Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
Прибыль – это обобщенный показатель результатов деятельности предприятия, поскольку ее размер зависит от эффективности использования всех факторов производства.
Для предприятия важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли. Абсолютная величина прибыли выражается понятием "масса прибыли". Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.
Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве. Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции.
Рентабельность производства отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как отношение балансовой прибыли (Пб) к величине основных производственных фондов (Оф) и собственных оборотных средств(Ос):
бухгалтерской
где Rп – рентабельность производства, %;
Пб – балансовая прибыль, руб.;
Оф – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
Ос – величина оборотных средств, руб.
Рентабельность продукции показывает степень выгодности производства того или иного вида изделия. Она рассчитывается путем соотношения балансовой прибыли к текущим затратам на производство и реализацию продукции в форме полной себестоимости (Сn):
где Rпр – рентабельность реализуемой продукции, %;
Пб – балансовая прибыль, руб.;
Сn – себестоимость реализованной продукции (полная себестоимость), руб.
Уровень рентабельности может достоверно характеризовать эффективность работы предприятия лишь в том случае, если цены на его продукцию соответствуют рыночному механизму ценообразования. Монополизм, например, порождает дополнительную прибыль, а значит, и монопольную рентабельность.
В настоящее время для определения эффективности работы предприятия (фирмы) рекомендуется использование ряда показателей, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой:
а) общая рентабельность продаж
где - общая рентабельность продаж, %;
- балансовая прибыль, руб.; - объем продаж, руб.
б) чистая рентабельность продаж
где - чистая рентабельность продаж, %;
- чистая прибыль, руб.; - объем продаж, руб.
Соотношение данных общей и чистой рентабельности по одному предприятию с данными других предприятий позволяет определить конкурентоспособность предприятия.
в) рентабельность собственного капитала
где RСК–рентабельность собственного капитала, %;
- чистая прибыль, руб.;
КСР –капитал – средняя его величина на начало и конец периода, руб.
Этот коэффициент рентабельности показывает степень возмещения собственного капитала и характеризует необходимое условие существования и развития предприятия.
г) рентабельность инвестированного капитала
где RИК –рентабельность инвестированного капитала, %;
Р – результат прироста производства от инвестиций, руб.;
ИК - инвестированный капитал, руб.
Этот коэффициент выражает в процентном соотношении среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала независимо от формы использования финансовых вложений предприятия.
Следует отметить, что на массу прибыли и величину рентабельности влияют объем производства, уровень цен, размер издержек, процент за кредит, методы конкурентной борьбы, уровень техники, технологии, организации труда и производства, степень государственного регулирования цен, налогов и нормы амортизации.
Поэтому основными путями повышения рентабельности являются удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих затрат на производство продукции. В конечном счете условием того и другого является широкое применение в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, используемых в производстве.
Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы"
1. Чему равна прибыль ?
2. Является ли правильным утверждение: «Бухгалтерская прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль» ?
3. Является ли правильным утверждение: «Бухгалтерская прибыль больше экономической прибыли на величину неявных издержек» ?
4. Как можно определить педельную прибыль ?
5. Сответствует ли понятию “нормальная прибыль” определение : «Минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах направления деятельности» ?
6. На предприятии, находящимся в единоличном владении и производящим керамические изделия, используется труд 2-х наемных работников, фонд заработной платы которых составляет 500 тыс. рублей в месяц. Производство ведется в помещении, которое является собственностью владельца и при сдаче его кому-либо в аренду могло бы приносить владельцу 100 тыс. рублей ежемесячного дохода. За оборудование, взятое в аренду, ежемесячно выплачивается аредная плата в сумме 20 тыс. рублей. Ежемесячные затраты на приобретение сырья составляют 80 тыс. рублей. Владелец предприятия сам упрвляет процессом производства, хотя на конкурентном предприятии аналогичного типа ему предлагали должность менеджера с окладом в 600 тыс. рублей в месяц. Чему равна величина экономической (Пе) прибыли, при условии , что в месяц на данном предприятии производится и реализуется продукции на 1,8 млн. рублей ?
7. На предприятии, находящимся в единоличном владении и производящим керамические изделия, используется труд 2-х наемных работников, фонд заработной платы которых составляет 500 тыс. рублей в месяц. Производство ведется в помещении, которое является собственностью владельца и при сдаче его кому-либо в аренду могло бы приносить владельцу 100 тыс. рублей ежемесячного дохода. За оборудование, взятое в аренду, ежемесячно выплачивается аредная плата в сумме 20 тыс. рублей. Ежемесячные затраты на приобретение сырья составляют 80 тыс. рублей. Владелец предприятия сам управляет процессом производства, хотя на конкурентном предприятии аналогичного типа ему предлагали должность менеджера с окладом в 600 тыс. рублей в месяц. Чему равна величина бухгалтерской (Пб) прибыли, при условии , что в месяц на данном предприятии производится и реализуется продукции на 1,8 млн. рублей ?
8. Зависит ли динамика совокупного дохода от эластичности спроса по цене ?
9. Должна ли фирма прекратить свою производственную деятельность при нулевой экономической прибыли ?
10. Как определить валовую маржу фирмы на единицу продукции ?
11. Чему равна точка безубыточности для фирмы, если цена равна 40 000 рублей, постоянные издержки равны 20 млн. руб., средние переменные издержки равны 30 000 руб, средние постоянные равны 4000 руб. ?
Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: рыночная структура; совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; чистая монополия; олигополия; правило равенства предельного дохода и предельных издержек; максимизация прибыли; минимизация убытков; закрытие фирмы; долгосрочный период; условия долгосрочного равновесия; экономическая ненулевая прибыль; отрицательная экономическая прибыль; парадокс прибыли.