Понятие предприятия. Предприятие как система
Экономика предприятия
Понятие предприятия. Предприятие как система
Предприятие – организованная хозяйственная единица, которая преобразует имеющиеся в распоряжении факторы производства в условиях риска в товары и услуги внешнему носителю спроса для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли
Процесс постановки цели на предприятии
1) разработать четкий и последовательный план проведения в компании изменений (он обязательно должен включать сроки выполнения соответствующих действий с указанием ответственных лиц и т. п.);
2) оповестить весь персонал о том, что в ближайшее время будет происходить в компании, для чего нужны намеченные изменения, когда и в каком порядке они будут проводиться. Способы оповещения могут быть различными, все зависит от численности и особенностей коллектива, географии деятельности компании, а также корпоративной культуры. В одном случае удобно и эффективно организовать общее собрании работников, в другом – публикацию в корпоративном издании, в третьем – рассылку писем на электронные адреса сотрудников, в четвертом оптимально использовать несколько способов оповещения персонала. Какой бы канал внутренней коммуникации ни был выбран, важно красочно преподнести персоналу положительные аспекты нововведений и дать ответы на те вопросы, которые больше всего волнуют сотрудников;
3,4) контролировать процесс внедрения нововведений и при необходимости его корректировать. Нет ничего хуже, чем когда в компании тщательно подготовлен и начат процесс каких-либо организационных изменений, а затем все пускается на самотек. Практически всегда то, что отдается на откуп случая, происходит не так, как хотелось бы. Кроме того, процесс внедрения в компании системы регулярного планирования, по сути, представляет собой тест на грамотную постановку цели и достижение ее.
Классификация предприятий
1) По количеству занятых на предприятии сотрудников (по численности)
¾ Микропредприятия
¾ Малые
¾ Средние
¾ Крупные
2) По виду производимых благ
¾ Товар
¾ Услуга
3) По форме собственности
¾ Частная
¾ Государственная
¾ Муниципальная
¾ Смешанная
4) По организационно-правовой форме
¾ Товарищество
¾ Общество с ограниченной ответственностью
¾ Общество с дополнительной ответственностью
¾ Открытое акционерное общество
¾ Закрытое акционерное общество
¾ Унитарное предприятие
¾ Производственный кооператив
Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
Прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными расходами в процессе осуществления предпринимательской деятельности
-Валовая прибыль
-прибыль от продаж
-балансовая прибыль
Чистая прибыль
Рентабельность – показатель эффективности функционирования предприятия
- рентабельность продаж
-рентабельность себестоимости
-Рентабельность основного капитала
- рентабельность оборотного капитала
-рентабельность собственного капитала
-рентабельность заемного капитала
Прибыль. Понятие, виды.
Прибыль – денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, коммерческого расчета.
Различают несколько видов прибыли:
-валовая прибыль – это разница между выручкой от продаж и себестоимости продукции, работ, услуг.
-Прибыль от реализации – это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров.(показатель хозяйственной деятельности торговой фирмы)
ПР = Vp – полная c/c. Полная с/с - с/с проданной продукции, работ, услуг + коммерческие расходы + управленческие расходы
-Балансовая прибыль – сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.
БП = ПР +/- прибыль (убыток) от прочей деятельности
-Чистая прибыль – разница между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней. ЧП (БП) – налог на прибыль.
Понятие амортизации
Амортизация - это важнейший источник воспроизводства и научно-технического развития хозяйства. Это связано не только с ее суммарной величиной (ее доля в себестоимости продукции составляет в среднем по промышленности от 20% до 40%), но и с минимальной по сравнению с прибылью зависимостью от результатов текущей хозяйственной и финансовой деятельности, следовательно, надежностью получения денежных средств.
Эффективное использование амортизации создает финансовые стимулы для развития научно-технического прогресса. К таковым можно отнести:
· механизм ускоренной амортизации, который означает, как правило, удвоение нормы амортизационных отчислений, следовательно, вдвое сокращается срок окупаемости, ускоряется выбытие старых основных фондов, и значит, стимулируются финансовые вложения в новые;
· льготы по налогу на прибыль связаны с обязательным и полным использованием амортизации на реновацию только для финансирования капиталовложений (производственных и на жилье);
· коррекция стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений, законодательно регламентируемая государством, помимо учета инфляции и ее сглаживания, как мера финансового воздействия предопределяет единую техническую политику и предпочтения в развитии тех или иных отраслей и производств;
· специальный режим начисления и использования амортизации для отдельных коммерческих структур малого и среднего бизнеса создает дополнительные стимулы обновления оборудования на этих предприятиях.
Амортизация является денежным выражением физического и морального износа основных средств. Сумма начисленной за время функционирования основных средств амортизации должна быть равна их первоначальной (восстановительной) стоимости.
Расчет точки безубыточности
Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж).
Для расчета точки безубыточности надо разделить издержки на две составляющие:
· Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).
· Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.
Точка безубыточности имеет большое значение в вопросе жизнестойкости компании и ее платежеспособности. Так, степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяет запас финансовой прочности (запас устойчивости) предприятия.
Введем обозначения:
VC | — | переменные затраты. |
FC | — | постоянные затраты. |
P | — | цена за шт. |
AVC | — | средние переменные затраты (на единицу продукции). |
Qбезуб | — | точка безубыточности в натуральном выражении. |
TC все затраты
VR выручка.
Формула расчета точки безубыточности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара):
Qбезуб = FC / (P - AVC) (шт)
TC = VC + FC
CVP-анализ
· Ключевая задача CVP-анализа – понять, из чего складываются затраты компании и как на них отразится принятие того или иного управленческого решения.
· CVP-анализ – один из самых эффективных способов планирования, прогнозирования и управления деятельностью предприятия. Также CVP-анализ может быть положено в основу ценообразования.
· анализ по схеме «затраты-объем-прибыль», также используются названия «операционный анализ» и «анализ безубыточности».
· CVP-анализ – это элемент управления финансовым результатом через точку безубыточности, то есть такую точку, в которой расходы на производство и реализацию продукции полностью компенсируются доходами. Или, иными словами, анализ связи затрат, объема производства и прибыли. Эта связь может быть представлена в качестве формулы:
· Прибыль = Доходы – Расходы = Цена х Объем производства – Переменные расходы – Постоянные расходы.
29. Маржинальный доход. Управление ассортиментом выпускаемой (продаваемой) продукции на основе маржинального дохода.
Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора продукции, позволяющей удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
Основные направления формирования ассортимента:
o Сокращение ассортимента
o Расширение ассортимента
o Стабилизация ассортимента
o Обновление ассортимента
o Совершенствование ассортимента
o Гармонизация ассортимента
Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы.
В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа - изучение состава и источников доходов и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики.
Анализ итогового баланса фирмы дает представление о ее финансовом положении на конец истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это объем продаж при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Часто используется термин точка безубыточности. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж).
Для расчета порога рентабельности принято делить издержки на две составляющие:
Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению объему производства (реализации товаров).
Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.
Значение порога рентабельности представляет большой интерес для кредитора, поскольку его интересует вопрос устойчивости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и основной долг. Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности — степень превышения объемов продаж над порогом рентабельности.
Расчет порога рентабельности широко используется при планировании прибыли и определении финансового состояния предприятия.
Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:
Запас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем степени финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.
Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации.
Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.
Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации.
Операционный рычаг показывает во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на 1%; это показатель риска: чем больше операционный рычаг, тем выше риск.
Маржинальная прибыль рассчитывается как разность выручки от реализации продукции и общей суммой переменных затрат на весь объем производства.
Прибыль от реализации рассчитывается как разность выручки от реализации продукции и общей суммой постоянных и переменных затрат на весь объем производства.
Таким образом, размер финансовой прочности показывает, что у предприятия есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки.
Экономика предприятия
Понятие предприятия. Предприятие как система
Предприятие – организованная хозяйственная единица, которая преобразует имеющиеся в распоряжении факторы производства в условиях риска в товары и услуги внешнему носителю спроса для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли