Тема 7. организация сбыта товара
Функции каналов сбыта.
Для большинства рынков физическое или психологическое расстояние между изготовителями и конечными пользователями таково, что эффективное согласование спроса и предложения требует наличия посредников. Необходимость сбытовой сети обусловлена тем, что изготовитель не способен принять на себя все обязанности и функции, вытекающие из требования свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей. Обращение к посредникам означает для фирм потерю контроля над определёнными элементами процесса коммерциализации.
Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформированная партнёрами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей или индивидуальных пользователей. Этими партнёрами являются изготовители, посредники и конечные пользователи – покупатели. Любой сбытовой канал выполняет определённый набор функций, необходимых для осуществления обмена. Итак, функции сбыта:
1) изучение результатов сегментации рынка и планирования рекламы;
2) заключение договоров с потребителями или посредниками;
3) учёт и контроль выполнения договоров;
4) разработка плана отгрузки товаров клиентам;
5) определение каналов сбыта;
6) организация приёма, хранения, упаковки, сортировки и отгрузки товаров клиентам;
7) информационное, ресурсное и техническое обеспечение сбыта товаров;
8) стимулирование сбыта;
9) установление обратной связи с потребителями и регулирование.
Потоки в каналах сбыта.
Выполнение рассмотренных функций ведёт к возникновению коммерческих потоков распределения между участниками процесса обмена, направленных во взаимно противоположных направлениях. Всего в канале сбыта можно выделить потоки пяти типов:
1) поток прав собственности - переход прав собственности на товары от одних собственников к другим;
2) физический поток – последовательное физическое перемещение товаров от изготовителя через посредников к конечному потребителю;
3) поток заказов – заказы, поступающие от покупателей и посредников и направляемые изготовителям;
4) финансовый поток – различные выплаты, счета, комиссионные, которые движутся от конечного пользователя к изготовителю и посредникам;
5) поток информации – этот поток распространяется в двух направлениях: сведения о рынке движутся в сторону изготовителя и посредников направляются в сторону рынка.
Наличие канала сбыта подразумевает распределение функций и потоков между участниками обмена. В распределении функций наблюдается большое разнообразие.
Высокий уровень затрат постоянно побуждает предприятия к поиску более совершенных методов сбыта. Очевидно, что функции сбыта можно передать, но их нельзя исключить. С точки зрения фирмы, передача указанных функций посредникам оправдана в той мере, в которой они благодаря своей специализации способны выполнять их более эффективно и с меньшими затратами, чем сам производитель. Привилегированное положение сбытовиков (дистрибьюторов) по отношению к производителям обусловлено пятью факторами:
1) сокращение числа контактов (путём организации торговли через оптового торговца);
2) экономия на масштабе (за счёт группировки предложений многих изготовителей, издержки торгового представителя оптовой фирмы могут быть распределены по нескольким производителям);
3) уменьшение функционального несоответствия между поставками и заказчиками (оптовые и розничные торговцы дают возможность изготовителям и потребителям иметь дело с более удобными для них масштабами поставок);
4) улучшение ассортимента (потребителям нужны разнообразные товары в небольших количествах, тогда как изготовители производят ограниченный набор товаров в больших объёмах);
5) улучшение обслуживания (посредник лучше знает покупателя).
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются функции каналов сбыта?
2. Перечислите типы потоков в каналах сбыта.
- Какие факторы оказывают влияние на дистрибуцию?
Литература
Основная
1. Ильенкова О.В., Бандурин В.Ф. Производственный менеджмент: уч. Для ВУЗов, С-Пб: Питер, 2003;
2. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент, М.: Инфра-М, 2004;
3. Чейз Р.Б. Производственный менеджмент, Кнорус, 2002.
Дополнительная
1. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 1995;
2. Мироносецкий Н.Б. Моделирование процессов создания и выпуска новой продукции. - Новосибирск: Наука, 1996;
3. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮМИТИ, 1997;
4. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. - М.: ПРИОР, 1998
МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ
Тесты по теме 1. «Актуальные проблемы менеджмента».
- В соответствии с концепцией жизненного цикла предприятия при руководстве аналогичной деятельностью одинаковыми методами срок существования предприятия составит:
30-40лет;
20-25лет;
15-20 лет;
10-15 лет.
- Главная причина укрупнения и слияния компаний это:
диверсификация;
конгломерация;
конкуренция;
стратификация.
- Укажите ключевые цели взаимосвязей фирмы с заказчиками и другими организациями:
обеспечение требований потребителя
завоевание рынка;
обеспечение сервисного сопровождения;
функциональная автономность.
- Затраты на обучение и повышение квалификации персонала являются:
средством повышения эффективности деятельности фирмы
дорогостоящими расходами
имиджевой компонентой
одной из целей организации
- Эффективность деятельности фирмы зависит от :
Прерывного обучения персонала;
непрерывного обучения персонала;
не зависит от обучения.
- исходя из новейших концепций ведения бизнеса основным ресурсом в управлении является:
капитал;
ресурсы;
знания и информация;
персонал.
- ключевая роль управления основана на организации:
маркетинга
производства
бизнес-процессов
функциональных принципов
- исключение ненужных процедур и снижение затрат достигается при использовании метода:
реинжиниринг
аутсорсинг
бенчмаркинг
субконтрактации
- Согласно современной теории лучшим управляющим является руководитель:
делегирующий полномочия
централизующий полномочия
передающий лидерство на другие уровни управления
единый лидер всей организации
10. предприятие будущего будет ориентировано на выпуск изделий:
по индивидуальным заказам
поточным методом
партионным способом
единичным методом
Тесты по теме 2. «Задачи производственного / операционного менеджмента».
- Производственный и операционный менеджмент организует:
преобразование ресурсов в продукцию;
обеспечение ресурсами на входе;
предложение услуг, сопутствующих продукту.
- Термин «производственный менеджмент» относится к:
Производству грузовых автомобилей;
Оказанию банковских услуг;
Обеспечению послепродажных функций товара;
выпуску радиоэлектронных устройств.
- Термин «операционный менеджмент» относится к:
организации обучения персонала;
организации грузоперевозок;
производству машиностроительной продукции;
выпуску легковых автомобилей.
- Что не относится основным функциям производства товаров\услуг:
маркетинг;
сервис;
производство;
финансы (учет).
- Производство и операции это:
Затратная компонента организации;
Доходная компонента организации;
Сервисная компонента организации;
один из центров ответственности.
- в процесс менеджмента не входит:
планирование;
организация;
руководство;
диверсификация.
- Снижение потока ресурсов на входах, пока выход товаров или услуг остаётся постоянным это:
увеличение производительности;
снижение производительности;
стабилизация производительности.
- увеличение потока на выходе, пока входы постоянны, представляет:
увеличение производительности;
снижение производительности;
стабилизация производительности.
- Что не относится к входам производственной системы:
готовая продукция
трудовые ресурсы
финансовые ресурсы
сырье и материалы
10. рост отдачи от ресурсов на входе без роста производительности приводит к:
росту цен
снижению цен
неизменности цен
11. при производстве большего количества при неизменных ресурсах затраты производства
растут
снижаются
неизменны
12. к измерению производительности не имеет отношения пропорция между
произведено единиц / использовано ресурсов
произведено единиц / использовано труда
произведено единиц / получено прибыли
Тесты по теме 3. «Стратегии производственного / операционного менеджмента».
1. Для разработки эффективной стратегии организации определяются:
Параметры рынка;
возможности предприятия;
сервисные параметры;
восприятия потребителей.
2. план, созданный для выполнения миссии это:
стратегия;
тактика;
средство контроля;
поддерживающая функция.
3. стратегия как набор правил для принятия решений включает количество групп таких правил:
две;
три;
четыре;
пять.
4. Процесс разработки стратегии завершается:
немедленным действием;
установлением общих направлений продвижения;
фазой эксплуатации;
фазой производства.
5. К стратегическим решениям производственного\операционного менеджмента не относится:
Стратегия товара;
Планирование процесса;
управление запасами;
выбор местоположения.
6. К тактическим решениям производственного\операционного менеджмента не относится:
Управление качеством;
Составление расписаний;
управление запасами;
выбор местоположения
7. возможности процесса, которые доступны для производства товара определяются стратегией:
процесса
товара
размещения
выбора местоположения
8. Мощности, использование персонала, снабжение и планирование складов будут зависеть от стратегии:
процесса
товара
размещения
выбора местоположения
9. требование по трудовым ресурсам и оборудованию определяются и контролируются на основании тактики:
расписаний
качества
запасов
товара
10. в состав общей стратегии производственного\операционного менеджмента не входит учет:
конкурентных требований
возможных намерений фирмы
жизненного цикла товара
учетной политики предприятия
11. ключевыми характеристиками стратегических решений производственного\операционного менеджмента являются:
высокое использование мощности
низкие прямые затраты на единицу продукции
низкий коэффициент загрузки
низкий эффективный фонд времени
Тесты по теме 4. «Стратегия товара».
- Цель стратегии товара:
обеспечить конкурентных преимуществ для товара;
определение процесса производства товара;
расчет затрат на производство товара.
- На выбор товара не влияет:
Социологические изменения;
демография;
метод производства;
техника и технология.
- На стадии разработки товара фирма имеет финансовый поток :
положительный;
отрицательный;
нулевой
- На начальных стадиях жизненного цикла товара основным фактором конкуренции является:
время;
цена;
количество товара;
себестоимость.
- На стадии проектирования товара главной целью ФСА является:
сокращение затрат;
улучшение дизайна;
стандартизация;
снижение сложности.
- Типовой перечень ФСА включает:
Три этапа;
четыре этапа;
пять этапов;
шесть этапов.
- Стоимостной анализ носит основную роль на этапе:
проектирования;
производства;
реализации;
перепроектирования.
- на фазе роста задачей производственного менеджмента является:
прогнозирование требуемых мощностей
минимизация себестоимости
максимизация прибыли
сокращение выпуска
- Процесс проектирования товара может осуществляться с использованием метода:
Сетевого планирования
построения дерева решений
корреляционного анализа
регрессионного анализа
10. Процесс проектирования товара должен учитывать:
Многовариантность товара
методику организации производства
организациооную структуру фирмы
мотивацию персонала
Тесты по теме 5. «Переход к производству».
- К основным методам перехода на выпуск новых изделий не относится:
временного прекращения выпуска продукции;
параллельного перехода;
безостановочного перехода
партионного перехода
- прекращение выпуска изделия, перепланировку действующего и монтаж нового оборудования подразумевает метод:
временного прекращения выпуска продукции;
параллельного перехода;
безостановочного перехода
партионного перехода
- К недостаткам метода временного прекращения выпуска продукции не относится:
значительные потери объёмов выпускаемой продукции;
велики непроизводительные затраты;
нарушается взаимосвязанная работа цехов;
риск связанный с инвестиционными ошибками.
- создание временных производственных подразделений предусматривает метод:
временного прекращения выпуска продукции;
параллельного перехода;
безостановочного перехода
поточного перехода.
- К недостаткам метода параллельного перехода на выпуск новой продукции относятся:
распыляются усилия специалистов;
имеются некоторые потери в выпуске продукции;
велики непроизводительные затраты;
нарушается взаимосвязанная работа цехов.
- резкое окончание выпуска старых изделий с немедленным началом изготовления новых предусматривает метод:
временного прекращения выпуска продукции;
параллельного перехода;
безостановочного перехода
поточного перехода.
- К основным преимуществам метода безостановочного перехода относятся:
резко сокращение потерь в выпуске новой продукции;
снижается конкуренция на рынке
бесперебойное обеспечение предприятия сырьем;
сохраняется стабильность кадров
- изготовление новых и ранее выпускавшихся изделий на одном и том же оборудовании, площадях, тем же персоналом подразумевает метод:
временного прекращения выпуска продукции;
параллельного перехода;
безостановочного перехода
постепенного увеличения выпуска новых изделий с параллельным снижением выпуска старых.
- Моделирование процесса перехода к производству осуществляется:
сетевым методом
способом цепных повторов
методом цепных подстановок
матричным методом
- При контроле моделирования процесса перехода к производству работы выполняются повторно при:
отрицательном результате
положительном результате
нулевом результате
Тесты по теме 6. «Производственный процесс».
- К основным специфическим чертам организаций не относят:
количество уровней управления;
степень контроля;
сложность должностных обязанностей;
степень разделения функций.
- Главный фактор, который определяет организацию фирмы:
технология;
техника;
сервис;
коэффициент индивидуальной оценки.
- производство крупномасштабного оборудования на месте относится к производству:
штучному и мелкосерийному;
массовому;
поточному.
- производство больших серий относится к производству:
штучному и мелкосерийному;
массовому;
поточному
- Ключевым нормативом поточного производства является:
Такт и ритм
размер партии деталей
периодичность запуска-выпуска партий
длительность производственного цикла
- полная мощность может быть неизвестной при производстве:
серийном
поточном
партионном
единичном
- мощность и вероятность поломок известны при производстве:
серийном
поточном
партионном
единичном
- более короткие линии команд и пропорционально меньшее количество управляющих и служащих характерны для производства:
крупносерийного
массового
партионного
индивидуального
9. Для массового производства характерны:
невысокая квалификация рабочих
высокая квалификация рабочих
невысокий коэффициент закрепления операций
высокий коэффициент закрепления операций
10. маркетинг предшествует разработке при системе:
массового производства
серийного производства
штучного производства
11. разработка и производство нового вида продукции предшествует массовому маркетингу в системах производства:
крупносерийного
единичного
массового
партионного
12. Основанием для формирования производственной программы является:
конъюнктура рынка
производственная мощность
пропускная способность
наличие ресурсов
Тесты по теме 7. «Организация сбыта товара».
- эффективное согласование спроса и предложения требует наличия:
потребителей;
производителей;
посредников;
государственного решулирования.
- структура, сформированная в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров для индивидуальных потребителей это:
сбытовая сеть;
сервисная сеть;
производственная сеть.
- К функциям сбыта не относятся:
определение каналов сбыта;
стимулирование сбыта;
установление обратной связи с потребителями;
планирование ресурсных запасов.
- в канале сбыта можно выделить потоки:
трех видов;
четырех видов;
пяти видов;
шести видов.
- в основные мероприятия технического обслуживания в послепродажный период не входит
определение (с покупателем) требований к техническому обслуживанию оборудования;
установление порядка послепродажного технического обслуживания оборудования;
управление техническим обслуживанием;
разработка необходимой технической документации.
- Дифференциация сервисных предложений при организации сбыта вызывает:
дифференциацию цен
конкуренцию издержек
появление новых критериев при покупке товара
рост спроса
- К потокам в каналах сбыта не относится:
поток прав собственности
физический поток
поток заказов
инвестиционный поток
8. Из перечисленных потоков, возникающих в канале сбыта, в двух направлениях распространяется поток:
поток прав собственности
физический поток
поток заказов
поток информации
9. к поиску более совершенных методов сбыта предприятия побуждает:
высокий уровень затрат
низкий уровень затрат
высокие цены
низкие цены
10. издержки торгового представителя оптовой фирмы могут быть ниже, чем у производителя за счет фактора:
экономии на масштабе
сокращения числа контактов
улучшения обслуживания
улучшения ассортимента
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Р.4.11. Производственный менеджмент.
Дисциплина «Производственный менеджмент» предназначена для того, чтобы сформировать у слушателей целостные, систематизированные знания об основах функционирования и организации производства на промышленных предприятиях. Ценность курса состоит в том, что все его материалы разработаны как инструменты освоения конкретных управленческих технологий и навыков в области организации промышленного производства.
По дисциплине «Производственный менеджмент» студенты заочного отделения выполняют одну контрольную работу, цель которой – закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения курса, выработать навыки самостоятельной работы над курсом. В соответствии с таким пониманием назначения дисциплины и цели настоящей контрольной работы, задачи заключаются в закреплении полученных студентами теоретических знаний – научиться рассчитывать основные параметры производственных систем, определять критерии оптимальности управленческих решений.
Содержательная часть заданий, выполняемых студентами, полностью базируется на учебной программе дисциплины. Навыки, приобретенные в результате выполнения данного контрольного задания, будут способствовать в дальнейшем успешному выполнению выпускных квалификационных работ.