Первая часть этого термина произошла от слова "политейя", то есть "государственное устройство. Таким образом, под политической экономией понималась наука, изучающая законы хозяйствования в масштабах государства.
Первым ввел этот термин француз А.Монкретьен. В 1615 г. вышел в свет его "Трактат политическая экономия", в котором содержались советы по ведению государственного хозяйства, по сохранению и приумножению богатства. Таким образом, с появлением этой работы экономическая наука как бы раздвоилась: наряду со старой экономией (управление домом, отдельным хозяйством) возникает государственная, или политическая экономия.
В этот же период времени экономическая теория становится самостоятельной экономической дисциплиной. Экономическая теория как наука в течение последующих трех столетий будет развиваться как "политическая экономия".
I. Меркантилизм.Становление политической экономии как науки связано с зарождением в утробе феодального общества капиталистического уклада хозяйствования и появления нового общественного класса - буржуазии. Буржуазия первоначально возникает и действует не в производстве, где еще господствуют феодальные порядки, а в сфере обращения.
Новый хозяйственный уклад проявляется в виде быстро возникающих богатств у лиц "третьего сословия", занимающихся торговлей и операциями с деньгами. Наиболее ярким олицетворением этих богатств стало золото, поэтому и первым довольно широко распространенным в начале XVII в. политико-экономическим учением был меркантилизм. (итал. il mercante, торговец от лат. mercanti, торговать)
Меркантилизм — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т.д. Подразделяют ранний и поздний меркантилизм
Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи. Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления.
Поздний меркантилизм относится ко 2-й половине XVI вв. главные его теоретики: Томас Ман англ, Антонио. Серра итал, Антуан де Монкретьен франц.
Ими была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т.е. поздний меркантилизм трактовал деньги как капитал, признавал, что деньги – это товар.
Принципы меркантилистов:
регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра; поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; поощрение экспорта, особенно готовой продукции; рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.
Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда.
Сущность этого учения, если говорить коротко, сводилась к следующему. Богатство - это прежде всего золото, на которое можно все купить. Его приносит торговля. При этом богатеют те государства, которые в состоянии ввозить много золота, не допуская его вывоза. Поэтому государство должно поощрять мануфактуры, производящие товары для вывоза, торговлю, занимающуюся вывозом товаров, и запрещать вывоз самого золота, а также ограничивать ввоз товаров из других стран, за которые нужно расплачиваться золотом.
Наиболее известными представителями данного учения были: Томас Ман в Англии, Жан Батист Кольбер во Франции, Афанасий Ордын-Нащокин в России.
Предметом исследования меркантилистов была сфера обращения. Меркантильная система исходила из поверхностных явлений процесса обращения, улавливала только внешнюю видимость (богатство проистекает из торговли, главная форма богатства - золото). Это учение отражало общественное положение класса буржуазии в феодальном по основным чертам обществе.
После того, как буржуазия заняла ведущее место в сфере обращения, во внутренней и внешней торговле, она постепенно, проникает в сферу производства. В этот период экономическая наука начинает претерпевать существенные изменения. Поскольку основное внимание стало обращаться не на торговлю, а на производство, это привело к появлению новых направлений в экономической мысли.
II. Классическая школа. Физиократы XVII-XVIII вв. Физиократия означает власть природы. Начало этому новому направлению положил француз Пьер Лепезан Буагильбер Основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.
III.Классическая буржуазная политическая экономия. Следующими продолжателями развития экономической науки были А.Смит и Д.Рикардо. Они окончательно освободились от иллюзии о "преобразующей" роли короля и государства. Согласно их учению, богатство народов создается производительным трудом (причем в отличие от физиократов, не только сельскохозяйственным, но и промышленным). Возможность трудом приносить богатство создают предприимчивые люди, те, кто организует производство, вкладывает свои деньги в промышленность или сельское хозяйство и тем самым обеспечивает рабочих заработной платой, землевладельцев - рентой, государство - налогами, а себя - доходом на капитал.
Содействовать богатству народов - значит дать простор этим предпринимателям. Государство должно снять с них всякие ограничения, предоставив делу идти своим "естественным ходом".
Представителей нового течения в экономической теории назвали классиками буржуазнойполитической экономии.Если кратко охарактеризовать заслуги классической школы буржуазной политической экономии, то они заключаются в следующем:
а) главным объектом изучения она сделала сферу материального производства, указав, что именно здесь находится источник "богатства народов";
б) она раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех производимых товаров;
в) ее представители показали, что общественное производство так же, как и природа, имеет "невидимую руку", т.е. свои законы развития, которые не могут быть отменены ни королями, ни правительствами;
г) анализируя составные элементы создаваемых в производстве ценностей, классики буржуазной политической экономии выявили источники доходов всех слоев общества - предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров и торговцев.
В дальнейшем в процессе формирования и развития капиталистического способа производства представление об экономической теории значительно трансформировалось и обогатилось новыми элементами. В XIX веке обособились две ветви экономической мысли: "пролетарская" (марксистская политическая экономия) и "предпринимательская" (экономикс).
"пролетарская" Так, например, представители марксистского направления экономической мысли (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.) считали, что предметом экономической теории являются производственные (экономические) отношения людей, рассматриваемые в связи с развитием производительных сил общества. Согласно их воззрениям экономическая теория изучает законы и категории производства, распределения, обмена и потребления, благ в различных сменяющих друг друга социально-экономических системах. Их в большей степени интересовала социальная сторона общественного производства.
"предпринимательская" (экономикс)
Предпринимательское направление видело предметом изучения экономической теории вопросы, преимущественно связанные с ростом эффективности производства.
Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом в развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились под гласным и негласным запретом. Познание сущности данных теорий, полное представление о рынке, его плюсах и минусах позволяют понимать происходящие изменения, принимать обособленные решения, осуществлять переход к рыночным отношениям с меньшими материальными и моральными потерями.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в процессе своего развития экономическая теория акцентировала внимание на различных аспектах функционирования экономической системы. Первоначально это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем акценты изучения переместились на отношения, складывающиеся в национальной экономике между отдельными социальными группами и классами. На современном этапе под экономической теорией чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.
Требования к формам и методам государственного регулирования экономики
Первое требование. Государство должно исключать любые действия, разрывающие связи внутри рыночного механизма (тотальное директивное планирование, натуральное распределение по талонам, купонам и т.п., административный контроль над ценами и т.д.).
Второе требование. Поскольку рынок - саморегулируемая система, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами.
Третье требование. Самими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя, а тем более не заменяя рыночные стимулы. Например, инфляционные цены мы можем сбить ставкой налога. В этом случае капиталовложения пойдут не туда, где выше потребности, а туда, где ниже ставка налога.
Четвертое требование. Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Со стороны государства требуется постоянно следить за последствиями применения регуляторов. (Например, стимулирование НТП обусловит рост безработицы). Это надо предвидеть и принять меры.
Конкурентный рынок предъявляет к экономической деятельности государства жесткие требования. Практика показывает, что пока нигде не удалось наладить ее подобающим образом. Каждая страна должна решать свои проблемы, учитывая особенности экономики.
Спрос. Эластичность спроса.
Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, потребности обеспеченной деньгами.
Существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него. Если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то спрос уменьшается. Если производство предлагает к продаже больше товаров, то возросшее их количество может быть продано только по более низким ценам.
Зависимость между спросом и ценой можно показать на графике (см. рис.2). Если на оси абсцисс отражать количество товара Q, покупаемого на рынке, а на оси ординат изменение цены Р, то функциональная зависимость между ними будет выглядеть в виде кривой D. Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. При ее помощи можно определить, как измениться величина спроса при изменении цены и цена при изменении количества покупаемых товаров. Если при цене Р1 величина спроса составляет Q 1, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2 и т.д. В этом случае происходит изменение величины спроса. При этом сам спрос не меняется, а увеличивается или уменьшается количество товара Q, на которое предъявляется спрос при той или иной цене.
Зависимость между ценой и величиной спроса на товар можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. В первом случае при снижении цены товар становится дешевле относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем объеме, не отказывая себе в приобретении других товаров. Во втором случае при снижении цены появляется возможность купить данный товар в большем количестве вместо альтернативных взаимозаменяемых товаров, которые стали относительно дороже (например, если подешевела баранина, то сократится спрос на говядину, свинину, ибо станут больше потреблять баранину).
Помимо цены, на спрос могут влиять и другие, так называемые неценовые факторы, это: уровень доходов в обществе, размеры рынка данного товара, наличие взаимосвязанных товаров (субститутов), предпочтения покупателей (субъективные вкусы покупателей, их психология покупок) и т.д. В результате влияния данных факторов происходит изменение самого спроса, он увеличивается или уменьшается. Графически эти изменения обусловливают сдвиг кривой спроса вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса).
Степень влияния цены на спрос отражается в показателе эластичности спроса Е.
На рисунке 3 представлены три варианта кривой спроса. В варианте А изменение цены и изменение спроса имеют одинаковую величину. В этом случае показатель эластичности спроса по цене равен единице. В этом случае говорят о единичной эластичности спроса по цене.
В варианте Б изменение цены больше чем изменение спроса. Отношение изменения спроса к изменению цены меньше единицы. В этом случае спрос неэластичен. И, наконец, вариант В, где изменение величины спроса превышает изменение величины цены. В этом случае говорят, что спрос эластичен по цене.
Рассмотрим, какое влияние оказывает эластичность спроса по цене на выручку производителя. Выручка - это доход производителя, величина которой зависит от цены товара и объема проданной продукции. При единичной эластичности спроса по цене (Е = 1) динамика цен никак не отразится на величине доходов продавцов. При неэластичном спросе (Е < 1) снижение цены товара незначительно отражается на увеличении спроса. В данном случае снижение цены приводит к снижению доходов продавцов. В третьем случае при эластичном спросе (Е > 1) уменьшение цены обусловливает большое увеличение объема продаж и, как следствие, увеличение доходов продавцов. Из вышеизложенного следует, что иногда в зависимости от показателя эластичности спроса по цене, чтобы увеличить доход от продаж, надо не увеличивать, а уменьшать цену товара.
Степень реакции спроса на изменение цен, а, следовательно, и значение коэффициента эластичности зависит от конкретного вида товара.
Остановимся на различных вариантах эластичности спроса.
· Когда спрос на товар – Q, увеличился (уменьшился) на столько же процентов, на сколько процентов уменьшилась (увеличилась) цена – P, т.е. ΔP = ΔQ, то при этом ЕD = 1 – эластичность единична;
· Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена – спрос эластичен, ED > 1; (предметы роскоши более чувствительны к снижению или повышению цен).
· Когда величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цены – спрос неэластичен, ED < 1; (товары для поддержания жизни человека (предметы питания) имеют слабую эластичность спроса по цене).
Разные товары имеют разный коэффициент эластичности.
Коэффициент эластичности является подвижным. Даже спрос на один и тот же товар может иметь разную эластичность при изменении условий рынка. Эластичность спроса неодинакова на разных участках кривой спроса. Так, при высоких ценах на товар спрос более эластичен, а при низких ценах – менее эластичен.
Значение ценовой эластичности спроса на тот или иной товар имеет практическое значение для предпринимательской и коммерческой деятельности, так как оценка эластичности отражается на объёме денежной выручки от реализации произведённого товара. Предположим, коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы. В этом случае уменьшение цены приведёт к увеличению общей выручки, т.е. при прочих равных условиях возрастает общий объём продаж данного товара, и прирост дохода производителя за счёт роста продаж компенсирует ему падение дохода от снижения цены.
При неэластичном спросе снижение цены уменьшает совокупную выручку, а повышение цены увеличивает совокупную выручку.
Следует далее отметить, что величина чувствительности объёма продаж к изменению рыночных цен зависит от следующих факторов.
1. Количество дешёвых товаров – заменителей (товаров – субститутов). Чем больше товаров – заменителей, тем больше эластичность спроса и наоборот.
2. Фактор времени. Рыночный спрос на товар имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном периоде. Это вызвано временным благом реакции потребителей на изменение цены и большими шансами появления со временем товаров – заменителей.
3. Долговременность пользованием товаром. Отказ от покупки нового товара долговременного пользования в пользу ремонта старого может быть эффективным, хотя и временным способом заменить товар, цена на который поднимается, т.е. этим спрос делается более эластичным в краткосрочном периоде.
4. Важность товара для покупателя. Когда товар очень важен (зубная паста, услуги парикмахера), спрос на такой товар не слишком чувствителен к изменению цены. При увеличении цены потребители тратят больше. С другой стороны есть товары, которые не столь важны для покупателя (катание на лыжах, приобретение телевизора с большим экраном и др.). Товары, покупку которых можно отложить – предметы роскоши, показывают большую эластичность.
5. Степень насыщения рынка товарами. Если все хозяйства будут иметь холодильники, то маловероятно, что производители смогут стимулировать рыночный спрос на холодильники путём снижения своих средних цен продажи.
6. Величина доходов потребителей. По мере снижения цен товар становится доступен потребителям с более низкими доходами, так что рыночный спрос становится всё более чувствителен к снижению цены.
Существуют и другие виды эластичности спроса.
Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрёстной эластичностью спроса по цене.
Эластичность спроса по доходу. Существует прямая связь между типом покупаемых товаров (услуг) и доходом.
Для этого используется показатель эластичности спроса относительно дохода
EJ =∆Q/Q : ∆J/J
Если EJ < 0, то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо (низкокачественное благо).
Если 0 < EJ < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости.
Если EJ > 1, то спрос на благо определяет рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши).
………..ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ.
Таблица 4.1
Первоначально | После перераспределения | ||||
Товар | Цена, ден. ед. (р) | Предельная полезность, утил. (MU) | Отношение предельной полезности к цене(MU/р) | Отношение предельной полезности к цене (МU/р) | Предельная полезность, утил. (MU) |
А | |||||
В | |||||
С |
Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20), а наименьшую товар А (10). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100+80+45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно достигнет состояния, при котором предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность достигнет 255 утилей (150+60+45), т.е. возрастет.
Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории ряд экономистов выдвинули ординалистическую (порядковую) теорию полезности.
Согласно этой теории субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.
Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара X (одежда) и товара Y (продукты питания) (табл. 1). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товаров X и Y.
Таблица 1
Набор товаров | Количество X, ед. | Количество Y, ед. |
А | ||
В | ||
С | ||
D | ||
E | ||
F | ||
G |
Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси – товар X и найдя координаты различных наборов этих двух товаров, приведенных выше, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия (рис 1).Кривая безразличия (U)представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.
Кривая безразличия (U) показывает, что потребитель безразличен к первым пяти наборам (А, В, С, D и Е). Набор F предпочтительнее пяти первых наборов, так как содержит больше и товара X, и товара Y.
Набор G менее предпочтителен, так как содержит меньше, чем любой из первых пяти наборов товаров Х и Y.
Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и Y) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис. 2).Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.
Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем дальше кривая безразличия удалена от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей и, следовательно, наборы безразличия, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.
Таким образом, карта безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.
Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб. и он нуждается в двух товарах Х и Y. Цена товара Х = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (табл. 2).
Таблица 2
Наборы товаров | Товар X, ед. | Товар Y, ед. | Общие расходы, руб. |
А | |||
В | |||
С | |||
D | |||
Е |
Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом: pX X + pY Y = I , где,
pX и pY – цена товара Х и товара Y;
Х и Y – количество товаров Х и Y, которое может быть куплено на доход потребителя;
I – доход потребителя.
Совокупность вариантов выбора, открывающегося перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной – товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (рис. 3).Бюджетная линия (BL) – это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.
Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров Х и Y. Покупатель не может себе позволить набор товаров, соответствующий точке F, т.е. лежащий выше и правее бюджетной линии, так как такой набор, содержащий 35 единиц товара Х и 9 единиц товара X, потребовал бы 5300 руб. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (G), доступна потребителю, но приобретая такой набор (25 единиц Х и 4 единицы Y), который требует 3300 руб., он не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y.
Изучив потребительские, предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Осуществляя свой выбор, напомним, что потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.
Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: он должен находиться на бюджетной линии и должен быть предпочтителен по сравнению с другими наборами.
Этим условиям соответствует точка касания кривой безразличия бюджетной линии. На рис. 4 – это точка е.
Набор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, соответствует точке касания самой высокой кривой безразличия бюджетной линии – точке е. В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность. Точки а и в кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия – U2 ,. Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.
Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, сигнализируя производству (предложению) о том, какое количество товара требуется на рынках.
Конец формы
ЭКОНОМИКА КАК НАУКА. ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ