Основные организационно-правовые формы организаций (предприятий)
Основные организационно-правовые формы определены статьями Гражданского Кодекса РФ. Выделяются две группы организаций: коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относят те организации, основной целью деятельности которых является получение прибыли. К некоммерческим относят организации, которые призваны решать социальные, общественные, религиозные и другие задания.
Коммерческие организации делятся на четыре группы: хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия (см.рис.1.1). К хозяйственным обществам относятся акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
Рис.1.1. Организационно-правовые формы
Акционерное общество — это «коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих права участников общества (акционеров) по отношению к обществу». Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества могут создаваться как открытые, в которых акции распространяются на основе свободной подписки в средствах массовой информации, так и закрытые, в которых акции распространяются между участниками общества.
Обществом с ограниченной ответственностью признается организация, учрежденная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров, Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
К хозяйственным товариществам относятся: полное товарищество, товарищество на вере. Полное товарищество — это товарищество, участники (полные товарищи) которого в соответствии с заключенными договорами занимаются совместной предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Складочный капитал общества состоит из долей, размер которых определен договорами. Полные товарищи обязаны участвовать в деятельности товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Прибыль и убытки распределяются пропорционально долям участников.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — это товарищество, в котором наряду с полными товарищами, осуществляющими от его имени предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом, имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Прибыль распределяется в соответствии с величиной складочного капитала, принадлежащего участнику.
Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Члены производственных кооперативов несут солидарную субсидиарную ответственность. Имущество кооператива разделено на паи в соответствии с уставом кооператива.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия — это организации, создаваемые государственными (местными) органами власти.
На практике Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество принадлежит государству или муниципальному органу управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе и между работниками предприятия, и находится в оперативном управлении предприятия.
1.4. Продукция организаций (предприятий), ее виды и особенности. Показатели и измерители состава и объема продукции
Состав продукции организации (предприятия) определяется при помощи двух показателей: номенклатуры и ассортимента. Номенклатура — это перечень продукции, объединенной в однородные группы, каждая из которых включает продукцию одного наименования (телевизоры, видеокамеры, персональные компьютеры и т. п.). Ассортимент — это перечень продукции, объединенной в группы, каждая из которых содержит продукцию одного наименования, марки, модели, типоразмера. Номенклатура и ассортимент являются неотъемлемой частью плана производства и реализации продукции. Кроме характеристики самой продукции по каждой позиции указывается: количество продукции, трудоемкость изготовления и полная себестоимость единицы продукции, цена продажи.
Для определения обобщенных и оценочных показателей деятельности организации (предприятия) предназначена система объемных показателей. При расчете этих показателей выделяют показатели объема продукции и объема производства. Под объемом продукции понимается стоимостная оценка затрат на производство продукции независимо от места их производства. Под объемом производства понимается стоимостная оценка объема продукции с учетом только собственных затрат данной организации (предприятия). В объем производства не включаются затраты, выполняемые на предыдущих стадиях производственного процесса. В объем производства не должны включаться стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, топлива, энергии.
На практике используется три показателя объема продукции:
· товарная продукция,
· реализованная продукция (объем реализации, выручка от реализации, объем продаж),
· валовая продукция.
Товарная продукция — это полностью изготовленная (проверенная и упакованная) конечная продукция, полуфабрикаты, предназначенные для реализации другим организациям (предприятиям), услуги собственному капитальному строительству, услуги промышленного характера. Признаком товарной продукции является степень ее готовности.
Реализованная продукция — это та товарная продукция, которая отправлена потребителю, заказчику и оплачена им. Следует отметить, что понятие реализованной продукции с экономической и бухгалтерской точки зрения несколько отличаются, поскольку с последней точки зрения фактом реализации часто считается факт отгрузки продукции. Реализованная продукция может отличаться от товарной продукции на величину изменения остатков готовой продукции на складе организации (предприятия), готовой продукции, находящейся в процессе транспортировки, а также изменения объема неоплаченной потребителем продукции.
,
где – объем реализованной продукции;
– объем товарной продукции, изготовленной за определенный период времени;
. – изменение остатков товарной продукции на складе организации;
– изменение товарной продукции, находящейся в процессе транспортировки к потребителю или заказчику;
– изменение остатков неоплаченной продукции.
– при отсутствии остатков (например, хлебобулочные изделия). Идеал , но при длительных циклах изготовления это физически невозможно.
Валовая продукция — это стоимостная оценка затрат организации (предприятия) на производство продукции за определенных период времени. Валовая продукция отличается от товарной на величину незавершенного производства, т. е. стоимостную оценку продукции, находящейся на различных стадиях технологического процесса.
,
,
где – валовая продукция;
– объем товарной продукции;
– изменение объема незавершенного производства.
Незавершенное производство – это производство, находящиеся на любой стадии технологического процесса производства.
Валовая продукция — это самый старый и отживающий показатель. В рыночных условиях он должен использоваться только внутри отдельной организации (предприятия) при расчете потребности в персонале, предварительной оценки соответствия объема работ за определенный период времени пропускной способности.
Самым важным объемным показателем в рыночных условиях является реализованная продукция, поскольку ее объем зависит, с одной стороны, от многих внутренних факторов, а, с другой стороны, оказывает существенное влияние на величину прибыли. Основными внутренними факторами, влияющими на объем реализованной продукции, являются: правильность формирования номенклатуры выпускаемой продукции, конкурентоспособность продукции, разумная ценовая и затратная политики организации (предприятия), совершенство технической, технологической и материальной базы, прогрессивность используемых форм и методов организации и управления, проведение маркетинговых исследований и т. п.
Для расчета любого объемного показателя необходимо знать количество продукции и измеритель объема.
,
где – объемный показатель;
– количество видов продукции;
– количество i-той продукции;
– измеритель объема.
На практике используются следующие измерители объема:
1. Натуральные – любой физический измеритель (количество в штуках, метрах, тоннах) используется только при выпуске одного вида продукции.
2. Трудовые измерители, к ним относится трудоемкость изделия и основная заработная плата производственных рабочих. Эти измерители имеют применение только внутри организации. Недостаток – трудоемкость не учитывает сложность выполняемых работ. Заработная плата этого недостатка лишена.
3. Стоимостные измерители: цена, полная себестоимость, стоимость, добавленная обработкой.
Цена – это единственный измеритель объема реализованной продукции. Полная себестоимость – включает все затраты организации на производство и реализацию продукции и используется внутри организации. Добавленная стоимость обработки – это показатель, который учитывает только вновь созданную стоимость данной организации, т.е. ее собственные затраты.
Каждый из перечисленных измерителей имеет свое назначение и область применения.
1.5. Качество и конкурентоспособность продукции: понятие, показатели и методы оценки
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением (ГОСТ 15467-79). Согласно международному стандарту ISO 8402.1994, качество определяется как совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности.
Оценочные показателиколичественно характеризуют те свойства,
которые образуют качество продукции как объекта производства
и потребления или эксплуатации. Они используются для нормирования
требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные.
Функциональные показателихарактеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Оки объединяют показатели функциональной пригодности, надежности (безотказности, ремонтопригодности, долговечности, восстанавливаемости, сохраняемости), эргономичности (гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические) и эстетичности (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения).
Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления.
Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей – безопасности и экологичности.
Уровень качества – это относительный показатель, характеризующий результат сопоставления показателей качества нового изделия с показателями качества аналогичного по функциональным показателям изделия.
,
где i – индекс показателя качества;
– коэффициент качества i-го параметра;
– весовой коэффициент.
где - значение i-го показателя качества у нового изделия;
- значение i-го показателя качества у базового изделия.
Конкурентоспособность – это способность продукции находить своего потребителя при условии насыщенности рынка аналогичной продукцией.
При оценке конкурентоспособности изделия оно должно сравниваться с аналогичным изделием, по функциональному назначению имеющимся на рынке, следовательно, показатель является относительным.