История возникновения термина «Логистика». Этапы развития логистики, их характеристика.
История возникновения термина «Логистика». Этапы развития логистики, их характеристика.
Понятие логистика имеет многовековую историю.
●древние греки понимали под логистикой искусство выполнение расчетов.
●в Римской империи существовали служители-логисты,в функции которых входило распределение продуктов.
●Император Византии Леон использовал термин “логистика” в учебе по военному делу.
В 18 веке математик Лейбниц употреблял этот термин в математике. В 19 веке в эпоху наполеоновских воин, логистика определялась как наука об управлении и планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое развитие логистика получила в годы Второй мировой войны при решении задач материально-технического обеспечения армии, а также при организации взаимодействия поставщиков вооружения, продовольствия, транспорта и войск. В послевоенный период логистика расширила свои границы, когда реализация логистических программ снабжения армии выходила на уровень отношений между многочисленными странами. Потребовалось решение задач по закупкам широкой номенклатуры материально-технических ресурсов в различных регионах и странах, по выбору оптимальных вариантов доставки грузов на десятки военных баз. Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в 50-х гг. в США, хотя сам термин “логистика” стал применяться в мире лишь с конца 70-х гг. 20 века.
Логистика –это наука об управлении материальными и связанными с ними потоками (информационными и финансовыми) на пути от источника сырья до конечного потребителя. Выделяют четыре этапа развития логистики:
1этап фрагментаризации (начало 50-х – конец 60-х)–решение логистических задач закупки, транспортировки, складирования, управления запасами и снижение суммарных операционных затрат в основных сферах деятельности (закупке,производстве,распределении).
2этап становления (конец60-х – начало 80-х) -развитие основ и практики логитсики, применение принципа общих затрат в системе распределения и их оптимизации, применение стандартизации тары и упаковки.
3этап развития(начало 80-х – конец 20 века) - объединение логистических видов деятельности в компании охватывающие полный функциональный цикл (закупка-производство-продажа), управление материальными и информационными потоками.Решение логистических задач на основе концепции всеобщего управления качеством.
4этап интеграции(2000-е года) - рождение новой технологии управления логистическими процессами и бизнесом в целом (SCM) - управление цепями поставок.
Системный подход как методологическая основа логистики. Логистические системы, их классификация.
Методология дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта(материальные и связанные с ним потоки); предмета анализа (организационно-экономических отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции); совокупности методов, средств исследования, проблемы исследования; последовательность этапов работы. Теоретические основы логистики базируются на 4-х методологиях.
Системный подход
2) Кибернетический подход (изучает элементы связанные между собой цепью причинно следственной зависимостью)
3) исследование операций (методология применения математических методов для оценки эффективности процессов)
4)прогностика(наука о законах и способах разработки прогнозов).
Системный подход –это комплексное изучение объекта как единого целого с позиции системного анализа, т.е. разделение объекта на составляющие подсистемы и элементы. Система– средство достижения цели.
Логистическая система–это совокупность структурных подразделений организации поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по основным или сопутствующим потокам.
Одним из самых важных признаков классификации ЛС является масштаб распространения.
-Макрологистическая система –это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или странах. По территориальному признаку – городские, региональные, республиканские. По объектно-функциональному признаку – системы группы организаций, ведомственные, отраслевые. По характеру организации хоз. связей – с прямыми связями (до потребителя без посредников), эшелонированные – материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредника,гибкие – доведение материального потока как по прямым связям, так и с участием посредника.
-Микрологистическая система– это управление материальными потоками внутри предприятия.
-Мезологистические системы – это ЛС крупных организаций бизнеса, имеющие сложную, географически распределенную структуру производственных и логистических мощностей.
По виду экономического потока – системы материальных, информационных и финансовых потоков.
По стадиям воспроизводственного процесса – системы закупочной, производственной и распределительной логистики
По степени автоматизвции – простые и автоматизированные.
По назначению – специализированные и интегральные.
По форме определения – физические и обстрактные.
Содержание распределительной логистики: понятие, принципы, область исследований.
Долгое время вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю решались в слабой взаимосвязи с вопросами производства и закупок материалов. Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как самостоятельные функции управления. Интегрированный взгляд на функцию распределения, т.е. объединение различных функций, касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления, позволил найти резервы повышения эффективности управленческих процессов.
Классификация каналов
1)по структуре: 0,1,2 – уровневые или многоуровневые.
2)по признаку прямолинейности: прямые (продавать товар собственными силами) и косвенные (использовать посредника)
3)по направлению движения МП: прямые и обратные(возвратные потоки например, канал утилизации отходов.)
4)по степени интеграции: горизонтальные( традиционные, все основные элементы вполне самостоятельны – находятся как бы на одном горизонте управления, они состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников) и вертикальные (это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая экономическая система, один из элементов канала, как правило, либо является собственником остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии.)
Выбор канала распределения — задача сложная и неоднозначная для всех участников логистической цепи. Решение может приниматься как производителем (при разработке сбытовой политики), так и посредниками, а также потребителями. На их выбор влияют в частности, следующие факторы: характер товара; транспортабельность товара; род деятельности и географическое положение производителя; объемы продаж; широта ассортимента; условия хранения товара; сроки хранения товара; наличие конкурентов; наличие посредников; цены.
До принятия окончательного решения проводится оценка различных вариантов в сопоставлении издержек и прибыли, т.е. реализуется основная цель логистики.
Транспортное страхование
При осуществлении международных перевозок в настоящее время широко применяется страхование, которое может быть обязательным и добровольным (договорным). Его основная цель – создать для грузовладельцев и пассажиров гарантии компенсации, предполагаемых при перевозке убытков и упростить получение такой компенсации, ибо взыскание убытков с транспортных организаций требует времени и нередко связано со значительными судебными издержками. Страхование используется также перевозчиками многих видов транспорта, в особенности морского и речного, автомобильного и воздушного для покрытия потерь от возможных аварий транспортных средств, когда убытки, падающие на перевозчика, нередко достигают внушительных сумм, могущих поставить под угрозу финансовое благополучие перевозчика.
1)медицинское (жизнь и здоровье водителя)
2)страхование транспортных средств(КАСКО)
3)гражданское – страхование ответственности владельца транспортных средств(АСАГО)
4)страхование ответственности перевозчиков (CMR –страхование)
5)страхование груза (КАРГО)-за все риски, -за частную аварию, -от полной гибели груза.
6) международное страхование (зеленая карта)
Методы выявления
1)опросные листы: а)специализированные – разрабатываются обычно для конкр-х видов деят-ти с учетом их особенностей и детализации отдельных положений;б) универсальный (общая информация; финансовые и административные данные; данные об управлении предпр-ем; сведения о территориальной стр-ре и расположении объекта; свед-ия о персонале и проживающем вблизи населения; описание используемой технологии; перечень имущества, кроме транспортных средств; перечень транспортных средств; данные о страховании объектов ;данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях; дополнительные свед-ия).
2) прямая инспекция - позволит выявить и уточнить отд-ые аспекты разрабатываемой программы УР, оценить возможные з-ты на упр-ие в данной орг-ии и дать реком-ции по регул-ю ур-ня риска.
Ф-ры,кот влияют на эф-ть прямой инсп-ии: ур-нь лояльности и подчинен-ти руководства орг-ии центральному упр-ию; кол-во времени, кот план-ся затратить на инспекцию; года, кот наиболее благопр-но для инспекции; возможные усл-я работы инспекторов в орг-ии, степень оснащенности техникой, наличие соврем-х ср-в связи с центральным офисом.
Неожид инспекция – позволяет зафикс-ть такие стороны орг-ии бизнеса, которые были скрыты, если бы руководство было извещено заранее.
3)анализ финнансовой и управленческой отчет-ти – позв-т определить риски, которые уже имели место на предприятии и инф-ия о них зафикс-на документально. Финансовые док-ты(бух баланс, отчет о финансовых результатах, данные об учете основных ср-в, данные других форм бух отчетности). Управленческие док-ты(учредительный дог-р, дог-ра на поставку тов-в, импортно-экспорные контракты)
Качественный анализ логистических рисков.Позволяет выявить и идентифицировать виды рисков, а также определяютсяся и описываются причины и факторы, которые влияют на ур-нь данного вида риска. Общ этапы качественного анализа ЛР:1)определение возмможных рисков;2)описание возможных последствий реализации обнаруженных рисков и их стоимостная оценка;3) описание возможных мероприятий, направленных на умньшение негатив-го влияния выявленных рисков с указанием их стоимости;4)исследования на качественном уровне возможности УР.
Количественный анализ логистических рисков.Состоит в численном измерении степени влияния изменений рисковых факторов на поведение критериев эфф-ти деят-ти предпр-ия.
1)анализ чувствительности критериев эфф-ти (NPV. IRR).К этой группе относятся м-ды корректировки проектной дисконтной ставки и достоверных эквивалентов.;
2)методд сценариев:А)известные типовые ситуации;Б)предыдущие распределения вероятностей;В)субъективные оценки сделанные аналитиком самостоятельно либо с привличением группы экспертов.
3) м-ды имитационного модел-ния (Монте-Карло);
4)анализ вероятностных распределений потоков платежей;
5)построение детерминированных и стохастических аналитических моделей риска (зависимостей ур-ня риска от параметров проекта и внешней среды);
6)построение деревьев решений (метод, позволяющий предсказывать принадлежность наблюдений или объектов к тому или иному классу переменной в соответствии со значениями одной или нескольких предикторных переменных. "Ствол дерева" - проблема или ситуация, требующая решения. "Вершина дерева" - цели или ценности, которыми рук-ся человек, принимающий решение.;
7)м-д корректировки нормы дисконта(премии за риск, осн. идея- корректировка некоторой базовой нормы дисконта, которая считается безрисковой или минимально приемлемой, корректировка осущ-ся путем прибавления величины требуемой премии за риск, после чего производится расчет критериев эфф-ти инвестиц-го проекта);
8)м-д достоверных эквивалентов (коэф-в достоверности, корректировка ожидаемых значений денежных потоков путем умножения их на специальные понижающие коэффициенты).
Признаки организации:
- организационное единство – определенный коллектив имеет свою внутреннюю структуру и объединен общим процессом труда;
- экономическая обособленность – наличие обособленных экономических ресурсов, наличие целей деятельности и др.;
- экономическая и хозяйственно-оперативная самостоятельность – предполагается, что организация самостоятельно определяет порядок своей деятельности (определение численности и структуры персонала, выбор поставщиков и покупателей, формы и системы оплаты труда и др.) в рамках действующего законодательства;
- единоначалие – руководство основывается на прямых административных формах управления.
Функции организации
- Социально-производственная. Удовлетворение потребностей общества в определенной продукции.
- Социально-экономическая. Получение прибыли в результате реализации своей продукции.
- Социально-техническая. Обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, создание новых техник и технологий, их конструирование, модернизация и реконструкция с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.
- Управленческая. Создание условий для роста производительности труда, подбора и расстановка исполнительного и управленческого персонала, обеспечение налаженной системы организации производственного процесса.
- Психолого-педагогическая. Формирование благоприятного социально-психологического климата в организации, оказание помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создание системы повышения профессиональной квалификации всех работников.
- Социально-культурная. Создание технических новшеств, уникальных технологий.
- Социально-бытовая. Создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия.
Организации в зависимости от признака классификации могут подразделяться:
по цели деятельности:коммерческие организации; некоммерческие организации; по форме собственности:государственные; частные;по экономическому назначению продукции:производящие преимущественно средства производства; производящие преимущественно предметы потребления;по характеру потребляемого сырья:организации добывающих отраслей промышленности; организации обрабатывающих отраслей промышленности;по предмету деятельности:промышленные (производственные); торговые; строительные; сельскохозяйственные и др.;по типу промышленного производства:единичный; серийный; массовый;по форме организации производства:специализированные; диверсифицированные; комбинированные;по участию иностранного капитала:иностранные; совместные;по размеру:микроорганизации (до 15 чел.); малые (16-100 чел);средние (101-250 чел.);
крупные (свыше 251 чел.). по степени непрерывности производственного процесса в течение года: круглогодичного действия; сезонные.
45. Основные методы планирования численности работников организации
Главной целью планирования персонала является обеспечение выполнения задач развития организации на основе рационального формирования и использования различных категорий трудовых ресурсов. При планировании численности персонала все рабочие организации подразделяются на группы: производственно-промышленного персонала и группу персонала занятого трудом непром персонала. При планировании пром-произв персонала, производится расчеты на буд период по основным и свомогательным работникам, служащим и др. при планировании непром персонала составляется расчет по работникам ЖКХ, мед и детским учереждений, .
Методика лпнирования потребности отдельной группы и категорий персонала зависит от категории их проф деятельности и отрасли особенности функционирования организации. При этом исп след методы: 1) планирование по трудемкости 2) по нормам выработки 3) по нормам обслуживания и раб местам
При этом выдел основные и вспомогательные работники.
Объем товарной продукции –включает в себя стоимость готовых изделий предназначенных для реализации, полуфабрикаты собственной выработки, стоимость работ промышленного характера выполненых по заказам или со стороны или же не промышленных подразделений самого предприятия.
Среднегодовая мощность –это мощность кот. распологает предприятие или его структурное подразделение в среднем за год с учетом прироста и выбытия наличных мощностей. Баланс производ-ой мощности может выглядеть след-им образом: Произ-ая мощ-ть на конец периода (выходная) равна производственной мощности на начало периода плюс прирост произ-ой мощ-ти по всем источникам (причинам) и минус выбытие произв-ой мощ-ти.
Управление цепями поставок
4. Место, роль и сущность управления цепями поставок в логистике.
5. Формирование стратегии работы в цепи поставок.
6. Общая характеристика концепции координации и интеграции цепи поставок.
Производственная логистика
7. Предприятие как объект логистического управления. Производственная логистика: сущность, цели, задачи.
8. Производственная структура предприятия как пространственная структура логистической системы. Структура основного производства.
9. Организации производства: сущность и задачи. Логистическая концепция организации производства. Выталкивающее (централизованное) и вытягивающее (децентрализованное) управление потоками на предприятии.
10. Типы и методы организации производства. Поточный метод организации производства. Логистический подход к моделированию размещения оборудования.
Закупочная логистика
11. Закупочная логистика: понятие, сущность, цели и задачи. Эволюция закупочной логистики.
12. Информационное обеспечение закупочной логистики. Характеристика источников получения информации.
13. Порядок и методы выбора поставщиков в закупочной логистике. Основные критерии оценки поставщиков.
14. Договор поставки: понятие, отличительные особенности и его структура. Роль специалистов – логистиков в разработке содержания договора поставки.
15. Основные методы закупок. Современные логистические системы управления закупками.
Распределительная логистика
16. Каналы распределения товаров, их функции, характеристика, классификация. Выбор каналов распределения.
17. Управление каналами распределения.
18. Содержание распределительной логистики
19. Управление заказами и поставками в распределительной логистике
Логистика складирования
20. Понятие, цель и задачи логистики складирования. Понятие логистического процесса на складе.
21. Склады, их функции и классификация. Устройство универсальных, специализированных и автоматизированных складов.
22. Оборудование для механизации и автоматизации трудоёмких операций на складах. Немеханическое оборудование склада.
23. Организация технологических процессов на складах. Эффективность логистики складирования и технико-экономические показатели работы склада.
Транспортная логистика
27. Транспортная (сопроводительная) документация на различных видах транспорта. Виды транспортных договоров.
28. Коммерческо-технологические операции на транспорте. Транспортная маркировка грузов, содержание и способы ее нанесения.
29. Транспортная тара и контейнеры. Характеристика, классификация и типоразмеры.
30. Международные транспортные операции. Транспортное страхование.
31. Транспортно-логистические центры. Характеристика, классификация, требования к оснащению и обслуживанию.
Управление затратами
35. Понятие затрат. Их классификация. Виды логистических затрат.
36. Понятие общих затрат в логистике. Способы снижения логистических затрат.
37. Определение выгодности товаров и услуг на основе информации о затратах
Международная логистика
38. Понятие международной логистики. Движущие силы глобализации и препятствия (барьеры) для международной логистики.
39. Подходы к международной логистике. Различия между локальной и международной логистикой.
40. Базисные условия поставки в международном договоре купли-продажи: .
41.Понятие, цели, задачи и функции организации. Характерные черты и признаки организации. Классификация организаций.
42.Эффективность функционирования организации: сущность, критерии и система показателей ее оценки. Роль логистической службы в повышении эффективности деятельности организации.
43.Организационно-правовые формы организаций. Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, их виды. Государственные и частные унитарные предприятия.
44.Хозяйственные риски: сущность и классификая. Методы оценки хоз.рисков
45.Основные методы планирования численности работников организации
46.Персонал организации: понятие, состав, структура, классификация и система показателей оценки его состояния и эффективности использования.
47.Производительность труда: понятие, показатели, методы измерения. Резервы роста производительности труда и снижения трудоемкости.
48.Основные производственные средства: сущность, классификация, состав, структура, формы воспроизводства и виды оценки.
49.Показатели оценки состояния, движения и эффективности использования основных средств. Резервы и пути повышения эффективности использования основных средств.
50.Оборотные средства организации: сущность, состав, структура, классификация, источники формирования и показатели оценки.
51.Факторы и резервы роста производительности труда
52.Сущность, виды, функции оплаты труда и принципы ее организации. Государственное регулирование оплаты труда.
53.Формы и системы заработной платы.
История возникновения термина «Логистика». Этапы развития логистики, их характеристика.
Понятие логистика имеет многовековую историю.
●древние греки понимали под логистикой искусство выполнение расчетов.
●в Римской империи существовали служители-логисты,в функции которых входило распределение продуктов.
●Император Византии Леон использовал термин “логистика” в учебе по военному делу.
В 18 веке математик Лейбниц употреблял этот термин в математике. В 19 веке в эпоху наполеоновских воин, логистика определялась как наука об управлении и планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое развитие логистика получила в годы Второй мировой войны при решении задач материально-технического обеспечения армии, а также при организации взаимодействия поставщиков вооружения, продовольствия, транспорта и войск. В послевоенный период логистика расширила свои границы, когда реализация логистических программ снабжения армии выходила на уровень отношений между многочисленными странами. Потребовалось решение задач по закупкам широкой номенклатуры материально-технических ресурсов в различных регионах и странах, по выбору оптимальных вариантов доставки грузов на десятки военных баз. Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в 50-х гг. в США, хотя сам термин “логистика” стал применяться в мире лишь с конца 70-х гг. 20 века.
Логистика –это наука об управлении материальными и связанными с ними потоками (информационными и финансовыми) на пути от источника сырья до конечного потребителя. Выделяют четыре этапа развития логистики:
1этап фрагментаризации (начало 50-х – конец 60-х)–решение логистических задач закупки, транспортировки, складирования, управления запасами и снижение суммарных операционных затрат в основных сферах деятельности (закупке,производстве,распределении).
2этап становления (конец60-х – начало 80-х) -развитие основ и практики логитсики, применение принципа общих затрат в системе распределения и их оптимизации, применение стандартизации тары и упаковки.
3этап развития(начало 80-х – конец 20 века) - объединение логистических видов деятельности в компании охватывающие полный функциональный цикл (закупка-производство-продажа), управление материальными и информационными потоками.Решение логистических задач на основе концепции всеобщего управления качеством.
4этап интеграции(2000-е года) - рождение новой технологии управления логистическими процессами и бизнесом в целом (SCM) - управление цепями поставок.