Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов
При сопоставлении с жизненным циклом продукта (а, следовательно, и СЗХ) различают три типа технологии:
- стабильная (технология практически не меняется в течение жизненного цикла продукта);
- плодотворная (технология «порождает» все новые и новые продукты и, следовательно, существует в нескольких жизненных циклах взаимозаменяющих продуктов);
- изменчивая (меняется в течение жизненного цикла продукта).
В зависимости от типа технологии в разных фазах жизненного цикла продукта определяются критические сферы управления фирмой, а также меняется роль сферы НИОКР. Это иллюстрировано табл. 15.1.
Таблица 15.1
Роль сфер управления фирмой при различных типах технологии
Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы
Общее руководство фирмы и работники сферы НИОКР при естественно общих целях в стратегии фирмы, тем не менее, могут иметь свои групповые цели. Положение может осложниться, если фирма предполагает использовать результаты НИОКР, выполненные в других учреждениях. При этом могут возникнуть информационные, семантические разрывы и разрывы в понимании «цели – затраты». В результате этого возможны 4 ситуации (рис. 55).
Рис. 55. Варианты результатов возможных оценок дохода и эффективности новой продукции.
При переговорах по результатам НИОКР предпринимателю важно четко поставить следующие вопросы:
- Можете ли вы по результатам ваших исследований указать пути к созданию коммерческих товаров?
- За какое время можно получить практический выход?
- В какой стадии разработки находится предполагаемый товар?
Лучше всего составить совместную записку по схеме:
- поле деятельности,
- товар (услуги),
- рынок,
- ожидаемый годовой доход (на 5 лет),
- требуемый капитал,
- дополнительные комментарии.
Если оформляется лицензия на продажу, то отчисления составляют обычно 5% от объема продаж за период лицензирования.
Аргументы за лицензирование:
- хорошие рабочие отношения, отсутствие дублирования усилий при внедрении,
- возможное снижение себестоимости изделия,
- увеличение престижа обеих сторон,
- возможность разработчикам выйти на определенный рынок.
Аргументы против:
- производитель может создать сверхтехнологию и стать конкурентом,
- ограничиваются возможности совершенствования технологии с обеих сторон.
При решении вопросов о коммерческих использованиях результатов НИОКР следует учесть также соотношения между технологией и фазой развития рынка фирмы (рис. 56).
Рис. 56. Соотношения двух фаз развития технологии и рынка
Оценка КСФ в области НИОКР
Оценка основных технологических факторов, влияющих на КСФ производится по табл. 15.2.
Таблица 15.2
Оценка частных факторов КСФ в области НИОКР
Факторы | Интенсивность факторов | Важ-ность | Раз-рыв | Приори-теты в действиях |
1. Инвестиции в НИОКР: Доля затрат на НИОКР в прибыли Доля затрат на НИР в прибыли Доля затрат на ОКР в прибыли | низкая - высокая | |||
2. Позиция в конкуренции: | ||||
Лидерство в НИР | последователь – | |||
Лидерство в ОКР | новатор | |||
Лидерство в разработке технологии | ||||
3. Динамика продукции: | ||||
Частота появления новой продукции | низкая - высокая | |||
Длительность жизненного цикла продукции | длинный - короткий | |||
Технологическая новизна продукта | незначительная- существенная |
Окончание табл. 15.2
Факторы | Интенсивность факторов | Важ-ность | Раз-рыв | Приори-теты в действиях |
4. Динамика технологии: | ||||
Длительность жизненного цикла технологии | длительная – короткая | |||
Частота появления новых технологий | малая - большая | |||
Число конкурирующих технологий | одна - много | |||
5. Динамика конкурентоспособности: | ||||
Технологические различия в продукции | отсутствуют- большие | |||
Значение технологии в производстве | малое - ключевое | |||
Интенсивность конкуренции | низкая - высокая | |||
Моральное старение продукции | частое - отсутствует | |||
Чувствительность технологии к государственному регулированию | ключевое значение - малое |
Интенсивность отдельных факторов, определяющих техническую политику фирмы, оценивается в баллах (от 0 до 5). В графе «Важность» указывается в этих же баллах значение данного фактора для бизнеса фирмы. Заполнение граф «Разрыв» и «Приоритеты в действиях» дает информацию для стратегических действий фирмы в сфере НИОКР.