Права и обязанности застрахованного

Согласно Указа Президента Республики Беларусь 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» застрахованный от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет право:

получать страховые выплаты в порядке и на условиях, установленных настоящим Указом, при наступлении страхового случая;

участвовать в расследовании несчастного случая на производстве или профессионального за­болевания;

обжаловать решение по вопросам расследования несчастного случая на производстве;

защищать свои права и законные интересы, в том числе в суде;

самостоятельно обращаться в МРЭК по вопросу освидетельствования или переосвидетельствования;

бесплатно получать от страхователя и страховщика информацию об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

бесплатно обучаться безопасным методам и приемам работы в порядке.

Застрахованный обязан:

в 2-недельный срок в письменной форме извещать страховщика о наступлении обстоятельств, влекущих изменение или прекращение ежемесячных страховых выплат, а также об изменении ме­ста жительства;

выполнять рекомендации, предусмотренные заключениями МРЭК, проходить медицинское переосвидетельствование в срок, установленный этой комиссией.

Застрахованный и лица, имеющие право на получение страховых выплат, несут ответствен­ность за достоверность и своевременность представления ими страховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по обязательному страхованию, включая изменение размера страховых выплат или их прекращение. В случае сокрытия или недостоверности указанных сведений, необходимых для подтверждения права на получение страховых выплат, застрахованный и лица, имеющие право на их получение, возмещают страховщику излишне понесенные им расходы.

Порядок назначения ежемесячных страховых выплат.

Срок принятия решения об их осуществлении.

Согласно Положению о страховой деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, решение о назначении страховых выплат принимается страховщиком (Белгосстрах) на основании заявления застрахо­ванного или лица, имеющего право на получение таких выплат, и прилагаемых к нему документов:

акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании;

заключения МРЭК о степени утраты застрахованным профессиональной трудоспособности;

заключения МРЭК о необходимых видах медицинской, социальной и профессиональной реаби­литации застрахованного и других видах помощи, обеспечения, ухода;

свидетельства о смерти застрахованного;

справки жилищно-эксплуатационной организации о составе семьи умершего застрахованного;

справки учреждения образования о том, что член семьи умершего застрахованного, обучается на дневной форме обучения;

документов, подтверждающих нетрудоспособность членов семьи умершего застрахованного;

документов, подтверждающих факт нахождения членов семьи на иждивении умершего застра­хованного;

Застрахованный вправе обратиться к страховщику с заявлением о получении страховых выплат неза­висимо от срока давности страхового случая.

Решение об осуществлении страховых выплат или об отказе в их назначении принимается страховщиком не позднее десяти рабочих дней (в случае смерти застрахованного – не позднее пяти рабочих дней) со дня поступления всех необходимых документов.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются застрахованному на весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого МРЭК установлен факт утраты.

Требования застрахованных о назначении ежемесячных страховых выплат, заявленные по истечении трех лет со дня возникновения права на получение указанных выплат (возмещения вре­да), удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавших обращению.

Действия нанимателя (страхователя) по окончании расследования

Несчастного случая

В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2004 № 30) наниматель, страхователь в течение двух дней по окончании рас­следования:

рассматривает материалы расследования, утверждает акт формы Н-1 или НП и регистрирует его в специальных журналах;

направляет по одному экземпляру акта формы Н-1 или акта формы НП потерпевшему или лицу, представляющему его интересы, государст­венному инспектору труда, специалисту по охране труда с материалами расследова­ния;

направляет один экземпляр акта формы Н-1 с материалами расследо­вания страховщику;

направляет копии акта формы Н-1 или акта формы НП руководителю подразделения, где работает (работал) потерпевший, в профсоюз, орган государственного специали­зированного надзора и контроля, если случай произошел на поднадзорном ему объекте, в вышестоящую организацию (по ее требованию).

209. Порядок расследования несчастного случая, при котором погибло

пять и более человек

Согласно Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утвержд. постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 №30) расследование несчастного случая, при котором погибли пять и более человек (если по этому поводу не было специального решения Совета Министров Республики Беларусь), проводится Главным государственным инспекто­ром труда Республики Беларусь (на объекте, поднадзорном органу госу­дарственного специализированного надзора и контроля, – руководителем указанного органа и Главным государственным инспектором труда Рес­публики Беларусь) с участием руководителей соответствующих республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, выше­стоящей организации, местных исполнительных и распорядительных ор­ганов, уполномоченных представите­лей организации, нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представи­тельного органа работников), вышестоящей организации. В расследовании имеют право принимать участие также представитель страховщика и лица, представляющие интересы погибших.

По результатам расследования составляется Заключение, на основании которого оформляются акты формы Н-1 на каждого погибшего в 4-х экземплярах.

210. Порядок специального расследования несчастных случаев

Порядок специального расследования несчастных случаев регламентирован Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров РБ 15.01.2004 № 30. Согласно Правилам специальному расследованию подлежат:

групповые несчастные случаи, происшедшие одновременно с двумя и более работниками, независимо от тяжести полученных травм;

несчастные случаи со смертельным исходом;

несчастные случаи с тяжелым исходом.

Тяжесть производственных травм определяется организациями здравоохранения в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом наниматель немедленно сообщает:

территориальному структурному подразделению Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;

территориальному структурному подразделению Департамента государственной инспекции труда;

в вышестоящую организацию;

в профсоюз (иной представительный орган работников);

территориальному органу государственного специализированного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу;

страховщику.

О несчастных случаях с тяжелым исходом наниматель информирует указанные выше органы после получения заключения организации здравоохранения о степени тяжести травмы потерпевшего.

Специальное расследование несчастного случая проводит государственный инспектор труда с участием уполномоченного должностного лица нанимателя, представителя профсоюза, вышестоящей организации, страховщика.

Специальное расследование несчастного случая, происшедшего в организации (на объекте), подконтрольной органу государственного специализированного надзора (Госпромнадзор, Энергонадзор), проводится представителем органа государственного специализированного надзора совместно с государственным инспектором труда.

Специальное расследование группового несчастного случая, при котором погибли два–четыре человека, проводится главным государст­венным инспектором труда области или города Минска (на объекте, под­надзорном органу государственного специализированного надзора и кон­троля, – соответствующим руководителем указанного органа и главным государственным инспектором труда

Специальное расследование проводится (включая оформление и рассылку докумен­тов) в срок не более 15 рабочих дней со дня получения сообщения о происшествии. Указанный срок может быть однократно продлен главным государственным инспектором труда Республики Беларусь не более чем на 15 рабочих дней.

211. Срок проведения специального расследования несчастного случая на производстве. Документы, которые составляется по результатам специального расследования.

Данный вопрос регламентирован Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30.

Правилами установлено, что специальное расследование несчастного случая проводится (включая оформление и рассылку до­кументов) в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве. В указанный срок не включается время, необхо­димое для проведения экспертиз и получения заключений (постановле­ний, решений) правоохранительных органов, организаций здравоохране­ния и других. Указанный срок может быть однократно продлен главным государст­венным инспектором труда области или города Минска до 15 рабочих дней.

Главный государственный инспектор труда Республики Беларусь мо­жет устанавливать более длительные сроки специального расследования.

По результатам расследования составляются следующие документы:

Заключение государственного инспектора труда (представителя органа государственного специализированного надзора и контроля и го­сударственного инспектора труда) о несчастном случае;

акт формы Н-1 или акт формы НП на каждого потерпевшего в четырех экземплярах.

212. Законодательная основа стандартизации в Республике Беларусь

Законодательную основу стандартизации в Республике Беларусь составляют:

Закон “О техническом нормировании и стандартизации” регулирует отношения, возникающие при разра­ботке, утверждении и применении технических требований к продук­ции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (исполь­зования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказа­нию услуг, определяет правовые и организационные основы техниче­ского нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

технической и информационной совместимости, а также взаимоза­меняемости продукции;

единства измерений;

национальной безопасности;

устранения технических барьеров в торговле;

рационального использования ресурсов.

Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:

обязательности применения технических регламентов;

доступности технических регламентов, технических кодексов и го­сударственных стандартов, информации о порядке их разработки, ут­верждения и опубликования для пользователей и иных заинтересо­ванных лиц;

приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;

использования современных достижений науки и техники;

обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;

добровольного применения государственных стандартов.

Закон “Об оценке соответствия требованиям технических норматив­ных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации” определяет правовые и организационные ос­новы оценки соответствия объектов требова­ниям технических нормативных правовых актов в области техниче­ского нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении оценки соот­ветствия.

Согласно Закону к техническим нормативным правовым актам в области техниче­ского нормирования и стандартизации, на соответствие которым осу­ществляется оценка соответствия, относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, технические условия.

Оценка соответствия осуществляется в целях:

обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека,

имущества и охраны окружающей среды;

повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

создания благоприятных условий для обеспечения свободного пе­ремещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом со­трудничестве и международной торговле.

Принципами оценки соответствия являются:

гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия;

обеспечение идентичности правил и процедур подтверждения со­ответствия продукции отечественного и иностранного производства;

соблюдение требований конфиденциальности сведений, получен­ных при выполнении работ по оценке соответствия.

Документы об оценке соответствия действуют на всей территории Республики Беларусь.

Наши рекомендации