Охранные зоны электрических сетей напряжением до 1000 В

Для охраны электрических сетей напряжением до 1000 В устанавливаются охранные зоны:

вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 м с каждой стороны;

вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних кабелей на 1 м с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами – на 0,6 м в сторону зданий и сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы;

вдоль подводных кабельных линий электропередачи в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних кабелей на 100 м с каждой стороны.

113. Порядок регистрации грузоподъемных машин в органах технадзора

Регистрации в органах технадзора (управлениях, инспекциях Госпромнадзора) в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 03.12.2004 № 45, до пуска в работу подлежат:

краны всех типов, за исключением указанных ниже;

краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, под­вешенном на канате, или электромагнитом;

грузовые электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по надземным рельсовым путям.

Не подлежат регистрации в органах Госпромнадзора следующие грузопод­ъемные машины:

краны всех типов с ручным приводом механизмов;

краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата;

краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механиз­мом поворота;

электрические тали и лебедки для подъема груза и (или) людей.

Регистрация грузоподъемных машин в органах Госпромнадзора производи­тся по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины.

Во всех случаях к заявлению о регистрации крана должно прилагаться заключение независимого эксперта, подтверждающее, что кран прошел полное техническое освидетельствование и что техническое состояние крана и ор­ганизация его эксплуатации обеспечивает безопасность ведения работ.

При регистрации автомобильных кранов орган Госпромнадзора делает отметку об этом на заявлении владельца в Государственную автомобильную инспекцию для их регистрации.

При направлении кранов для работы в другие области владелец обязан сообщить об этом органу Госпромнадзора, в котором зарегистрированы кра­ны, указав регистрационные номера кранов, пункт назначения и на какой срок они направляются. По прибытии кранов на место производства работ ру­ководитель работ обязан поставить их на временный учет в органе Госпромнадзора, на территории которого будут производиться работы, и получить разрешение на работу кранов.

114. Требования к работающим в электроустановках

Согласно Межотраслевым правилам по охране труда при работе в электроустановках (утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь от 30.12.2008 № 205/59) электротехнический персонал предприятия подразделяется на:

административно-технический, оперативный, ремонтный, оперативно-ремонтный.

В своих правах и обязанностях приравнивается к электротехниче­скому и подчиняется энергослужбе предприятия электротехнологический персонал (электросварщики, термисты и т.д.) производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы предприятия, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше..

К электротехническому персоналу, имеющему группу по электробезопасности II-V включительно, предъявляются следующие требования:

лица, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть допущены к самостоятельным работам в электроустановках;

лица из электротехнического персонала не должны иметь увечий и болез­ней (стойкой формы), мешающих производственной работе;

лица из электротехнического персонала должны после соответствующей теоретической и практической подготовки пройти проверку знаний и иметь удостоверение на допуск к работам в электроустановках.

Периодическая проверка знаний персонала должна производиться в следующие сроки:

1 раз в год – для электротехнического персонала, непосредственно об­служивающего действующие электроустановки или проводящего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испыта­ния, а также для персонала, оформляющего распоряжения и организующего эти работы;

1 раз в 3 года – для ИТР, не относящихся к предыдущей группе, а также инженеров по технике безопасности, допущенных к инспектированию электро­установок.

Лица, допустившие нарушения правил техники безопасности, должны подвергаться внеочередной проверке знаний.

Внеочередная проверка знаний проводится также в следующих случаях:

при неудовлетворительной оценке знаний в сроки, установленные квали­фикационной комиссией, но не ранее чем через 2 недели.

при переводе на другую работу;

при введении в действие новой редакции правил техники безопасности;

по требованию вышестоящей организации;

по требованию органов Государственного энергонадзора.

115. Повторный инструктаж по охране труда, периодичность его проведения и содержание

Данный вопрос регулируется Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28.11.2008 N 175.

Согласно названному документу повторный инструктаж работники проходят независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в шесть месяцев.

Повторный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудова­ние или выполняющих аналогичные технологические процессы и операции по программе первичного инструктажа или по инст­рукциям по охране труда для профессий и видов работ.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инст­руктажи проводит непосредственный руководитель работ (на­чальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и дру­гие должностные лица).

Проведение повторного инструктажа подтверждается подписями инструктирующего и инструктируемого в журнале регистрации инструктажей установленной формы в организации (структурном подразделении), где проводился инструктаж.

116. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин

Вновь установленные грузоподъемные машины, на которые распространяются Правила устройст­ва и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 03.12.2004 № 45, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;

полному – не реже одного раза в 3 года, за исключением редко исполь­зуемых машин (1 раз в 5 лет).

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:

монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;

реконструкции грузоподъемной машины;

ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций грузоподъемной машины с применением сварки;

капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;

замены крюка или крюковой подвески (проводится только статическое испытание).

Полное очередное и внеочередное техническое освидетельствование должно проводиться независимым экспертом организации, имеющей специальное разрешение органов Госпромнадзора на этот вид работ, а частичное – лицом по надзору при участии специалиста, ответ­ственного за содержание кранов в исправном состоянии.

Техническое освидетельствование имеет целью установить, что:

грузоподъемная машина и ее установка соответствуют требованиям Пра­вил, паспортным данным и представленной для регистрации документации;

грузоподъемная машина находится в исправном состоянии, обеспечиваю­щем ее безопасную работу;

организация надзора и обслуживания грузоподъемной машины соответствует требованиям Правил.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться:

осмотру;

статическому испытанию;

динамическому испытанию.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динами­ческое испытания грузоподъемной машины не проводятся.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемной машины за­писываются в ее паспорт лицом, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.

117. Категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения

В соответствии Правилами устройства электроустановок в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники раз­деляются на следующие три категории:

Электроприемники I категории – электроприемники, перерыв электроснабже­ния которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, значительный ущерб народному хозяйству, повреждение дорогостоящего основного оборудова­ния, массовый брак продукции, расстройство сложного технологического про­цесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хо­зяйства.

Из состава электроприемников I категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов, пожаров и повреждения дорогостоящего основного оборудования.

Эпектроприемники II категории – электроприемники, перерыв электроснаб­жения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной де­ятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники III категории – все остальные электроприемники, не подходящие под определения I и II категорий.

Электроприемники I категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Электроприемники II категории рекомендуется обеспечивать электроэнер­гией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Допускается питание электроприемников II категории по одной ВЛ (высоковольтной линии), в том числе с кабельной вставкой, если обеспечена возможность проведения аварий­ного ремонта этой линии за время не более 1 суток. Кабельные вставки этой линии должны выполняться двумя кабелями, каждый из которых выбирается по наибольшему длительному току ВЛ. Допускается питание электроприемников II категории по одной кабельной линии, состоящей не менее чем из двух кабелей, присоединенных к одному общему аппарату.

Для электроприемников III категории электроснабжение может выполнять­ся от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.

118. Основные законодательные акты Республики Беларусь по охране труда

Правовой основой организации работы по охране труда в рес­публике является Конституция Республики Беларусь (ст.ст. 41, 45), кото­рой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Основополагающими актами, регулирующими правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З "Об охране труда" и Трудовой кодекс Рес­публики Беларусь, которые:

определяют основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда;

устанавливают гарантии права работников на охрану труда;

регламентируют деятельность службы охраны труда;

устанавливают функции государства в этой области;

предусматривают систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественный контроль в этой области.

К вышеназванным законодательным документам также относятся:

Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» - регулирует вопросы возмещения причиненного их жизни или здоровью вреда.

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной надзорной деятельности в Республике Беларусь» - устанавливает единый порядок планирования и проведения проверок субъектов хозяйствования контролирующими органами.

Указ Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении контроля профессиональными союзами».

Закон Республики Беларусь “О санитарно-эпидемическом бла­гополучии населения” - устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм.

Закон “О техническом нормировании и стандартизации” - определяет правовые и организационные основы техниче­ского нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Закон “Об оценке соответствия требованиям технических норматив­ных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации” - направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении оценки соот­ветствия.

Закон Республики Беларусь “О пожарной безопасности” - определяет право­вую основу и принципы организации пожарной безопасности, а также принципы деятельности пожарной службы, концепцию всех субъектов правоотношений в этой области.

Закон Республики Беларусь “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” - определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий производственных аварий.

Имеются также другие законодательные акты, которые в той или иной части регулируют правоотношения в области охраны труда (Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и др.).

Наши рекомендации