Основные задачи и функции государственного энергетического надзора

Согласно Положению о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.1998 № 26 (в действ. редакции) государственный энергетический на­дзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией.

Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются управление государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики, управление государственного энергетического надзора государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго», филиалы “Энергонадзор”.

Органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами контролируют:

соблюдение потребителями правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации;

соблюдение потребителями и энергоснабжающими организациями правил пользования электрической и тепловой энергией;

обеспечение оптимального уровня компенсации реактивной мощности в электрических установках промышленных и приравненных к ним потребите­лей электроэнергии.

Управление государственного энергетического надзора:

руководит деятельностью филиалов “Энергонадзор” по осуществлению ими государственного энергетического надзора и контролирует эту деятельность;

организует разработку правил технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией, утверждаемых в установленном порядке;

обеспечивает внесение в установленном порядке предложений о сня­тии с производства электрического и теплоиспользующего оборудования, не удовлетворяющего требованиям надежной эксплуатации и безопасности обслуживания этого оборудования, а также о пересмотре соответствующих нормативных документов на его изготовление;

рассматривает в установленном порядке представляемые на согла­сование проекты нормативных документов по стандартизации электричес­кого и теплоиспользующего оборудования;

организует издание в установленном порядке литературы и плакатов по технике безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Государственным инспекторам по энергетическому надзору пре­доставляется право:

давать обязательные для всех потребителей предписания об устране­нии нарушений;

требовать от потребителей незамедлительного отключения электричес­ких и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, угрожа­ющих возникновением аварий, пожаров либо представляющих угрозу жизни людей;

осуществлять осмотр присоединенных к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций электрических и теплоиспользующих установок потребителей и давать заключение о возможности их ввода в эксплуатацию;

беспрепятственного доступа в любое время суток для выполнения воз­ложенных на них обязанностей к электрическим и теплоиспользующим установкам при предъявлении удостоверения;

осуществлять контроль за своевременностью проверки знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки потребителей, правил по технике безопасности при их эксплуатации, давать обязательные для руководителей объединений, предприятий, организаций и учреждений указания по вопросам допуска к работе на указанных установках лиц, не прошедших проверки знания этих правил или нарушающих их;

принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок и т.д.

107. Общие требования к организации безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления.

Согласно Правилам промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по чрез­вычайным ситуациям Республики Беларусь 02.02.2009 № 6 (далее – Правила), организация, эксплуатирующая объекты газораспределительной сис­темы и газопотребления, обязана:

иметь лицензию (разрешение) Госпромнадзора на эксплуатацию объектов;

выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслу­живания и ремонта, обеспечивающего содержание газораспределительной системы и газопотребления в исправном состоянии, и соблюдать требования Пра­вил;

иметь копии лицензий (разрешений) организаций, выполняющих на договорной основе работы по техническому обслуживанию и ремонту;

иметь требуемый по штату персонал, удовлетворяющий квалификационным требованиям, не имеющий медицинских противопоказаний к работе;

иметь нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения работ на объектах газораспределительной системы и газопотребления;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюде­нием требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и сис­тем контроля;

обеспечивать проведение технического обследования (диагностику тех­нического состояния) газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических средств) в установленные Правилами сроки или по требованию (предписанию) органов Госпромнадзора;

своевременно информировать в установленном порядке территориальные органы Госпромнадзора об аварии или инциденте, происшедших на объектах;

принимать участие в техническом расследовании причин аварий, прини­мать меры по их устранению, профилактике и учету;

представлять в территориальные подразделения Госпромнадзора информацию о выполнении мероприятий по предотвращению аварий, предписываемых актом расследования.

Обеспечение указанных мероприятий возлагается на руководителя организации.

108. Общий порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов

Порядок приемки в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов регулируется Техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-59-2008 ««Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения».

Приемочные комиссии назначаются не менее чем за 30 дней до начала приемки объекта в эксплуа­тацию. Заказчиком (застройщиком) с участием подрядчика должна быть определена дата начала и окончания работы приемочной комиссии с учетом установленного срока ввода объекта в эксплуатацию.

Приемочная комиссия создается из представителей:

заказчика (застройщика);

генерального подрядчика (подрядчика);

генерального проектировщика (проектировщика);

эксплуатирующей организации;

государственного пожарного надзора, а при приемке объектов социальной сферы – и представи­теля местных исполнительных и распорядительных органов.

Приемка объекта в эксплуатацию оформляется актом установленной формы, который подписыва­ется всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом, назначившим комиссию.

Соответствие объекта утвержденной проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и безопасности должно быть подтверждено заключениями органов Государственного надзора.

Председатель приемочной комиссии письменно извещает органы Государственного надзора о приемке объекта не менее чем за 15 дней до начала работы комиссии.

Органы Государственного надзора обязаны до завершения работы приемочной комиссии пред­ставить заключение о готовности объекта или мотивированный отказ.

Приемка объектов без наличия в акте приемки хотя бы одной подписи члена комиссии, а также при наличии мотивированного отказа со стороны органов Государственного надзора не допускается.

Акт приемки составляется в 5 экземплярах: 2 – заказчику, 2 – балансодержателю объекта, 1 – подрядчику.

Акты приемки утверждаются лицами назначившими комиссию в срок не более 15 дней после подписания акта. Объекты по которым сроки прошли считаются непринятыми и комиссия назначается повторно.

109. Основные требования к организации безопасной эксплуатации котлов

В соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплу­атации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением МЧС РБ 27.12.2005 N 57 владелец котла обязан:

назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуа­тацию котлов из числа специалистов, прошедших проверку знаний в установ­ленном порядке;

обеспечить специалистов правилами и руководящими указаниями по безо­пасной эксплуатации котлов;

назначить в необходимом количестве лиц обслуживающего персонала, обуче­нных и имеющих удостоверение на право обслуживания котлов;

разработать и утвердить производственную инструкцию для персонала, об­служивающего котлы, на основе инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации котла с учетом компоновки оборудования;

установить такой порядок, чтобы персонал, на который возложены обязанн­ости по обслуживанию котлов, вел тщательные наблюдения за порученным ему оборудованием путем его осмотра, проверки исправности действия арматуры, КИП, предохранительных клапанов, средств сигнализации и защиты, питатель­ных насосов. Для записи результатов осмотра и проверки должен вестись смен­ный журнал;

установить порядок и обеспечить периодичность проверки знаний руководящими работниками и специалистами правил, норм и инструкций по технике безопасности;

организовать периодическую проверку знаний персоналом производственных инструкций;

обеспечить проведение технических освидетельствований котлов в установле­нные сроки;

проводить периодически, не реже одного раза в год, обследование котлов с последующим уведомлением инспектора органа технадзора о результатах этого обследования.

110. Основные требования Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением, по обеспечению содержания сосудов в исправном состоянии и безопасных условий их работы

В соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной экс­плуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных постановлением МЧС РБ 27.12.2005 N 56, владелец обязан обеспечить содержание сосудов в исправном состоянии и безопасные условия их работы.

В этих целях необходимо:

назначить приказом из числа специалистов, имеющих высшее или техническое образование, прошедших проверку знаний Правил, от­ветственных по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов и ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов. Повторную проверку знаний указанные специалисты должны про­ходить один раз в 3 года, а ответственный по надзору, кроме того, не реже одного раза в 5 лет – повышать свою квалификацию. Лица, ответст­венные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, не имеющие технического образования, должны пройти обучение в специаль­ных учебных заведениях, имеющих на это разрешение органа технадзора, по согласованным с ним программам. При отсутствии на предприятии специалистов с высшим или средним техническим образованием ответственный по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов может быть назначен по согласованию с местным органом технадзора из числа соответствующих специалистов другого предприятия. В этом случае между предприятиями должен быть заключен в установленном порядке договор.

назначить необходимое количество лиц обслуживающего персонала, обученного и имеющего удостоверения на право обслуживания сосудов, а также установить порядок тщательного наблюдения за оборудованием путем его осмотра, проверки действия арматуры, КИП, предохранительных и блокировочных устройств и поддер­жания сосудов в исправном состоянии. Результаты осмотра и проверки должны записываться в сменный журнал;

обеспечить проведение технических освидетельствований и диагностирования сосудов в установленные сроки;

обеспечить порядок и периодичность проверки знаний руководителями и специалистами Правил по сосудам;

организовать периодическую проверку знаний персоналом инструкций по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов;

обеспечить специалистов Правилами по сосудам и руководящими указа­ниями по безопасной эксплуатации сосудов, а персонал – инструкциями;

обеспечить выполнение специалистами Правил по сосудам, а обслужи­вающим персоналом – инструкций.

Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию сосудов оформляется приказом по предприятию или распоряжением по цеху.

Организацией должна быть разработана и утверждена в установленном порядке инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосу­дов. В данной инструкции отдельными разделами должны быть отражены все случаи, при которых сосуд должен быть немедленно остановлен, порядок аварийной остановки сосуда и последующего ввода его в работу.

Для поддержания сосуда в исправном состоянии владелец сосуда обязан своевременно проводить в соответствии с графиком его ремонт.

111. Основные обязанности руководителей и других должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности объектов

Основные обязанности руководителей и должностных лиц организаций по обеспечению пожарной безопасности объектов отражены в статье 17 Закона Республики Беларусь “О пожарной безопасности”. В соответствии с требованиями данной статьи руководители и другие должностные лица органи­заций:

обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях;

предусматривают организационные и инженерно-технические мероприятия по пожарной безопасности в планах экономического и социального развития организаций;

обеспечивают своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписаниям, заключениям и предупреждениям органов государственного пожарного надзора;

обеспечивают выполнение и соблюдение требований нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проек­тировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и ремонте подведомственных им объектов, а также при изготовлении, транспорти­ровке и использовании выпускаемых веществ, материалов, продукции, машин, приборов и оборудования;

создают внештатные пожарные формирования и организуют их работу;

содержат в исправном состоянии пожарную технику, оборудование и ин­вентарь, не допускают их использования не по прямому назначению;

организуют обучение работников правилам пожарной безопасности и обе­спечивают их участие в предупреждении и тушении пожаров, не допускают к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

обеспечивают разработку плана действий работников на случай возник­новения пожара и проводят практические тренировки по его отработке;

представляют по требованию органов государственного пожарного над­зора документы о пожарах и их последствиях, сведения, характеризующие состояние пожарной безопасности объектов и выпускаемой продукции;

принимают меры к нарушителям противопожарных требований, взыскивают в установленном законодательством порядке материальный ущерб с виновни­ков пожара;

предоставляют в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Бела­русь технику, горюче-смазочные материалы, продукты питания и места отды­ха для личного состава при тушении пожаров.

Кроме Закона Республики Беларусь “О пожарной безопасности”, обязанно­сти руководителей и должностных лиц организаций по обеспечению пожарной безопасности объектов отражены и в других нормативных правовых актах:

Общих правилах пожарной безопасности Республики Беларусь для промыш­ленных предприятий (ППБ РБ 1.01-94);

Правилах пожарной безопасности и техники безопасности при проведении огневых работ на предприятиях Республики Беларусь (ППБ РБ 1.03-92) и др.

Наши рекомендации