Виды стимулирования коммерческой деятельности фирмы.

Фирмы постоянно ищут пути и способы повышения эффективности своей деятельности, заменяя одно средство стимулирования другим, как только выясняется, что последнее обеспечивает достижение более благоприятных экономических результатов. На выбор тех или иных средств стимулирования оказывает влияние множество факторов.

Каждому средству стимулирования – рекламе, личной продаже, стимулированию сбыта и пропаганде – присущи свои уникальные характеристики, свои виды издержек. Деятель рынка, выбирающий средства стимулирования, должен уметь разбираться в этих характеристиках и особенностях.

а) Реклама. Формы и методы использования рекламы столь разнообразны, что сделать какие-то общие заключения о её специфических качествах как составного элемента комплекса стимулирования затруднительно. Однако всё же можно выделить следующие черты.

Общественный характер. Реклама – сугубо общественная форма коммуникации. Её общественная природа предполагает, что товар является законным и общепринятым. Так как одно и то же обращение получает множество лиц, покупатель знает, что мотив, которым он руководствуется при покупке товаров, встретит общественное понимание.

Способность к увещеванию. Реклама – это средство увещевания, позволяющее продавцу многократно повторять свое обращение. Одновременно она дает возможность покупателю получать и сравнивать между собой обращения разных конкурентов. Крупномасштабная реклама, проводимая продавцом, является своего рода положительным свидетельством его величины, популярности и преуспевания.

Экспрессивность.Благодаря искусному использованию шрифта, звука и цвета реклама открывает возможности для эффективного, броского представления фирмы и ее товара. Однако нередко именно удачная броскость рекламы может как бы размыть обращение или отвлечь внимание от его сути.

Обезличенность. Реклама не может быть актом столь же личностным, как общение с продавцом фирмы. Аудитория не испытывает чувства необходимости уделить внимание или отвергнуть ее. Реклама способна только на монолог, но не на диалог с аудиторией.

С одной стороны, рекламу можно использовать для создания долговременного стойкого образа товара (как это делают, например объявления на кока-колу), а с другой стороны - для стимулирования быстрого сбыта (например, реклама о распродаже товара). Реклама - эффективный способ охвата множества географически разбросанных покупателей с незначительными издержками в расчете на один рекламный контакт. Некоторые формы рекламы, такие как, телереклама, могут потребовать крупных расходов, другими - скажем, газетной рекламой - можно заниматься с небольшими затратами.

б). Личная продажа. На некоторых этапах процесса покупки, особенно на стадиях формирования покупательских предпочтений и убеждений, а также на стадии непосредственного акта купли-продажи, наиболее эффективным средством воздействия оказывается личная продажа. Причина кроется в том, что по сравнению с рекламой техника личной продажи обладает тремя характерными качествами.

Личностный характер. Личная продажа предполагает живое, непосредственное и взаимное общение между двумя или более лицами. Каждый участник может непосредственно изучать нужды и характеристики других участников и немедленно вносить в общение соответствующие коррективы.

Становление отношений. Личная продажа способствует установлению самых разнообразных отношений от формальных отношений продавец – покупатель до крепкой дружбы. Настоящий продавец, стремящийся установить с клиентом долговременные отношения, как правило, принимает его интересы близко к сердцу.

Побуждение ответной реакции. Личная продажа заставляет покупателя чувствовать себя в какой-то степени обязанным за то, что с ним провели коммерческую беседу. Он испытывает более сильную необходимость прислушаться и отреагировать, даже если вся его реакция будет заключаться лишь в высказывании благодарности.

Эти характерные качества проявляются не сами собой. Личная продажа – самое дорогое из применяемых фирмой средств воздействия.

в). Стимулирование сбыта.Несмотря на то, что стимулирование сбыта – это деятельность, в ходе которой используют целый набор средств воздействия: купоны, конкурсы, премии и т.п. Все эти и подобные средства обладают тремя характерными качествами.

Привлекательность и информативность.Они привлекают внимание и обычно содержат информацию, которая может вывести потребителя на товар.

Побуждение к совершению покупки.Они предполагают какую-то уступку, льготу или содействие, представляющие ценность для потребителя.

Приглашение к совершению покупки.Они содержат однозначное предложение незамедлительно совершить сделку.

Фирма прибегает к использованию средств стимулирования сбыта для достижения более сильной и оперативной ответной реакции. Средствами стимулирования сбыта можно пользоваться для эффективного представления товарных предложений и для оживления падающего спроса. Однако эффект стимулирования сбыта носит обычно недлительный характер, и для формирования устойчивого предпочтения к марке эти приемы не годятся.

г). Пропаганда ("паблисити"). Притягательная сила пропаганды проистекает из трех ее характерных качеств.

Достоверность. Информационный материал, очерк или статья кажутся читателям более правдоподобными и достоверными по сравнению с рекламными объявлениями.

Широкий охват покупателей. Пропаганда может достичь множества потенциальных покупателей, которые, возможно, избегают контактов с продавцами и рекламой. Обращение приходит к покупателям в виде новости, а не в виде коммуникации торгового характера.

Броскость. Подобно рекламе, пропаганда обладает возможностями для эффективного, броского представления фирмы или товара.

Тщательно продуманная пропагандистская компания, увязанная с прочими элементами комплекса стимулирования, может оказаться очень эффективной.

Эффективность средств стимулирования бывает разной в зависимости от этапа жизненного цикла товара. На этапе выведения товара на рынок наиболее эффективным с точки зрения высокой осведомленности является реклама и пропаганда, в то время как стимулирование сбыта полезно для подталкивания потребителей к опробованию товара. Личная продажа обходится сравнительно дорого, но ею всё равно приходиться пользоваться для побуждения розничных торговцев заняться продажей товара.

На этапе роста реклама и пропаганда продолжают сохранять свою значимость, а вот деятельность по стимулированию сбыта можно сократить, так как на этом этапе требуется меньше побуждения.

На этапе зрелости значимость стимулирования сбыта по сравнению с рекламой возрастает. Товар покупателям уже известен и нужно лишь упоминать о нём с помощью рекламы.

На этапе упадка к рекламе прибегают только для напоминания, пропаганду сводят на нет, но стимулирование сбыта продолжается.

Задание 1. Законспектируйте материал данного вопроса.

2. Реклама: её виды, содержание и разработка.

Наши рекомендации