Сущность и задачи закупочной логистики.
Логистика – наука и практика управления и регулирования движения матер и связанных с ней информационных потоков, а также обслуживающих их финансовых потоков в пространстве и времени от первичного источника до конечного потребителя.
Закупочная Л - управление мат. потоками с целью эфф-го обеспечения предприятия мат. ресурсами. (разработка планов закупок, поиск поставщиков, анализ условий поставок, заключение договоров с поставщиками, составление отчетов, анализ выполнения заказов и результатов поставок)
Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.
Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
При этом решаются задачи:
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.
2. Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них.
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.
Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы.
Логистика закупок выполняет следующие функции:
1) формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
2)получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
выбор поставщиков;
3)определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
4) согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
5) контроль за сроками поставки материалов;
6) входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
7) доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
8) поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.
Планирование закупок
Логистика закупок (снабжения), являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения: анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов; определение метода закупок; согласованность цены и заключение договора; установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок; организация размещения товаров на складе. Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения решает также задачу уравновешивания противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизации складских запасов. Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов В процессе планирования закупок необходимо определить: какие материалы требуются; количество материалов, которые понадобятся для производства продукта; время, когда они понадобятся; возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары; требуемые площади ваших складских помещений; издержки на закупки; возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.
Определение метода закупок
Определение метода закупок является важным этапом в логистической деятельности. Закупки могут осуществляться следующим образом. 1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала. 2. Регулярные закупки мелкими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления каждой партии; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе. 3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Метод закупки широко используется так, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товара, имеющегося на складе; требуемое количество товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.
4. Получение товаров по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями: · количество не устанавливается, а определяется приблизительно; · поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем; · оплачивается только поставленное количество товара; · по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов. 5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка эпизодически используемых товаров и ( или ) когда их невозможно получать по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток метода – в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкие партии заказов и множество поставщиков.