Внешнеэкономическая деятельность прелприятия

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, науч­но-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредит­ных отношений с зарубежными странами. Предприятие — участник ВЭД — это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные не­имущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. При существующей самостоятельности участников ВЭД государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД концептуально определены в Федеральном законе «О государствен­ном регулировании внешнеэкономической деятельности».

Во внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные сделки.

Экспорт — это вывоз товаров с таможенной территории стра­ны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возмож­ное предоставление иностранными лицами услуг и прав на ре­зультаты интеллектуальной собственности.

Импорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя.

Реэкспорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного то­вара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Внешнеторговый контракт — это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт является основным базовым документом, определяющим меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки.

Предприятия осуществляют экспортно-импортные операции самостоятельно посредством реализации прямых договоров с иностранными партнерами или через посредников — другие предприятия, предоставляющие свои услуги по ВЭД.

Основной документ, регулирующий экспортные отношения предприятий, — экспортный контракт, или договор купли-продажи

Таможенные сборы.Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ устанавливают порядок государственного контроля за организацией экспортно-импортных потоков через таможенную границу. Таможенный тариф представляет собой свод ста­вок таможенных пошлин, взимаемых с участников внешнеэкономической деятельности при пересечении границы.

Таможенная пошлина (налог на экспорт) — это размер платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе и вывозе това­ра, исчисленный, как правило, в процентах от таможенной его стоимости.

Таможенная стоимость — это цена, фактически полученная или подлежащая уплате за товар при пересечении таможенной границы страны при ввозе.

Импорт продукции (товаров).Импорт — это покупка товаров (ус­луг) у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя. Наряду с этим существует реимпорт това­ров, представляющий собой таможенный режим, когда российские товары, поставленные на экспорт, вновь ввозятся на таможенную территорию РФ в сроки, установленные Положением о таможенном режиме реимпорта товаров. Этот режим интересен тем, что методы экономического воздействия со стороны государства применяются ограниченно, в частности, не начисляются таможен­ные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы.

Импортный товар должен соответствовать ГОСТам и иметь соответствующее подтверждение.

Свободные экономические зоны в экономике России.Свободные экономические зоны (СЭЗ), или зоны свободного предпринима­тельства, в мировой практике — это специально выделенные тер­ритории с льготным таможенным, налоговым, валютным режи­мами, в которых поощряются приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капита­лом, производственная торговля и иные виды предприниматель­ской деятельности, развитие экспортного капитала.

Мировая практика показывает, что при определенных услови­ях СЭЗ ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. СЭЗ могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.



Наши рекомендации