Формы собственности и функции компании

Для фирм, функционирующих на рынке, характерно множество форм собственности.

Если фирма находится во владении одного физического лица или одной семьи, то говорят об индивидуальной частной собственности.

Большинство фермерских хозяйств в развитых странах - это индивидуальные частные фирмы. В США, например, такая форма собственности характерна для приблизительно 85 % фермерских хозяйств.

Партнерство - форма собственности, при которой фирма находится во владении двух и более физических лиц, не объединенных в одно юридическое лицо.

Корпорация - форма собственности, при которой фирма находится во владении множества людей, однако она регистрируется местными или центральными органами власти как единое и самостоятельное юридическое лицо.

В отдельных сферах деятельности важную роль играет такая форма собственности, как кооператив. Производственный кооператив- ассоциация членов, объединяющихся для производства и реализации продукции, а также участия в прибыли. Потребительский кооператив- ассоциация потребителей в сфере розничной торговли, объединяющихся для получения скидок у оптовых поставщиков товаров, а также участия в прибыли при перепродаже товаров.

Каждая форма собственности имеет свои преимущества и недостатки, проявляющиеся с особой силой в тех или иных сферах деятельности.

Так, одним из преимуществ частных индивидуальных фирм является упрощенность их регистрации. Не требуется большого начального капитала и предварительной организационной работы (разумеется, в определенных отраслях). К преимуществам относится и то, что владелец сам принимает решения. Кроме того, в его распоряжении остается и большая часть прибыли после уплаты налогов, сравнительно с другими формами собственности.

Сдругой стороны, главным недостатком индивидуального бизнеса является неограниченная персональная ответственность владельца за долги фирмы, что, в крайнем случае; может привести к конфискации всей личной собственности исбережений владельца.

Вне сферы сельского хозяйства лишь 15% компаний - частные фирмы. Примерно столько же приходится и на партнерства. Поскольку они в целом крупнее, чем частные фирмы, их объем продаж вдвое больше, чем у последних. Важное преимущество партнёрства перед частной компанией заключается в том, что эта форма позволяет большему количеству людей объединить свой капитал или свои таланты для достижения коммерческого успеха. Недостаток партнерства - персональная ответственность отдельных людей за все решения и финансовые обязательства, которые берёт на себя фирма. Кроме того, недостатком является и то, что в случае смерти одного из партнеров фирма, согласно закону, подлежит расформированию.

Частные фирмы и партнерства позволяют людям, обладающим талантом и идеями, проводить их в жизнь, беря ответственность на себя. Если они добиваются успеха, то их усилия получают финансовое и моральное вознаграждение. Общество в целом также выигрывает, поскольку в результате их деятельности получает в свое распоряжение продукт или услугу по вполне приемлемой цене. Если же фирмы обанкротятся, то их владельцы сами несут всю тяжесть поражения. Это - очень жестокий процесс, особенно если учесть, что подавляющее большинство новых фирм такого рода разоряется. В то же время он выполняет важную экономическую функцию: фирма не должна продолжать свое существование, если не может эффективно удовлетворять потребительский спрос.

Корпоративная форма ведения бизнеса предполагает, что право собственности выражается в покупке того или иного количества акций корпорации. Одним из больших преимуществ корпорации является ограниченная ответственность держателей акций.Она заключается в том, что владельцы акций (и, соответственно, владельцы корпорации) обычно не несут персональной ответственности за долги корпорации. В соответствии с законом корпорация представляет собой единое целое и только как единое целое несет ответственность по своим финансовым обязательствам. Если корпорация обанкротится, то держатель акций потеряет лишь деньги, которые он вложил в покупку акций. Кроме того, если путем продажи акций у корпорации меняется собственник, юридически договор о созда­нии корпорации не теряет своей силы.

К числу недостатков корпоративной формы собственности относятся следующие: во-первых, она в большей мере подвержена государственному регулированию, чем другие формы; во-вторых, корпорации платят специальный корпоративный налог на свои доходы; в-третьих, они вносят в казну плату за регистрацию корпораций. В США корпорация должна быть легализована в том штате, где находится ее головное подразделение. Иногда корпорация учреждается центральным правительством. Издержки по регистрации весьма существенны для небольших фирм. В то же время большинство корпораций имеют весьма значительные размеры. Так, хотя в США компании такой формы собственности составляют лишь 20% от общего числа компаний, их доля в денежных поступлениях - порядка 90%.

Когда крупная корпорация терпит банкротство, экономика несет значительные потери, несравнимые с теми, что наблюдаются при банкротстве небольшой частной фирмы. Масса людей теряет работу, множество смежников остаются без заказов, большое количество зданий и оборудования простаивает, государство теряет значительную часть своих налоговых поступлений. Именно поэтому, когда крупная корпорация находится на грани банкротства, государство делает все возможное, чтобы спасти ее. Правительство становится гарантом новых займов такой корпорации, как это было, например, с американской компанией «Локхид» в 1971 г. или компанией «Крайслер» в 1984 г. Как известно, поддержка правительства позволила им выжить.

Частные фирмы независимо от форм собственности выполняют важные общественные функции. В рыночной экономике именно они принимают решения -ЧТО, КАК и для КОГО производить в обществе.

1. Определение и удовлетворение нужд потребителя. Первая и важнейшая задача фирмы - определить, ЧТО нужно производить, т. е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей.

В центре фирмы - всегда предприниматель. Предприниматель - это именно тот человек, который не боится новаторства и обладает даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь коммерческий успех.

2. Организация производства - вторая важнейшая задача фирмы. Ее решение, пожалуй, наиболее трудоемкий и сложный процесс. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется она успеха или нет.

Ее эффективность, например, связана с тем, какой набор производственных факторов - труда, земли и капитала - она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции. Многие американские фермеры в 70-х годах активно инвестировали в покупку сельскохозяйственных машин и земли. В 80-е годы, когда положение со сбытом сельскохозяйственной продуктов ухудшилось, выяснилось, что они приняли неправильное решение. В лучшем положении оказались те фермеры, которые в большей мере опирались на рабочую силу, а машины и оборудование арендовали на относительно короткое время. Не пострадали те крупные сельскохозяйственные корпорации, которые смогли более эффективно использовать землю и машины и таким образом оправдать их покупку. К середине 80-х годов в сельском хозяйстве США оправдали себя лишь две модели организации производства: трудоемкий малый бизнес и крупноземельные корпорации. Другие формы организации не подтвердили своей эффективности на рынке, т. е. компании неправильно ответили на вопрос «Как производить?».

3. Распределение доходов. В ходе постоянного кругооборота экономической жизни фирма распределяет получаемый ею ход. Так, от фирмы зависят решения, какую заработную плаву выплачивать своим рабочим, что затем определяет и платежеспособный спрос населения в целом. Фирма также должна решить, сколько будет уплачено поставщикам сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастёт их покупательная способность. Таким образом, фирмы не только решают, ЧТО производить и КАК, но они также фактически принимают решения о распределении покупательной силы в обществе, то есть определяют, «ДЛЯ КОГО в обществе производятся товары». В рыночной экономике ответ на этот вопрос в конечном итоге зависит от того, какие группы населения платежеспособны.

4. Инвестиции в реальный капитал. С точкизрения общества фирмы важны и потому, что способствуют увеличению основных фондов или реального капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, то есть всего того, что помогает производить товары и услуги. Инвестиции в реальный капитал - важная экономическая функция потому что она делает возможным расширение и модернизацию производства.

Наши рекомендации