Особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип

Особенности функционирования фирмы на РИУИП

К основным факторам, которые необходимо учитывать при организации коммерческой деятельности фирмы на РИУИП можно отнести следующие:

1. изменение структуры и состава информационных потребностей пользователей. Информация превращается в массовый продукт, причем растущую потребность в информации начинают испытывать не только предприятия, но и рядовые граждане.

2. информация становится экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Возникает РИУИП, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят как прибыль, так и убытки.

3. Расширяются инвестиции в производстве информации с целью получения новой информации, создания розничного рода информации с целью получения дополнительной прибыли.

4. возрастание технологических возможностей получения, передачи, хранения и использования информации во все возрастающем объеме от части этому способствует свойство самой информации как товара (ее легко тиражировать, потребление не ведет к уменьшению, обмен способствует ее росту).

Но в большей степени это вызвано быстрым прогрессом в создании информационных и коммуникационных технологий.

При организации коммерческой деятельности фирмы на РИУИП необходимо учитывать тот факт, что существующие на Российском рынке информационные потребности не могут быть удовлетворены либо из-за неплатежеспособности клиента, либо из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. В этих условиях фирмы прилагают значительные усилия по увеличению объема и сбыта информационных продуктов без уменьшения, а часто и при повышении цены на товар.

Реализуется такая политика, за счет активного маркетинга и постоянного совершенствования информационного продукта и его модификации. Как показали, опыт и исследования организация коммерческой деятельности фирмы требует:

1. разработки и учета системы государственного регулирования сферы информационного производства с позиции обеспечения льгот для отечественных производителей в условиях жесткой конкуренции с западными производителями.

2. учет особенностей и тенденций становления рынка информационных услуг и продуктов в России

3. реализация маркетингового подхода в выработке ценовой стратегии фирмы

4. организация системы управления качеством, удовлетворение информационной потребности клиентов

5. организация системы профессиональной подготовки специалистов для сферы информационного бизнеса

Методика изучения информационных потребностей РИУИП

Как показали исследования, проводимые с целью совершенствования сферы информационного бизнеса на региональных рынках необходим учет в реализации деятельности фирм и особенностей становления тенденций информационного рынка в России.

Предприятия должны проводить мониторинги информационных потребностей на региональном рынке, при этом важно учесть, что информационная потребность фирмы, отражается как информационная потребность потенциальных клиентов.

В общем случае информационные потребности могут быть осознанными и неосознанными. Под осознанной информационной потребностью понимается потребность индивида в поиске и получении конкретной определенной информации, обеспечивающей решение поставленной задачи. Неосознанные информационные потребности – потребности индивида в решении некоторой задачи при фактическом отсутствии понимания необходимости получения и использования дополнительной информации.

SWOT-анализ

SWOT-анализ предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем (рис. 1).

SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в S и W, а внешняя - в О и Т.

особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru

Рис. 1. Составляющие SWOT-анализа

В табл. 1 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе компании.

Таблица 1

Факторы SWOT-анализа

Внутренние сильные стороны (S): Внутренние слабости(W):
Четко проявляемая компетентность Потеря компетентности
Адекватные финансовые источники Недоступность финансов
Высокое искусство конкуренции Рыночное искусство ниже среднего
Хорошее понимание потребителей Отсутствие анализа потребителей
Признанный рыночный лидер Слабый участник рынка
Четко сформулированная стратегия Отсутствие четкой стратегии
Использование экономии на масштабах Относительно высокая цена продукции
Собственная уникальная технология Устарелые технологии
Проверенное надежное управление Потеря гибкости управления
Надежная сеть распределения Слабая сеть распределения
Высокое искусство НИОКР Слабые позиции в НИОКР
Эффективная реклама Слабая политика продвижения
Внешние возможности (О): Внешние угрозы (Т):
Обслуживание новых потребителей Ослабление роста рынка
Расширение диапазона товаров Увеличение заменяющих товаров
Благодушие конкурентов Ожесточение конкуренции
Снижение барьеров входа на рынок Появление иностранных конкурентов
Благоприятный сдвиг в курсах валют Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
Большая доступность ресурсов Усиление требований поставщиков
Ослабление законодательства Законодательное регулирование цены


SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

- используются ли сильные стороны как преимущества компании;

- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами;

- какие благоприятные обстоятельства дают шансы на успех;

- на какие угрозы обратить внимание в первую очередь.

Рассмотрим алгоритм построения и анализа SWOT-матрицы.

1. Составляется список слабых и сильных сторон компании, а также список угроз и возможностей со стороны внешней среды.

2. Оцениваются внутренние и внешние факторы. Сильным и слабым сторонам присваивается оценка Ai по шкале от 0 до 5 (максимальному баллу соответствует значимое проявление фактора). Для оценки внешних факторов используются два параметра:

- вероятность достижения события рj по шкале от 0 до 1, где единице соответствует максимальная вероятность появления события;

- значимость фактора Кj, характеризующая степень влияния фактора на деятельность компании по шкале от 0 до 5, где максимальным баллам соответствует высокая степень влияния.

3. Формируется матрица оценок (табл. 2).

Таблица 2

Матрица оценок по факторам SWOT-анализа

особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru

4. Необходимо увязать факторы внешней и внутренней среды (табл. 8.3).

Таблица 3

Матрица оценок по взаимодействию факторов SWOT-анализа

особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru

Для каждой пары факторов вводится балльная оценка их взаимодействия aij, (от -1 до 1): при прямой (обратной) зависимости оценка положительная (отрицательная) и чем сильнее зависимость, тем выше оценка по модулю.

5. Оценки формируют комплексные параметры Aij (1):

особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru (1)

где Ai – бальная оценка сильной (слабой) стороны компании;

Kj – степень влияния возможности или угрозы;

pj – вероятность проявления фактора внешней среды;

aij – степень взаимодействия факторов парного анализа.

6. Оценивается степень значимости каждого фактора с точки зрения формирования стратегии:

- оценка уровня благоприятных возможностей для компании

особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru , (2)

- оценка уровня конкретных угроз для фирмы

особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru , (3)

- оценка сильных сторон компании

особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru , (4)

- оценка слабых сторон компании

особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru . (5)

Итоговая SWOT-матрица (табл. 4) содержит суммы взвешенных оценок. Выбор в пользу наиболее значимого с точки зрения стратегии квадранта делается исходя из максимальных по модулю количественных оценок.

Таблица 4

Итоговая матрица оценок SWOT-анализа

особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru

7. Для каждой зоны матрицы получаем варианты стратегических действий. Таким образом, происходит переход от SWOT-матрицы к матрице стратегий компании (рис. 2):

- для поля «Силы и Возможности» следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Например, лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж; особенности организации коммерческой деятельности фирмы на риуип - student2.ru

Рисунок 2. Матрица стратегий компании

- для поля «Слабости и Возможности», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся, в организации слабости. В данном случае оптимальны стратегии совместных предприятий для активной работы на перспективном рынке. Альтернативный вариант - стратегия вертикальной или горизонтальной интеграции;

- для поля «Силы и Угрозы» стратегия должна предполагать использование силы компании для нейтрализации угроз внешней среды. Эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке путем диверсификации и интеграции;

- для поля «Слабости и Угрозы» разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка.

Вырабатывая стратегии, нужно помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организаций дополнительную возможность в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу. Кроме того, SWOT-анализ необходимо дорабатывать в следующих направлениях:

- определить при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами;

- определить насколько сильные и слабые стороны сильны и слабы соответственно.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА

Любая фирма сознает, что ее товары не могут нравится сразу всем покупателям. Покупателей этих слишком много, они широко разбросаны и отличаются друг от друга своими нуждами и привычками. Некоторым фирмам лучше всего направить свое внимание на обслуживание определенных частей, или сегментов, рынка. Каждая компания должна выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые она в состоянии эффективно обслуживать.

Такая точка зрения не всегда была присуще Продавцам. Их взгляды прошли через три этапа:

Массовый Маркетинг: - характерен тем, что продавец занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу. Основным плюсом массового маркетинга является то, что при подобном подходе должны максимально снизится издержки производства и цены и сформироваться максимально большой потенциальный рынок.

Товарно-дифференцированный Маркетинг: В этом случае продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке и т.п. Эти товары призваны не столько понравится различным сегментам рынка, сколько создать разнообразие для покупателей.

Целевой Маркетинг: В этом случае продавец изучает специфику и вкус каждого отдельного сегмента рынка, и разрабатывает товары и комплексы Маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов.

На сегодняшний день Фирмы все более часто обращаются к Целевому Маркетингу, так как любая фирма заинтересована в максимализации продаж своей продукции.

Целевой Маркетинг требует проведения трех основных мероприятий:

I. Сегментирование рынка - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и комплексы маркетинга. Фирма определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.

II. Выбор целевых сегментов рынка - оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.

III. Позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного положения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.

Сегментирование рынка.

Рынок состоит из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разным может быть все, потребности, географическое положение, ресурсы, покупательские отношения привычки в конце концов. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.

Общий подход к сегментированию рынка.

Поскольку нужды и потребности каждого уникальны, значит, значит каждый может потенциально представлять собой отдельный сегмент рынка. В идеале продавец должен был бы для каждого разработать отдельную маркетинговую программу. Например, у производителей самолетов, таких как <Боинг>, совсем немного покупателей, и фирмы относятся к каждому из них как к отдельному рынку. - Предельная степень сегментирования рынка.

Многие производители не видят смысла в приспособлении своих товаров для удовлетворения нужд каждого конкретного покупателя. Вместо этого продавец выявляет широкие разряды покупателей, отличающихся друг от друга своими требованиями к товару и своими ответными маркетинговыми реакциями. Например, продавец может обнаружить, что потребности меняются в зависимости от уровня доходов покупателей. С другой стороны, продавец может усмотреть значительные различия между молодыми покупателями и покупателями более старшего возраста. И наконец, на отношение покупателя к товару может повлиять как уровень доходов, так и возраст одновременно. При сегментировании рынка на основе большего числа параметров отечность каждого отдельного сегмента повышается. При этом число их растет, а <населенность> каждого уменьшается.

Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. Деятелю рынка необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, в попытках отыскать наиболее полезный подход к рассмотрении структуры рынка. Для такой ситуации существует прекрасный статистический метод по исследованию влияния факторов на результат. Речь идет о Факторном анализе. С помощью этого анализа можно легко проанализировать влияние того или иного фактора на конечный результат, Выбрать именно те фактора которые несут в себе максимальную значимость во влиянии на конечный результат.

Географические, демографические, психографические и поведенческие это основные Факторы - показатели используемые маркетолагами.

Сегментирование по географическому принципу предполагает разбивку рынка на разные географические единицы: Государства, штаты, регионы, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать: в одном или нескольких регионах, или во всех районах, но с учетом нужд и особенностей определяемых географией.

Сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке рынка на группы на основе таких демографических переменных, как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семь, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса и национальность. Демографические переменные - самые популярные факторы, служащие основой для различения груп потребителей. Одна из причин подобной ситуации заключается в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто теснее связаны с демографическими признаками. А также демографические признаки легче всего поддаются замерам и исследованиям.

При психографическом сегментировании покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образа жизни или характеристики личности. У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные психографические профили.

При сегментировании по поведенческому признаку, покупателей делят на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар. Многие деятели рынка считают поведенческие переменные наиболее подходящей основой для формирования сегментов рынка.

Следующим этапом Целевого маркетинга являетсяВыбор целевых сегментов рынка: Маркетинговое сигментирование вскрывает возможности различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать продавцу. После этого фирме необходимо решить:

o сколько сегментов следует охватить;

o как определить самые выгодные сегменты.

Существует три варианта охвата рынка:

1. недифференцированный маркетинг;

2. дифференцированный маркетинг;

3. Концентрированный маркетинг.

Недифференцированный маркетинг - это ситуация, когда фирма решается пренебречь различиями в сегментах и обратится ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том что в этих нуждах общее. Фирма разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему количеству покупателей. Фирма полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Она стремится предать образ превосходства в сознании людей. К тому же недифференцированный маркетинг экономичен. Издержки по производству товара, поддержанию его запасов и транспортировке невысоки. Издержки на рекламу при недифференцированном маркетинге также держатся на низком уровне. Отсутствие в проведении маркетинговых исследованиях сегментов рынка и планирования в разбивке по этим сегментам способствует снижению затрат на маркетинговые исследования и управление производством товара.

Дифференцированный маркетинг - В данном случае фирма решает выступить на нескольких сегментах рынка и разбивает для каждого из них отдельное предложение. Фирма рассчитывает, что благодаря упрочнению позиций в нескольких сегментах рынка, ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок, поскольку именно товар фирмы соответствует желанием потребителей, а не наоборот.

Концентрированный маркетинг - Многие фирмы видят для себя и третью маркетинговую возможность, особенно привлекательную для организаций с ограниченными ресурсами. Вместо концентрации усилий на небольшой доле большого рынка фирма концентрирует их на большой доле одного или нескольких субрынков. Благодаря концентрированному маркетингу фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Более того, в результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма добивается экономии во многих сферах своей деятельности.

Наши рекомендации