Основные задачи и функции государственного энергетического надзора
Согласно Положению о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.1998 № 26 (в действ. редакции) государственный энергетический надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией.
Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются управление государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики, управление государственного энергетического надзора государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго», филиалы “Энергонадзор”.
Органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами контролируют:
соблюдение потребителями правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации;
соблюдение потребителями и энергоснабжающими организациями правил пользования электрической и тепловой энергией;
обеспечение оптимального уровня компенсации реактивной мощности в электрических установках промышленных и приравненных к ним потребителей электроэнергии.
Управление государственного энергетического надзора:
руководит деятельностью филиалов “Энергонадзор” по осуществлению ими государственного энергетического надзора и контролирует эту деятельность;
организует разработку правил технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией, утверждаемых в установленном порядке;
обеспечивает внесение в установленном порядке предложений о снятии с производства электрического и теплоиспользующего оборудования, не удовлетворяющего требованиям надежной эксплуатации и безопасности обслуживания этого оборудования, а также о пересмотре соответствующих нормативных документов на его изготовление;
рассматривает в установленном порядке представляемые на согласование проекты нормативных документов по стандартизации электрического и теплоиспользующего оборудования;
организует издание в установленном порядке литературы и плакатов по технике безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
Государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право:
давать обязательные для всех потребителей предписания об устранении нарушений;
требовать от потребителей незамедлительного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, угрожающих возникновением аварий, пожаров либо представляющих угрозу жизни людей;
осуществлять осмотр присоединенных к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций электрических и теплоиспользующих установок потребителей и давать заключение о возможности их ввода в эксплуатацию;
беспрепятственного доступа в любое время суток для выполнения возложенных на них обязанностей к электрическим и теплоиспользующим установкам при предъявлении удостоверения;
осуществлять контроль за своевременностью проверки знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки потребителей, правил по технике безопасности при их эксплуатации, давать обязательные для руководителей объединений, предприятий, организаций и учреждений указания по вопросам допуска к работе на указанных установках лиц, не прошедших проверки знания этих правил или нарушающих их;
принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок и т.д.
107. Общие требования к организации безопасной эксплуатации объектов газораспределительной системы и газопотребления.
Согласно Правилам промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 02.02.2009 № 6 (далее – Правила), организация, эксплуатирующая объекты газораспределительной системы и газопотребления, обязана:
иметь лицензию (разрешение) Госпромнадзора на эксплуатацию объектов;
выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающего содержание газораспределительной системы и газопотребления в исправном состоянии, и соблюдать требования Правил;
иметь копии лицензий (разрешений) организаций, выполняющих на договорной основе работы по техническому обслуживанию и ремонту;
иметь требуемый по штату персонал, удовлетворяющий квалификационным требованиям, не имеющий медицинских противопоказаний к работе;
иметь нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения работ на объектах газораспределительной системы и газопотребления;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля;
обеспечивать проведение технического обследования (диагностику технического состояния) газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических средств) в установленные Правилами сроки или по требованию (предписанию) органов Госпромнадзора;
своевременно информировать в установленном порядке территориальные органы Госпромнадзора об аварии или инциденте, происшедших на объектах;
принимать участие в техническом расследовании причин аварий, принимать меры по их устранению, профилактике и учету;
представлять в территориальные подразделения Госпромнадзора информацию о выполнении мероприятий по предотвращению аварий, предписываемых актом расследования.
Обеспечение указанных мероприятий возлагается на руководителя организации.
108. Общий порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов
Порядок приемки в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов регулируется Техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-59-2008 ««Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения».
Приемочные комиссии назначаются не менее чем за 30 дней до начала приемки объекта в эксплуатацию. Заказчиком (застройщиком) с участием подрядчика должна быть определена дата начала и окончания работы приемочной комиссии с учетом установленного срока ввода объекта в эксплуатацию.
Приемочная комиссия создается из представителей:
заказчика (застройщика);
генерального подрядчика (подрядчика);
генерального проектировщика (проектировщика);
эксплуатирующей организации;
государственного пожарного надзора, а при приемке объектов социальной сферы – и представителя местных исполнительных и распорядительных органов.
Приемка объекта в эксплуатацию оформляется актом установленной формы, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом, назначившим комиссию.
Соответствие объекта утвержденной проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и безопасности должно быть подтверждено заключениями органов Государственного надзора.
Председатель приемочной комиссии письменно извещает органы Государственного надзора о приемке объекта не менее чем за 15 дней до начала работы комиссии.
Органы Государственного надзора обязаны до завершения работы приемочной комиссии представить заключение о готовности объекта или мотивированный отказ.
Приемка объектов без наличия в акте приемки хотя бы одной подписи члена комиссии, а также при наличии мотивированного отказа со стороны органов Государственного надзора не допускается.
Акт приемки составляется в 5 экземплярах: 2 – заказчику, 2 – балансодержателю объекта, 1 – подрядчику.
Акты приемки утверждаются лицами назначившими комиссию в срок не более 15 дней после подписания акта. Объекты по которым сроки прошли считаются непринятыми и комиссия назначается повторно.
109. Основные требования к организации безопасной эксплуатации котлов
В соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением МЧС РБ 27.12.2005 N 57 владелец котла обязан:
назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов из числа специалистов, прошедших проверку знаний в установленном порядке;
обеспечить специалистов правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации котлов;
назначить в необходимом количестве лиц обслуживающего персонала, обученных и имеющих удостоверение на право обслуживания котлов;
разработать и утвердить производственную инструкцию для персонала, обслуживающего котлы, на основе инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации котла с учетом компоновки оборудования;
установить такой порядок, чтобы персонал, на который возложены обязанности по обслуживанию котлов, вел тщательные наблюдения за порученным ему оборудованием путем его осмотра, проверки исправности действия арматуры, КИП, предохранительных клапанов, средств сигнализации и защиты, питательных насосов. Для записи результатов осмотра и проверки должен вестись сменный журнал;
установить порядок и обеспечить периодичность проверки знаний руководящими работниками и специалистами правил, норм и инструкций по технике безопасности;
организовать периодическую проверку знаний персоналом производственных инструкций;
обеспечить проведение технических освидетельствований котлов в установленные сроки;
проводить периодически, не реже одного раза в год, обследование котлов с последующим уведомлением инспектора органа технадзора о результатах этого обследования.
110. Основные требования Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением, по обеспечению содержания сосудов в исправном состоянии и безопасных условий их работы
В соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных постановлением МЧС РБ 27.12.2005 N 56, владелец обязан обеспечить содержание сосудов в исправном состоянии и безопасные условия их работы.
В этих целях необходимо:
назначить приказом из числа специалистов, имеющих высшее или техническое образование, прошедших проверку знаний Правил, ответственных по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов и ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов. Повторную проверку знаний указанные специалисты должны проходить один раз в 3 года, а ответственный по надзору, кроме того, не реже одного раза в 5 лет – повышать свою квалификацию. Лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, не имеющие технического образования, должны пройти обучение в специальных учебных заведениях, имеющих на это разрешение органа технадзора, по согласованным с ним программам. При отсутствии на предприятии специалистов с высшим или средним техническим образованием ответственный по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов может быть назначен по согласованию с местным органом технадзора из числа соответствующих специалистов другого предприятия. В этом случае между предприятиями должен быть заключен в установленном порядке договор.
назначить необходимое количество лиц обслуживающего персонала, обученного и имеющего удостоверения на право обслуживания сосудов, а также установить порядок тщательного наблюдения за оборудованием путем его осмотра, проверки действия арматуры, КИП, предохранительных и блокировочных устройств и поддержания сосудов в исправном состоянии. Результаты осмотра и проверки должны записываться в сменный журнал;
обеспечить проведение технических освидетельствований и диагностирования сосудов в установленные сроки;
обеспечить порядок и периодичность проверки знаний руководителями и специалистами Правил по сосудам;
организовать периодическую проверку знаний персоналом инструкций по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов;
обеспечить специалистов Правилами по сосудам и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации сосудов, а персонал – инструкциями;
обеспечить выполнение специалистами Правил по сосудам, а обслуживающим персоналом – инструкций.
Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию сосудов оформляется приказом по предприятию или распоряжением по цеху.
Организацией должна быть разработана и утверждена в установленном порядке инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов. В данной инструкции отдельными разделами должны быть отражены все случаи, при которых сосуд должен быть немедленно остановлен, порядок аварийной остановки сосуда и последующего ввода его в работу.
Для поддержания сосуда в исправном состоянии владелец сосуда обязан своевременно проводить в соответствии с графиком его ремонт.
111. Основные обязанности руководителей и других должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности объектов
Основные обязанности руководителей и должностных лиц организаций по обеспечению пожарной безопасности объектов отражены в статье 17 Закона Республики Беларусь “О пожарной безопасности”. В соответствии с требованиями данной статьи руководители и другие должностные лица организаций:
обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях;
предусматривают организационные и инженерно-технические мероприятия по пожарной безопасности в планах экономического и социального развития организаций;
обеспечивают своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписаниям, заключениям и предупреждениям органов государственного пожарного надзора;
обеспечивают выполнение и соблюдение требований нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и ремонте подведомственных им объектов, а также при изготовлении, транспортировке и использовании выпускаемых веществ, материалов, продукции, машин, приборов и оборудования;
создают внештатные пожарные формирования и организуют их работу;
содержат в исправном состоянии пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускают их использования не по прямому назначению;
организуют обучение работников правилам пожарной безопасности и обеспечивают их участие в предупреждении и тушении пожаров, не допускают к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;
обеспечивают разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и проводят практические тренировки по его отработке;
представляют по требованию органов государственного пожарного надзора документы о пожарах и их последствиях, сведения, характеризующие состояние пожарной безопасности объектов и выпускаемой продукции;
принимают меры к нарушителям противопожарных требований, взыскивают в установленном законодательством порядке материальный ущерб с виновников пожара;
предоставляют в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь технику, горюче-смазочные материалы, продукты питания и места отдыха для личного состава при тушении пожаров.
Кроме Закона Республики Беларусь “О пожарной безопасности”, обязанности руководителей и должностных лиц организаций по обеспечению пожарной безопасности объектов отражены и в других нормативных правовых актах:
Общих правилах пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий (ППБ РБ 1.01-94);
Правилах пожарной безопасности и техники безопасности при проведении огневых работ на предприятиях Республики Беларусь (ППБ РБ 1.03-92) и др.