Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Ознакомиться со статьей Н.П. Рябинина «Экологическое образование как фактор обеспечения безопасности жизнедеятельности учащейся молодежи в условиях зоны повышенного экологического риска». Журнал «Безопасность жизнедеятельности» № 9 за 2006 г.
2. Уяснить экологические просчеты развития современной цивилизации.
II. Рекомендации по выполнению заданий
В ходе подготовки особое внимание уделить вопросам антропогенного загрязнения окружающей среды как результата хозяйственной деятельности человека: промышленность, сельское хозяйство, транспорт.
Также важно уяснить причины и последствия экологического кризиса, основные пять направлений его предотвращения.
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
Дополнительная литература
1. Лурье Ю. Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. –М.: Химия, 1984.
______________________
*задания отмеченные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения
2. Загрязнение воздуха и жизнь растений. Под ред. Майкла Трешоу. – Л., 1988.
3. Кузнецов Г. А. Экология и будущее. Анализ философских оснований глобальных прогнозов. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Яншин А. А., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. – М.: Мысль, 1991.
5. Ежемесячный журнал «Безопасность жизнедеятельности» издательство «Новые технологии», «Безопасность жизнедеятельности» 2006 г.
6. Реакция организма человека на воздействие опасных и вредных производственных факторов. Справочник в 2-х томах. / Под ред. Б. В. Бирюкова. – М.: Изд-во стандартов, 1990.
7. Дубров А. П. Геомагнитное поле и жизнь. – Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
8. Красногорская Н. В. Электромагнитные поля в биосфере. Т. 1 и 2. –М.: Наука, 1984.
9. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. – М.: Мир, 1997.
10. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: Мысль, 1976.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы основные проблемы безопасности развития человечества?
2. Что такое безопасность жизнедеятельности?
3. Какие основные принципы заложены в основу безопасности жизнедеятельности?
4. Назовите составляющие системы «среда-обитания»?
Тема 2. Безопасность продовольственных
И непродовольственных товаров
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучить основные положения Закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. Ознакомиться со статьей «Чисто – без хлора. Методы очистки воды от загрязнений до безопасных концентраций». Журнал «Гражданская защита» № 11за 1986 г. Изд. МЧС России.
II. План практического занятия
1. Классификация загрязняющих веществ, влияние на здоровье человека. Характеристика загрязняющих веществ по группам товаров, контроль за их содержанием.
2. Источники загрязнения непродовольственных товаров.
3. Пути попадания загрязняющих веществ в пищевые продукты.
4. Отходы. Способы утилизации. Особо опасные отходы, правила обращения с ними.
5. Товары, подпадающие под режим уничтожения, способы их утилизации.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Целесообразно рассмотреть вопросы острой нехватки пресной воды на нашей планете, загрязнения естественных водоемов вследствие хозяйственной деятельности людей и, как следствие, важность утилизации опасных отходов производства.
Также важно изучить влияние вредных веществ на организм человека и мероприятия по профилактике профессиональных отравлений на производстве.
IV. Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы
1. Закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
Дополнительная литература
1. Эйхлер В. Яды в нашей пище. – М.: Мир, 1993.
2. Гигиенические нормативы ГН 2.6.054. –96, Госкомсанэпиднадзор России. – М., 1996.
3. Санитарные правила и нормы для предприятий торговли и общественного питания. М.: ИТК «Дашков и К», 2006.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как можно классифицировать опасные и вредные факторы производственной среды?
2. В чем сущность «аксиомы о потенциальной опасности»?
3. Каким требованиям безопасности должны отвечать производственное оборудование и технологические процессы?