Движущие силы глобализации в логистике
1.Экономический рост. После окончания второй мировой войны компании многих промышленно развитых стран ежегодно демонстрировали двузначные темпы роста доходов и прибыли. Со временем численность населения в индустриально развитых странах стабилизировалась и рост замедлился. Новым путем к наращиванию доходов и прибыли для фирм стало более активное освоение мирового рынка.
2.Опора на логистическую цепочку. Объем занятого капитала можно сократить, передав «на сторону» многие логистические функции. Оплата качественные международных логистических услуг (экспедирование груза, транспортировка, ведение документации) стало нормой.
3.Регионализация рынка.Эволюция рынка ведет к образованию 3 глобальных регионов: Европы (ЕС), Северной Америки (NAFTA), и страны Азиатско-Тихоокеанского кольца. (Ликвидация границ, стандартизация документов, и пр.).
4.Технологический прогресс.Развитие средств связи и информационных технологий содействовало расширению международной хозяйственной деятельности, выводу на новый уровень логистических операций. Когда не существовали электронные технологии, функциональный цикл от заказа (например партии кросовок Адидас) до их доставки составлял не менее 9 месяцев., с внедрением современных информационных технологий, укоривших передачу заказов, составление производственных, транспортных графиков, расчеты с покупателями и т.д. сократилась до 3х месяцев.
5.Дерегулирование. Финансов. Международные электронные платежи, отмена золотовалютного стандарта (и соответственно - уход от фиксированных курсов обмена). Транспорта. Раньше существовало строгое регулирование транспорта (например, судоходные компании не имели права владеть автомобилями для осуществления перевозок по суше). Приватизация. Прежде многие компании, занимающиеся международными перевозками, находились в государственной собственности под управлением национальных правительств, поскольку рассматривались как инструмент развития внешней торговли и стратегический ресурс государства на случай войны. Один из таких примеров — авиакомпания AirFrance. Разрешение проблемы ограничений, связанных с каботажными перевозками.
К барьерам, связанным с особенностями рынков и конкуренции относят: Ограничения вступления на рынок барьеров или технических препятствий на пути ввоза товаров имеют форму законодательных. Недостаточная доступность информации. Ограниченный доступ к информации о размерах рынка, его демографических характеристиках, условиям импорта и требования к документации. Ценообразование в международной торговле очень сильно зависит от обменных курсов валют, размера таможенных пошлин, налогов и сборов. Особенности конкуренции на том или ином рынке. Различия между странами в правилах, регламентирующих конкуренцию, продолжает служить барьером для международной логистики.
К финансовым барьерам относят: Проблемы прогнозирования. На международном уровне прогнозирование затрудняют дополнительные факторы: валютные курсы, таможенные процедуры, правила, особенности экономической политики государства.Недостаток вспомогательных институтов. Сочетание финансовой и институциональной неопределенностей затрудняет планирование потребностей в продуктах и финансировании. В связи с этим, логистическим менеджерам для поддержки международных логистических операций приходится предусматривать дополнительные объемы запасов, увеличивать сроки транспортировки, финансовые ресурсы.
К барьерам каналов распределения относят: Различия в инфраструктуре обусловлены национальными и региональными особенностями средств транспортировки и оборудования грузопереработки, складских и портовых мощностей, систем связи и информационного обмена. При отсутствии стандартизованной логистической инфраструктуры грузы при пересечении национальных границ приходится перегружать на другие транспортные средства или в другие контейнеры, что ведет к увеличению издержек и сроков доставки.Торговые барьеры. Представляют собой правила, непосредственно ограничивающие ввоз товаров либо увеличивающие уровень таможенных пошлин при превышении определенного объема импорта.