Безопасность строительных систем

1. Основы безопасной эксплуатации землеройной,

грузоподъёмной техники, строительных лесов

Методические указания: изучить основы безопасной эксплуатации часто используемых видов землеройной, грузоподъёмной техники (бульдозеры, экскаваторы, грейферы, скреперы, башенные, автомобильные краны, автокары, подъёмники, лебёдки и др.). Следует иметь представление о вредных, опасных производственных факторах, потенциально действующих и опасных зонах непосредственно при эксплуатации и техническом обслуживании СМА, строительных лесов. Знать требования к устройству, классификацию, правила приёмки, причины аварийных ситуаций при эксплуатации лесов.

Необходимая информация приводится в литературе [6, 8, 20, 22‒24].

2. Обеспечение безопасных условий труда при прокладке

технологических коммуникаций

Методические указания: знать правила безопасного выполнения земляных работ на селитебной территории, способы крепления, методику расчета вертикальных стенок земляных выемок, перечень учитываемых при этом углов откоса, требования к его устойчивости, причины обрушения грунта. Рассматривая электро-, газосварочные работы, изложить требования к используемому оборудованию, его безопасному расположению на рабочем месте, правила подготовки последнего в производственном помещении. Охарактеризовать, с позиций безопасности труда, основные виды теплоизоляционных материалов, антикоррозионных покрытий. Следует изучить опасные факторы, возникающие при проверке герметичности проложенных трубопроводов.

Основные положения изложены в литературе [4, 5, 13, 25]

3. Типовые расчёты и требования по безопасному использованию такелажной оснастки

Методические указания:надлежит знать устройство применяемой такелажной оснастки (стропы, траверсы, грузоподъёмные, отводные блоки и т.п.), назначение анкеров, действующие силы, нагрузки, порядок расчета, требования к качественным характеристикам стальных тросов, правила безопасной строповки грузов. Пояснить неидентичность условий применения, например, стропов и траверс, разноплечной и иной траверсы, отводного и грузоподъемного блоков, свайного и горизонтального якорей и т.д.

Целесообразно изучить, например, учебную литературу [9–11].

4. Безопасность труда при эксплуатации компрессоров, баллонов

со сжиженными газами, котельных, водогрейных установок

Методические указания: необходимо пояснить особенности доставки, хранения баллонов с кислородом, ацетиленом на промышленных предприятиях, строительных площадках, в полевых условиях. Изложить особенности хранения баллонов (емкостей) с жидким хлором. Изучить основы безопасной эксплуатации теплогенерирующих (котельных) установок, передвижных, стационарных компрессоров, в том числе воздуходувок, жидкостных, газовых трубопроводов под давлением.

Основные положения приводятся в технической литературе [5, 25‒27]

5. Защита производственных зданий, сооружений от разрядов атмосферного электричества

Методические указания: изучить причины возникновения атмосферного электричества с учётом движения воздушных масс, содержание в них водяных паров, пыли и др. факторов. Пояснить условия возникновения повышенной температуры, ударной волны, вторичных воздействий (электростатической, электромагнитной индукций, заноса высоких потенциалов), последствия молниеразрядов, классификация зданий, сооружений по пожароопасности, особенности конструкций молниеотводов, их основные элементы, формирование зон защиты.

Рекомендуется использовать литературные источники [5, 17,21].

6. Основы безопасного применения радионуклидов

в строительной промышленности

Методические указания:охарактеризовать применяемые в строительстве виды радиоактивных излучений, варианты использования, механизм, особенности воздействия на человека, способы контроля (ионизационный, фотографический, химический и др.). Излагая требования по обеспечению безопасных условий труда оборудования с радиоактивными датчиками на строительной площадке, указать применяемые виды ограждений, сигнализации, при использовании в помещении - особенности его устройства, оснащения, отделки, приёмки в эксплуатацию. Пояснить способы защиты временем, расстоянием, экранированием, использованием радиопротекторов.

Надлежащие знания можно получить после изучения литературы [5, 14, 15].




2. Подготовка и оформление контрольных работ

2.1. Общие требования

Промежуточная аттестация по окончании изучения учебных дисциплин БЖД1 со сдачей зачётаи экзамена по БСС производится в экзаменационные сессии на основании ответов по билетам.

В процессе изучения БЖД1 со студентами дневного отделения проводятся семинары, тематика которых и основные вопросы, подлежащие рассмотрению, приведены в приложении 2. Студенты заочного отделения после самостоятельного изучения рекомендуемой литературы должны предоставить на проверку преподавателю в назначенный срок, с учётом изложенных ниже требований, контрольную работу №1 (далее КР 1, их тематика приводится в приложении 3). Согласно полученному заданию от преподавателя она должна включать изученную информацию по защите работающих от опасных и вредных производственных факторов (ОиВПФ).

Результаты проверки преподавателем приводятся в виде Списка рассмотренных работ на доске объявлений при входе на кафедру техносферной безопасности. Зачтённая КР 1 даёт право студенту заочного отделения после изучения и освоения разделов учебной дисциплины БЖД1 (см. выше) сдавать зачёт, в том числе досрочно в одну из дежурных суббот до экзаменационной сессии.

Незачтённая КР 1 возвращается на доработку, исправление с последующим повторным предоставлением преподавателю на проверку.

При изучении учебной дисциплины БСС студенты дневного отделения выполняют ряд лабораторных работ и контрольную работу №2 (КР 2). В неё входят расчёт(ы), соответствующий(ие) разделам учебной программы (выдаётся задание преподавателем по приложению 4), а также краткое изложение правил по безопасности труда (ПБТ) при эксплуатации определённой строительной системы, оборудования, механизмов, устройств, производстве строительных работ (задание по приложению 5).

Подобную КР2 в процессе самостоятельного изучения технической литературы также выполняют студенты заочного отделения. Порядок её подготовки и проверки не отличается от указанного ниже для КР 1.

Подготовка КР 1 и КР 2 производится в соответствии с полученным индивидуальным заданием. Каждая из них оформляется с использованием ПЭВМ, первая – на 7, вторая – на 12 листах с размещением тольков прозрачной папке – файле без прошивки. При этом в обязательном порядке должны соблюдаться следующие требования: формат листов – А4, текстовый материал должен иметь поля по периметру листа 20 мм, межстрочный интервал 1,5, программа Word for Windows-98/2007, шрифт 14 типа Times New Romаn.

Рукописный вариант допускается только в исключительных случаях по согласованию с преподавателем, выдавшим задание. Текст с неразборчивым, мелким почерком (высота букв менее 4 мм), с наклоном букв влево к рассмотрению не принимается.

Структура КР1 должна иметь, по аналогии с приложениями 1.1 ‒ 1.5, следующие неотъемлемые части:

титульный лист, подписанный студентом с указанием даты сдачи КР1 или КР2; оглавление (содержание);текст задания;введение; раздел ОиВПФ; заключение; список использованной литературы.

В структуре КР2 сохраняются все указанные выше части за одним исключением: после текста задания размещаются два раздела: один ‒ содержащий расчёты по полученному заданию, другой – информацию по ПБТ.

Во введении объёмом 0,5 страницы (см. образец в приложении 1.4) излагается преамбула по выданному заданию и цельего подготовки, акцентируя внимание на всех разделах задания (расчёт и ПБТ).

Раздел расчётов КР2 может иметь несколько подразделов (подзаголовков) с учётом задания: например, расчёт стропов, расчет лебёдки с проверкой её устойчивости, расчёт молниезащиты здания и т.д. В каждом случае после заголовка обязательно излагается соответствующая схема устройства (соответственно схема сил, действующих на строп, схема сил, действующих на лебёдку, схема устройства молниезащиты здания и т.д.). Ниже подписанной схемы (например: Рис. 1.1. Схема сил, действующих на двухветвевой строп) указывается выбранная методика расчёта: расчёт двухветвевого стропа производится по методике, изложенной в литературе [11]. После каждой приведённой из методики расчёта формулы выполняется подстановка цифровых величин и записывается полученный результат вычислений с указанием размерности.

Раздел расчётов обычно занимает объём ‒ 6 страниц обязательно с 1,5 межстрочным интервалом. Раздел ПБТ с аналогичным интервалом должен иметь объём не более трёх страниц. Он оформляется на основе изучения 3 ‒ 4 литературных источников: нормативных документов, утверждённых правил, общепринятых требований, данных из технической литературы, изданной за последние 3 ‒ 5 лет. В конечном итоге этот раздел ‒ осмысленная обучающимся и изложенная собственным техническим языком интегрированная информация по изучаемому вопросу со ссылкой на литературные источники, имеющие цифровые обозначения в приводимом списке литературы. Не допускается прямое переписывание каких-либо СНиПов, ГОСТов или других нормативных документов, правил, прямых выписок из учебных пособий.

Заключение (приложение 1.5) объёмом текстовой части не более 0,5 страницы, размещается ниже окончания основного текста с отступлением 1‒2 строки. Должно содержать краткую информацию о полученных результатах расчётов, а также 2‒3 важнейших положения по разделу ПБТ.

Список литературы должен включать данные только об использованных нормативах, правилах, учебных пособиях и т.п. Запись литературных источников обязательно производить с учётом требований ГОСТ Р 7.05-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (вариант записи см. с. 26).


Наши рекомендации