Понятие и основные задачи курса

Раздел 2

Организация производственных процессов

Глава 4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие и основные задачи курса

Организация производства - учебный курс, нацеленный на изучение: теоретических и методических вопросов организа­ции производства на предприятиях машиностроения (в том числе радиоэлектронного приборостроения); условий и фак­торов рационального согласования действий работников предприятий при использовании предметов и орудий труда в производственном процессе на основе применения знаний в области техники, экономики и социологии аналитических при­емов и передового опыта, направленных на достижение по­ставленных целей по выпуску определенных продуктов труда соответствующего качества и количества.

Предприятия машиностроения и радиоэлектронного при­боростроения характеризуются весьма значительной расчле­ненностью производства в пространстве. Они, как правило, имеют сравнительно небольшое число крупных агрегатов од­новременного действия, но зато много агрегатов, станков и оборудования других видов для изготовления и обработки большого числа деталей различных видов, массы и размеров. При этом по отношению к разным деталям в зависимости от технических требований применяются различные технологи­ческие процессы: для изготовления заготовок применяются методы литья, давления (холодная или горячая штамповка), резания; для обработки детали - резание, термическая, элек­трофизическая и электрохимическая обработка, литье и прес­сование пластмасс, литье и обработка керамических масс; для изготовления сборочных единиц - методы свинчивания, со­членения, сварки, пайки, склеивания; жгутовой и печатный монтаж; гравировка и столярные работы; регулировка, на­стройка и др.

Расчлененность производства в пространстве, многоагре-гатность, многономенклатурность, многооперационность и большое разнообразие технологических процессов, применя­емых при изготовлении деталей и сборочных единиц, отличают машиностроительные (радиоэлектронные) предприятия от предприятий других отраслей производства. Этими особенно­стями обусловлена сложность потоков движущихся и обраба­тываемых заготовок и деталей на предприятиях, поэтому весь­ма важна организация производства, в частности согласова­ние и регулирование движения всех многообразных производ­ственных потоков во времени и пространстве.

Кроме того, организация производства предполагает коор­динацию движения трудовых элементов по операциям и рабочим местам, благодаря которым достигаются равномерная, ритмич­ная работа и высокие технико-экономические показатели.

Объектами организации производства на предприятии яв­ляются производственные системы различных уровней, в ко­торые входят люди и подчиненные им средства труда. Органи­зация производства призвана обеспечивать: во-первых, фор­мирование наиболее рационального состава работников и средств труда производственной системы для выпуска необ­ходимой обществу продукции требуемого качества (конкурен­тоспособной) в установленные сроки и в заданном объеме; во-вторых, установление наиболее рациональных взаимосвязей между всеми элементами производственной системы; в-третьих, непрерывное развитие производственной системы в направлении повышения ее эффективности и наибольшего соответствия изменяющимся условиям ее взаимодействия со своей внешней средой.

Организация производства охватывает все составляющие производственной системы и все аспекты ее производствен­но-хозяйственной деятельности. Поэтому в качестве важней­ших составных частей она включает:

• организацию труда работников предприятия как процесс установления и совершенствования способов выполнения и условий протекания процессов труда;

• организацию производственных процессов во времени и пространстве как процесс функционального, пространствен­ного и временного сочетания и связи вещественных и личных факторов производства;

• организацию поточных методов производства как про­цесс предметного сочетания рабочих мест на участке, объе­диняющий различные группы оборудования для законченно­го цикла обработки деталей или сборки изделий;

• организацию автоматического и гибкого автоматизиро­ванного производства как процесс комплексной механизации и автоматизации не только технологических операций, но и вспомогательных приемов работы (установочных, контро­льных, обслуживающих, транспортных, командных, т.е. управ­ляющих);

• организацию вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств предприятия как процесс комплексного обслужива­ния основных цехов предприятия по всем функциям, выходя­щим за пределы их основной специализации;

• организацию технического контроля качества продукции как процесс установления качества, выпускаемой продукции на предприятии, обеспечения конкурентоспособности изде­лий и экономии общественного труда;

• организацию технического нормирования труда как про­цесс установления меры затрат труда на изготовление едини­цы продукции или выполнение заданного объема работы за определенный период времени;

• организацию и планирование создания и освоения но­вой техники и новой технологии как процесс создания новой и улучшения действующей техники и технологии с учетом тех­нических, организационных, экономических и социальных ме­роприятий;

• организацию управления как процесс создания и совер­шенствования систем управления и способов их функциони­рования.

Рациональная организация производства состоит в том, чтобы интегрировать всю совокупность разнородных компо­нентов, реализующих процесс производства, в целостную и высокоэффективную производственную систему, все элемен­ты которой тщательно "пригнаны" друг к другу по всем аспек­там их функционирования.

Организация производства и оптимальное управление им являются важнейшими факторами ускорения научно-тех­нического прогресса. Они обеспечивают наиболее полное и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия, снижение себестоимо­сти и повышение качества продукции, рост производительности труда и эффективности производства, существенное сокращение длительности цикла "исследование - проекти­рование - производство - реализация" и повышение тем­пов обновления продукции и технического развития произ­водства.

Теоретической основой этой дисциплины являются: "Ос­новы экономической теории", изучающие экономические за­коны развития производства, и "Экономика предприятия", в которой раскрываются действия объективных экономических законов на предприятии, пути и тенденции развития, формы специализации и кооперирования предприятия.

Главной целью данной дисциплины является создание ус­ловий, при которых обеспечивается успешное выполнение плановых заданий каждым производственным подразделени­ем предприятия и предприятием в целом по всем показате­лям и с высокой эффективностью производства.

Поставленная перед предприятием и его подразделения­ми цель достигается путем повседневного решения множества частных задач, направленных на изыскание и использование возможностей:

• повышения эффективности производства, его интенси­фикации на основе научно-технического прогресса и наибо­лее полного использования резервов производства;

• увеличения производительности труда и объема вы­пуска продукции на основе научно-технического прогресса, повышения организации труда, применения прогрессивных систем заработной платы, подъема общеобразовательного уровня работников, повышения качества продукции и дис­циплины труда;

• повышения эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств предприятия на основе равномерной загрузки оборудования, рациональ­ной организации эксплуатации и ремонта оборудования, об­служивания рабочих мест;

• организации работы предприятия с минимальными за­пасами материалов, полуфабрикатов, топлива, остатков гото­вой продукции на складах; повышения квалификации и культурно-технического уровня кадров и улучшения условий тру­да и быта на основе систематической подготовки кадров, оз­доровления условий труда и социально-психологического кли­мата, механизации и автоматизации трудоемких и тяжелых работ, улучшения бытового обслуживания, экономического стимулирования;

• создания личной заинтересованности каждого работни­ка в хозяйском использовании материальных ценностей пред­приятия.

Кроме того, важной задачей курса организации произ­водства является изучение принципов, методов и форм организации производства и управления им. Современный инженер-экономист должен хорошо знать новую технику и технологию производства, уметь создавать системы управ­ления производством, организовывать быстрое освоение производства новой техники и новой технологии с наимень­шими затратами, обеспечивать достижение максимальной прибыльности и рентабельности.

2.2. Предмет, метод и содержание курса

Предметом курса организации производства является изу­чение на основе достижений науки, техники и передового опы­та количественных и качественных зависимостей в производ­стве продукции, определяющих оптимальное сочетание тру­довых и вещественных элементов совокупного производствен­ного процесса и путей его бесперебойного и ритмичного про­текания в условиях конкретного предприятия исходя из постав­ленных перед ним целей и задач.

Оптимальные количественные и качественные зависимо­сти производственных процессов, параметры и показатели производства продукции являются исходной информацией для разработки планов работы предприятий и их подразделений. Поэтому вопросы организации производства рассматривают­ся в непосредственной связи с внутризаводским планирова­нием, а решения, зафиксированные в плановых заданиях, про­водятся в жизнь с помощью управления.

Данный курс формируется на основе опыта организации производства на отечественных и зарубежных предприятиях, анализа достижений передовых, а также причин и недостат­ков отстающих предприятий, цехов и участков.

Изучение курса организации производства осуществляет­ся методом диалектического и исторического материализма, рассматривающего все явления в производственно-хозяй­ственной деятельности предприятия как естественно-истори­ческий процесс, подчиняющийся определенным законам раз­вития.

Все зависимости производственных процессов на пред­приятии рассматриваются в их взаимной связи, в непрерыв­ном развитии, движении, что дает возможность понять неиз­бежность причин и закономерностей возникновения новых и совершенствования существующих решений, приемов и ме­тодов организации производства.

Диалектический подход к вопросам организации произ­водства означает, что любое инженерное и организацион­ное решение или способ изготовления продукции, выпол­нения операций, какими бы они ни были удачными сегодня, могут быть улучшены или заменены новыми, более совер­шенными, более эффективными завтра под воздействием технических достижений, изменившихся условий производ­ства или в связи с постановкой новых задач. Поэтому курс организации производства не дает и не может дать готовых точных решений независимо от времени, пространства, предприятия, участка, характера и масштаба выпуска про­дукции и других условий. Приводится лишь метод подхода к решению задач, исследуются условия, при которых обеспе­чивается наибольшая эффективность производства, и ука­зываются направления, по которым следует искать реше­ние вопроса.

Другими словами, метод диалектического материализма позволяет рассматривать организацию производства как не­прерывную творческую работу по поиску путей повышения эффективности производственного процесса на предприятии, при непрерывном повышении уровня социального развития коллектива трудящихся.

Для обеспечения высокой действенности этой работы необходимо: вопросы организации производства на пред­приятии рассматривать в непосредственной связи с воп­росами развития промышленности страны; овладевать за­кономерностями возникновения, развития, совершенство­вания различных форм и методов организации производ­ства и анализировать причины их отмирания; изучать на­учные и технические тенденции в развитии производства и их влияние на формы и методы организации; обобщать и внедрять передовой опыт работы отечественных и зару­бежных предприятий.

Содержанием курса является изучение основных сторон производственной деятельности предприятия, т. е. труда, орудий труда, предметов труда, продукта труда, в частно­сти: условий и факторов наиболее эффективной организа­ции производственных процессов во времени и в простран­стве, включая проблемы рационального построения произ­водственных структур и планировок заводов, цехов и участ­ков; вопросов рациональной организации трудовых процес­сов, в том числе техническое нормирование, организация заработной платы и управление производственными процессами; путей наиболее эффективной реализации до­стижений в области создания и освоения новой техники и новых технологий, т. е. конструкторских и технологических решений, включая стандартизацию, нормализацию и типи­зацию; способов перемещения предметов труда в произ­водственном процессе, в том числе организацию внутрице­хового и межцехового транспорта; организации рациональ­ного обслуживания основного производства во вспомога­тельных цехах (инструментальном, ремонтном, энергетичес­ком, транспортном и др.) и складском хозяйстве; проблем повышения эффективности капитальных вложений на пред­приятии, замены старой техники новой и внедрение автома­тизированных систем управления; проблем повышения ка­чества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособнос­ти, включая разработку систем управления качеством про­дукции; основных направлений снижения издержек произ­водства и роста прибыльности предприятия.

2.3. Взаимосвязь курса организации производства с экономическими и инженерными дисциплинами

Содержание и круг вопросов, изучаемых в данном кур­се, особенно отчетливо вырисовываются при установлении связи его со смежными экономическими и техническими дисциплинами. Это показывает, что данный курс занимает промежуточное положение между экономическими и техни­ческими дисциплинами. Разработки его решений базируют­ся на знаниях экономических, а также технических и инже­нерных наук. Поэтому данный курс является инженерно-эко­номическим.

Основы экономической теории служат исходной базой, на которой строится изучение закономерностей развития про­изводства, распределения, обмена и потребления матери­альных благ (система производственных отношений). Изве­стно, что развитие общественного производства подчинено определенным экономическим законам. Основы экономичес­кой теории раскрывают содержание этих законов, механизм их действия и методы использования их людьми в практичес­кой деятельности.

Экономика отрасли (предприятия) позволяет изучать за­кономерности развития отрасли и предприятий данной отрас­ли, раскрывать действие экономических законов, определять пути и тенденции развития производства.

Главные положения этих наук служат теоретической осно­вой для построения курса организации производства и опре­деляют методы подхода к решению задач, стоящих перед пред­приятиями в условиях конкретного производства. Кроме на­званных дисциплин, тесно связаны с данным курсом и другие экономические дисциплины, способствующие лучшему усво­ению его, это внутризаводское планирование, научная орга­низация труда и техническое нормирование, статистика, про­граммирование, история экономических учений, экономичес­кая география, маркетинг, экономическая статистика, менедж­мент, бухгалтерский учет и отчетность, аудит, финансы, кре­дит, анализ производственно-хозяйственной деятельности и

другие, на основе которых разрабатываются мероприятия по улучшению организации производства и повышения его эф­фективности.

Технические дисциплины изучают закономерности разви­тия и совершенствования свойств и конструкций предметов труда, орудий и продуктов труда и способов их изготовления, т. е. сырья, материалов, готовой продукции и производствен­ного оборудования. Они непосредственно не связаны с орга­низацией конкретного производства, т.е. с объемом произ­водства, размерами завода, его планировкой и другими чисто организационными мероприятиями. Однако эти дисциплины и прежде всего "Технология машиностроения", "Станки и ин­струмент", "Основы конструирования изделий", "Прикладная математика", "Применение ЭВМ в инженерных и экономичес­ких расчетах", "Основы моделирования и оптимизации управ­ленческих решений" и другие, служат основой для инженер­ных вопросов организации производства.

Разработка вопросов организации производства нередко требует выполнения сложных математических анализов и рас­четов, на основе которых выбираются наилучшие варианты решений в условиях данного предприятия, цеха или участка. Поэтому с помощью математических методов можно рассчи­тывать оптимальные количественные и качественные пара­метры производства.

Задача курса - эффективное использование достижений всей совокупности конкретных экономических наук и техничес­ких дисциплин в организации производства и управления им.

Организация производства предполагает широкое исполь­зование правовой науки, исследующей субъективные сторо­ны управления предприятием, цехом, участком, а также имеет многосторонние связи с философией, социологией, психоло­гией и педагогикой. Данная научная дисциплина не вторгает­ся в область этих наук, ограничивая свою задачу исследова­нием возможностей их наилучшего использования в методо­логии и организации управления предприятием.

Рассмотренные выше положения о связи данного курса с другими дисциплинами определяют его роль в подготовке ин­женеров-экономистов как профилирующего предмета.

Глава 3. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - СЛОЖНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА

Наши рекомендации