Позиционирование товара на рынке.
Предположим, что на рынке болеутоляющих средств "Вера" решила сосредоточиться на потребителях пожилого возраста. В этом случае фирме понадобиться выявить все обычные и марочные товары, предлагаемые в настоящее время на конкретном сегменте рынка. Одновременно нужно будет выяснить, чего именно хотят от болеутоляющих потребители, составляющие этот сегмент.
Деятель рынка должен ясно представлять себе, чем отличаются друг от друга по своему действию существующие марки, как их рекламируют, каковы их цены и т.п. Если "Вера" попытается предложить болеутоляющее точно такое же, как одно из имеющихся на рынке, у потребителя не будет никакого резона покупать его.
Любой товар – это набор воспринимаемых потребителем свойств. Марочный аспирин – экседрин – считают, к примеру, средством быстродействующим, но "жестким" для желудка, а тайленол – средством, которое действует медленнее, но зато "мягче" для желудка. Один из способов разобраться, почему потребители покупают этот товар, а не другой, это сравнить их свойства, определяющие выбор.
После этого фирма должна выяснить, каких именно свойств хотят от товара потребители. Их могут попросить описать уровень эффективности, мягкости, стоимости, быстроты действия и прочих характеристик, которые они хотели бы видеть в препарате и за которые они были бы готовы платить свои деньги.
Из приведенного анализа следует, например, что потребители хотели бы и готовы покупать то болеутоляющее, которое сочетает в себе высокую мягкость с высокой эффективностью. Хотя в настоящее время ни одну из этих марок не воспринимают как сочетающую оба эти свойства.
Фирма "Вера" может принять решение воспользоваться этой возможностью. Для достижения успеха нужны две вещи. Во-первых, фирма должна быть в состоянии выпускать товар, который потребители посчитают эффективным и мягким. Возможно, конкуренты не выпустили этого средства только потому, что не найден способ его производства.
Во-вторых, фирма должна быть в состоянии предложить этот товар по цене, которую рынок готов за него платить. Если расходы на производство окажутся непомерно большими, товар может не пойти на рынке из-за его высокой продажной цены. А вот при соблюдении обоих вышеназванных условий фирма сможет хорошо обслуживать интересы рынка и получать прибыль. Она выявила участок неудовлетворенной покупательской потребности и попытается удовлетворить его.
Предположим, что "Вера" не в состоянии воспользоваться открывшейся возможностью, а принимает решение угнаться за тайленолом. Фирма может позиционировать свою марку как товар экстра – класса, заявив, что его эффективность выше, чем у тайленола, и установив на него более высокую цену. Или она может избрать в качестве основы для позиционирования своего товара любое из множества его свойств, которые, по мнению достаточно большого числа потребителей являются важными и в недостаточной мере присутствуют в марках конкурентов.
Позиционирование на рынке – это обеспечение товару не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места на рынке и в создании целевых потребителей.
Задание 5. Составьте конспект подвопроса 2.4.
Жизненный цикл товара.
Выпуская новинку на рынок, никто не рассчитывает, что товар будет продаваться вечно. Но вместе с тем руководство надеется, что сбыт будет высоким и долговечным и это обеспечит получение приличной прибыли в качестве компенсации за все усилия и риск, связанные с появлением нового товара. Деятели рынка знают, что у каждого товара есть собственный жизненный цикл, хотя характер и протяженность этого цикла предугадать нелегко.
Типичный жизненный цикл отчетливо представлен на следующем рисунке. В этом цикле выделяются четыре этапа.
Характер сбыта и прибылей на протяжении жизненного цикла товара от его создания до упадка.
|
Рис.1 – Характер сбыта и прибылей на протяжении жизненного цикла товара
от его создания до упадка.
1. Этап выведения на рынок – это период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по разработке товара и выведении его на рынок прибылей на этом этапе еще нет.
2. Этап роста- это период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей.
3. Этап зрелости – это период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов.
4. Этап упадка– это период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей.
Хотя представленная на рисунке кривая жизненного цикла товара типична, она не всегда имеет такой вид.
Задание 6 . Составьте конспект вопроса 3, после чего выполните тесты к теме 6.2.