Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики
В результате прохождения научно-педагогической практики обучающийся должен обладать следующими практическими навыками, умениями, универсальными и профессиональными компетенциями:
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате прохождения научно-педагогической практики студент должен:
знать:
функции, структуру, условия функционирования, закономерности, тенденции и перспективы развития высшего профессионального образования в России;
федеральные государственные образовательные стандарты, основные образовательные программы по направлению подготовки 030900 Юриспруденция;
дидактические принципы, методы и средства обучения;
уметь:
формулировать цели, задачи, ожидаемые результаты обучения;
избирать оптимальные методы и средства, определять этапы и содержание обучения в соответствии с поставленными целями;
организовывать коллективную и индивидуальную учебную деятельность студентов;
владеть:
методикой преподавания юридических дисциплин, проведения аудиторных занятий, организации самостоятельной работы, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов;
навыками разработки и использования в учебном процессе учебно-методической документации;
навыками эффективного осуществления правового воспитания.
7. Структура и содержание научно-педагогической практики
Общая трудоемкость научно-педагогическойпрактики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа. Практика проходит в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Конкретное содержание научно-педагогической практики планируется научным руководителем студента магистратуры, согласовывается с руководителем магистерской программы и отражается в отчете обучающегося по практике и в его индивидуальном плане.
Содержание практики должно обеспечивать дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у обучающихся научно-педагогической компетентности через системность развития профессиональных умений и навыков на всех этапах практики, усложнение заданий по мере перехода от одного раздела (этапа) практики к другому.
Научно-педагогическая практика проводится по определенной системе и включает в себя следующие этапы и виды деятельности:
№ п / п | Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | ||||||
изучение литературы по педагогике, психологии, методике преподавания | изучение нормативных документов | изучение ФГОС ВПО, ООП, учебных планов, программ, УМК, инструкций | посещение занятий, заседаний кафедр | разработка учебно-методических документов и материалов | проведение аудиторных занятий, руководство выполнением письменных работ | подготовка отчёта | |||
Первый этап (подготовительный) нацелен на получение первичной практической информации о правилах составления и оформления учебно-методической документации и организационно-методических материалов на кафедре. | опрос | ||||||||
Второй этап (методический) направлен на освоение принципов, методов и средств обучения, методики преподавания юридических дисциплин. | опрос, проверка | ||||||||
Третий этап (практический) направлен на освоение образовательных технологий, включает непосредственное участие практиканта в преподавании учебных дисциплин, составлении и использовании необходимой учебно-методической документации | обсуждениезанятия, разработ-ки, рецензии; опрос, проверка | ||||||||
Четвёртый этап (заключительный) включает оформление и защиту результатов практики | защита отчёта о практике |
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике
В ходе научно-педагогической практики применяются различные образовательные технологии: традиционные, модульного обучения, проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектного обучения, интерактивные и информационные технологии.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на научно-педагогической практике
Научно-педагогическая практика в рамках магистерской программы «Конституционное и административное право» организуется кафедрой конституционного и административного права. Во время прохождения практики на студентов распространяются действующие в университете правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, с которыми обучающиеся должны быть ознакомлены в установленном порядке.
Общее руководство и контроль за прохождением практики осуществляет руководитель магистерской программы. Непосредственное руководство практикой студента и обеспечение контроля за выполнением плана прохождения практики осуществляется его научным руководителем.
Научный руководитель согласовывает программу и календарный план прохождения практики с руководителем программы (в календарном плане отражаются содержание работы и сроки её выполнения); формулирует задачи по организации самостоятельной работы студента, разрабатывает индивидуальные задания, оказывает консультационную помощь практиканту; осуществляет контроль за соблюдением сроков, порядка прохождения, выполнением студентом программы практики; оказывает методическую помощь студенту в выполнении программы практики, составления отчета; оценивает результаты выполнения студентом программы практики, проверяет отчет о практике и представляет письменное заключение о её результатах; делает отзывы и замечания о порядке организации и прохождения практики, формулирует предложения по её совершенствованию.
Студент в период прохождения научно-педагогической практики обязан соблюдать трудовое законодательство, действующие в университете правила охраны труда и правила внутреннего распорядка; выполнять предусмотренные программой практики задания в установленные сроки и в полном объёме; вести дневник научно-педагогической практики, фиксировать в нём ежедневно выполняемую работу; всю свою деятельность осуществлять под руководством и в тесном взаимодействии с научным руководителями, регулярно отчитываться перед ними о проделанной на каждом этапе работе.
Учет выполненной в ходе научно-педагогической практики работы ведется каждым практикантом в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждому разделу (этапу) научно-педагогической практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненной работы с анализом и выводами, а также статистические данные, характеризующие её объем. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. По завершении каждого раздела (этапа) практики студент магистратуры представляет соответствующие виды отчетности, содержание и характер которых должны соответствовать программе научно-педагогической практики.
Обязательным условием преподавательской деятельности студента магистратуры в период научно-педагогической практики является разработка и оформление плана-конспекта проводимого занятия (лекция, семинар, практическое занятие, деловая или ролевая игра и др.).
Составными частями плана-конспекта являются:
1). Титульный лист, на котором указываются учебная дисциплина, тип проводимого занятия, тема занятия в соответствии с учебной программой, группа, автор плана-конспекта (практикант), руководитель практики;
2). Цели занятия, которые практикант ставит для аудитории и для себя;
3). План занятия, включающий в себя подлежащие рассмотрению вопросы;
4). Список рекомендуемой литературы по рассматриваемой теме;
5). Подробный текст лекции, ключевые положения обсуждаемых на семинаре вопросов (отрабатываемых на практическом занятии) или сценарий деловой игры;
6). Литература, использованная практикантом при подготовке занятия.
Итоговый отчёт по результатам научно-педагогической практики должен содержать собранный и проработанный студентом информационный и аналитический материал, характеризующий:
место и роль конкретных подразделений вуза в организации учебного процесса;
качество и результативность учебного процесса;
эффективность применяемых образовательных технологий;
виды и результативность работы практиканта;
анализ выполнения программы практики, выводы и предложения по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности.
Общий объем отчёта не должен превышать 30 страниц машинописного текста (не считая приложений). Отчёт о практике должен иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, список использованной литературы и приложения. Приложения могут включать развёрнутые конспекты лекции, семинара, практического занятия, психолого-педагогическую характеристику личности студента и академической группы, сценарный план внеаудиторного мероприятия и другие материалы, характеризующие направления, формы и виды деятельности практиканта в период научно-педагогической практики.