Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: равновесие потребителя; точка равновесия потребителя; внутреннее равновесие; угловое равновесие; кривая "доход—потребление"; кривые Энгеля; эффект дохода; эффект субституции (замещения).
Чтобы ответить на вопрос, какая комбинация доступных потребителю благ окажется для него наиболее предпочтительной (другими словами, какая принесет наибольшую полезность), совместим на графике «бюджетную линию» и «карту безразличия» (рис. 2.13.).
Криваяже спроса для отдельной фирмы совершенно эластична (горизонтальна), так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что цена остается постоянной, средний (AR) и предельный (MR) доходы также остаются постоянными и совпадают с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене.
Наибольшую полезность потребителю принесет такая комбинация благ А и В, которая соответствует точке касания бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия.
В нашем случае комбинация благ А и В, которая обеспечивает равновесие потребителя, соответствует точке У, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия Д2. В любой другой точке (в нашем примере R и С) бюджетная линия пересекается с кривой безразличия, лежащей ниже кривой с точкой У, а поэтому полезность, соответствующая этим точкам (R и С) будет меньше, чем полезность в точке У. Следовательно, точка У – точка оптимального потребительского выбора или точка равновесия потребителя.
В тоже время точка Т хотя и соответствует большой сумме полезности, чем точка У, недоступна для данного потребителя, ибо находится выше бюджетной линии.
Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Это значит, что в данном состоянии достигается максимально возможный результат, т.е. максимальная полезность, наибольшее удовлетворение потребностей. В точке равновесия наклон линии бюджетных возможностей, определяемый соотношением цен товаров, совпадет с наклоном кривой безразличия, определяемым предельной нормой замещения. Это значит, что условие равновесия потребителя можно записать так:
РА/РВ = MRSАВ,
а так как MRSАВ = MUА/MUВ, то MUА/MUВ = РА/РВ или
MUА/PВ = MUВ/PВ.
Таким образом, условие равновесия, выведенное кардинализмом, совпадает с ординалистским условием равновесия.
Выведенное условие равновесия, когда потребляются два товара, называют внутренним равновесием. Если же предпочитается один из товаров, то может быть угловое равновесие (рис. 2.14.).
Положение равновесия потребителя изменяется при изменении дохода потребителя и цен на товары. Если доход потребителя растет, то точки равновесия смещаются вместе с бюджетной линией. Соединив эти точки, мы можем получить кривую, которую называют кривой "доход—потребление" (рис. 2.15.).
Эти кривые для разных товаров выглядят по-разному: на рис. 2.15,а — нормальный товар, б — товар низшего качества, в — товар, независимый от дохода. На вертикальной оси отложим расходы на все остальные товары.
Положив в основу кривую «доход — потребление», можно построить график «доходы — расходы» для двух благ, например пищи и одежды. Для этого проведем на плоскости «доход — расходы» под углом 45° пунктирную линию, на которой расходы равны доходу. На горизонтальной оси отложим величину дохода, используемого на покупку благ; на вертикальной – денежные суммы расходов на каждое благо (рис. 2.16.).
Так для дохода I1 расходы на питание составят F1I1, на одежду — G1F1, суммарные расходы — G1I1. При увеличении дохода потребителя до I2 расходы на питание достигнут F2I2, на одежду — G2F2 , суммарные расходы — G2I2.
Аналогичным образом можно представить расходы потребителя на все основные группы товаров и услуг на одном графике.
Кривые «расходы — доходы» называются кривыми Энгеля, в честь немецкого статистика XIX в., который задолго до теоретических исследований потребления на основе статистических данных установил зависимость характера потребления от дохода. Исследование семейных бюджетов потребителей ряда стран в разные периоды времени позволило Э. Энгелю сделать вывод о том, что чем меньше доход, тем большая его часть тратится на питание. Это теоретическое положение вошло в историю экономической науки как закон Энгеля. В настоящее время оно используется в международной статистике для характеристики уровня благосостояния семьи.
Равновесие потребителя может изменяться и под влиянием изменения цен. Вместе с тем эффект цены распадается на два отдельных эффекта: эффект дохода и эффект субституции (замещения). Первый заключается в том, что с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, повышающий возможности потребления данного товара. Второй эффект проявляется в том, что с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты. Однако в случае с нормальным товаром и с товаром низшего качества эти эффекты могут действовать по-разному. Результаты этих эффектов можно сравнить по табл. 2.4.
Таблица 2.4.