Понятие «логистического риска», его характерные особенности, классификация и основные факторы, оказывающие на него влияние.
Риск – опасность, угроза. ЛР - риск, связанный с возможностью возникновения сбоев в движении потоков различных ресурсов вследствие возмущающих воздействий факторов внешней и внутренней среды, последствия которых, с т.зр. субъекта управления, являются неопределенными и проявляются в виде отклонения параметров потоков от заданного уровня.
Характерные особенности ЛР:
*сбой в движении потоков увязываемый с неопределенностью последствий;
*отклонения, как возможность неполучения запланированных или ожидаемых значений параметров потоков логистической системы;
*возмущающиеся воздействия факторов внешней и внутренней среды, выступающие в качестве источника риска логистической системы.
Классификация ЛР:
1. По характеру фактов обуславливающих риск(по объективности проявления):
*Объективный- не зависящие непосредственно от организации (уровень инфляции, нестабильность законодательной базы, интенсивность конкуренции и т.д.); *Субъективный – характеризующие организацию (финансовое положение организации, уровень ее конкурентоспособности товаров и др.)
2. По основной причине (источнику) возникновения:
*Экономические - изменения в экономике страны или экономике организации (налоговые, инфляционные и др.); * Природно-естественные- стихийные бедствия; *Экологические- нанесение ущерба окружающей среде (загрязнение и др.); *Политические- неблагоприятная политическая ситуация в стране и вмешательство государства в нормальный ход производственно-торговых процессов; *Социальные- особенности страны, обычаи, традиции и менталитет ее населения и др.; * Коммерческие- коммерческая деятельность (информационный, товарный, риски взаимоотношений с поставщиками и др.); *Транспортные- неудовлетворительные условия перевозки грузов, цены на топливо.; *Конкурентные - действия конкурентов(уровень конкурентоспособности организации); *Психологические - несоответствие трудовых ресурсов предъявляемым требованиям.; *Финансовые- связаны с финансовыми ресурсами организации (кредитный, процентный, валютный и др.)
3. По периодичности возникновения рисковых ситуаций:
*систематический (постоянный неснижаемый)- факторы внешней среды (экономические, экологические и др.); *несистематический (временный снижаемый)- управление деятельностью организации
4. По систематичности проявления рисковых ситуаций:
* статистический- проявил себя ранее, и можно оценить потери от него; *нестатистический- возможности потерь оцениваются лишь потенциально
5. По характеру экономических последствий рисковых событий:
*убыточный - убытки в случае рисковых событий; *доходный- возможность получения дополнительных доходов; *неубыточный и недоходный - не способствует получению дохода, но и не является убыточным (точка безубыточности).
6. По возможности управления рисками со стороны организации:
- управляемый (закрытый)- взаимоотношения с поставщиками; *неуправляемый (открытый)- не поддается управлению, связан с внешними рисками характеризуется систематичностью.
7. От этапа решения проблем:
на этапе принятия решений - ошибки в применении методов определения уровня риска (недостаток информации, ее низкое качество, безинформирование и др.); *на этапе реализации решений- ошибки в реализации решений, неожиданные изменения субъективных условий
8. По возможности страхования:
*страхуемый – должны быть количественно определенны, возможные потери, поддающиеся страхованию организациями, принимающими на себя риск страхователей
*не страхуемый - форс-мажорные риски, оценить уровень которых невозможно
9. По размерам потерь в результате рисковых ситуаций (по масштабам возможных потерь):
* без рисковый- риск не ощущается; * минимальный- возможные потери от расчетной прибыли в пределах 0-25%; * допустимый- в пределах плановой прибыли; * повышенный- возможные потери расчетной прибыли 25-50%; * высокий- 50-70%; * критический- в пределах планового дохода; *недопустимый- в пределах собственного капитала, что чревато банкротством предприятия. Коэффициент риска равен 75-100%.; * катастрофический- в размерах больше, чем собственный капитал.
Методы выявления и анализа логистических рисков (ЛР) в системе риск-менеджмента предприятия.
Методы выявления
1)опросные листы: а)специализированные – разрабатываются обычно для конкр-х видов деят-ти с учетом их особенностей и детализации отдельных положений;б) универсальный (общая информация; финансовые и административные данные; данные об управлении предпр-ем; сведения о территориальной стр-ре и расположении объекта; свед-ия о персонале и проживающем вблизи населения; описание используемой технологии; перечень имущества, кроме транспортных средств; перечень транспортных средств; данные о страховании объектов ;данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях; дополнительные свед-ия).
2) прямая инспекция - позволит выявить и уточнить отд-ые аспекты разрабатываемой программы УР, оценить возможные з-ты на упр-ие в данной орг-ии и дать реком-ции по регул-ю ур-ня риска.
Ф-ры,кот влияют на эф-ть прямой инсп-ии: ур-нь лояльности и подчинен-ти руководства орг-ии центральному упр-ию; кол-во времени, кот план-ся затратить на инспекцию; года, кот наиболее благопр-но для инспекции; возможные усл-я работы инспекторов в орг-ии, степень оснащенности техникой, наличие соврем-х ср-в связи с центральным офисом.
Неожид инспекция – позволяет зафикс-ть такие стороны орг-ии бизнеса, которые были скрыты, если бы руководство было извещено заранее.
3)анализ финнансовой и управленческой отчет-ти – позв-т определить риски, которые уже имели место на предприятии и инф-ия о них зафикс-на документально. Финансовые док-ты(бух баланс, отчет о финансовых результатах, данные об учете основных ср-в, данные других форм бух отчетности). Управленческие док-ты(учредительный дог-р, дог-ра на поставку тов-в, импортно-экспорные контракты)
Качественный анализ логистических рисков.Позволяет выявить и идентифицировать виды рисков, а также определяютсяся и описываются причины и факторы, которые влияют на ур-нь данного вида риска. Общ этапы качественного анализа ЛР:1)определение возмможных рисков;2)описание возможных последствий реализации обнаруженных рисков и их стоимостная оценка;3) описание возможных мероприятий, направленных на умньшение негатив-го влияния выявленных рисков с указанием их стоимости;4)исследования на качественном уровне возможности УР.
Количественный анализ логистических рисков.Состоит в численном измерении степени влияния изменений рисковых факторов на поведение критериев эфф-ти деят-ти предпр-ия.
1)анализ чувствительности критериев эфф-ти (NPV. IRR).К этой группе относятся м-ды корректировки проектной дисконтной ставки и достоверных эквивалентов.;
2)методд сценариев:А)известные типовые ситуации;Б)предыдущие распределения вероятностей;В)субъективные оценки сделанные аналитиком самостоятельно либо с привличением группы экспертов.
3) м-ды имитационного модел-ния (Монте-Карло);
4)анализ вероятностных распределений потоков платежей;
5)построение детерминированных и стохастических аналитических моделей риска (зависимостей ур-ня риска от параметров проекта и внешней среды);
6)построение деревьев решений (метод, позволяющий предсказывать принадлежность наблюдений или объектов к тому или иному классу переменной в соответствии со значениями одной или нескольких предикторных переменных. "Ствол дерева" - проблема или ситуация, требующая решения. "Вершина дерева" - цели или ценности, которыми рук-ся человек, принимающий решение.;
7)м-д корректировки нормы дисконта(премии за риск, осн. идея- корректировка некоторой базовой нормы дисконта, которая считается безрисковой или минимально приемлемой, корректировка осущ-ся путем прибавления величины требуемой премии за риск, после чего производится расчет критериев эфф-ти инвестиц-го проекта);
8)м-д достоверных эквивалентов (коэф-в достоверности, корректировка ожидаемых значений денежных потоков путем умножения их на специальные понижающие коэффициенты).