Условия хозяйствования в рыночной экономике

Условие первое— снижение объема государственного регулирования в сочетании с интенсивной конкуренцией со стороны российских и иностранных компаний, что привело к тому, что теперь многим структурам бизнеса приходится действовать в условиях глобального рынка с очень острой конкуренцией.

Условие второе— значительное сокращение жизненных циклов многих видов продукции, что во многом объясняется появлением технологических инноваций и необходимостью удовлетворения все более разнообразных потребительских запросов (рис. 1.5).

Условия хозяйствования в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 1.5. Сфокусированность на удовлетворение потребителей

Жизненный цикл продукта (ЖЦП)— это период времени от первоначальных затрат на исследования и разработки продукта до потери интереса потребителей к данному продукту.

Таким образом, своевременность инноваций - один из ключевых факторов успеха. Классификация подходов к определению понятия «инновация» дана на рис. 1.6.

Условия хозяйствования в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 1.6. Классификация подходов к определению понятия «инновация» в научной литературе

В настоящее время повышенное внимание уделяется анализу цепочки ценностей как средству повышения степени удовлетворенности потребителей и более эффективного управления затратами. Это взаимосвязанный набор видов деятельности, создающих ценность, который начинается от базовых источников исходных материалов для поставщиков компонентов и до конечного продукта или конечной услуги, предоставляемых потребителю.

Если каждое звено удовлетворяет запросы промежуточных потребителей, то удовлетворение конечного потребителя будет гарантировано (Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. — 3 изд.. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.).

Существует еще один аспект потребительского удовлетворения —социальная ответственность или корпоративная этика.Поэтому приоритетными являются социальная ответственность перед коллективом, безопасность производства, вопросы экологического порядка, а также корпоративная этика. На предприятиях принимают кодексы этического поведения.

Дистрибутор (англ. distribution — распределение) — фирма, предприниматель, осуществляющий оптовую закупку и сбыт товара определенного вида на региональных рынках. Фирма может иметь своего собственного дистрибутора по продаже своих товаров за рубежом, где он является на основе заключенного договора ее единственным представителем (генеральный дистрибутор). Одновременно оказывает посреднические маркетинговые услуги продавцам и покупателям, а также услуги по монтажу и наладке оборудования, обучению пользования ими. Такие услуги называют дистрибуторскими(Райзберг Б.А. Указ. соч.).

Нововведение и инновацию можно считать синонимами, означающими конечный результат внедрения новшеств.

Новшество — новая идея, новый принцип, новый прием. Это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований или экспериментальных разработок в какой-либо сфере деятельности, направленной на повышение его эффективности. (Третников Н.И. Управление нововведениями: чеб.пособие.—Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003.)/

Инновация — это, во-первых, новое в любой сфере деятельности организации и, во-вторых, внедрение результатов научной и научно-технической деятельности (Приложение 4, рис. 1.7).

Наукоемкая продукция — продукция, в затратах на производство и реализацию которой большой удельный вес занимают затраты на проектирование и разработку нововведения (НИОКР).

Наукоемкие отрасли — отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних достижений науки и техники.

Ноу-хау (англ. know how — знаю как) — совокупность знаний, сведений научного, технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, еще не ставших предметом общего достояния, представляющих новинку. Обычно принято передавать ноу-хау на коммерческой основе, за плату, посредством заключения лицензионных договоров между обладателями новшеств, дающих право на их использование с одновременной передачей самого ноу-хау (Райзберг Б.Л. Указ. соч.).

Любые нововведения требуют вложений — инвестиций.

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.

Третьим условиемхозяйствования в современных условиях является необходимость конкурентоспособности продукции, производства, предприятия в целом.

Конкурентоспособность — способность отвечать современному уровню, требованиям рынка, запросам потребителей. Не может быть конкурентоспособного товара без конкурентоспособности его производства. Существует взаимосвязь между ними (рис. 1.8) (Родионова В.Н. и др. Конкурентоспособность производства: проблемы и пути решения / под ред. В.Н. Родионовой. – Воронеж: ВГТУ, 2004.).

Условия хозяйствования в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 1.8. Пирамида конкурентоспособности предприятия

Конкуренция (лат. concurrentia - сталкиваться) - состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (Приложение 5, табл. 1.3) (Родионова В.Н. Указ. соч.)

Конкурентоспособность товара, услуг определяются новизной.

Новизна — отличие в создании (предлагаемом) объекта, который формирует такие свойства, каких нет у существующих и известных образов.

Критерий (гр. criterion) — показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, оценки.

Маркетинг (англ. market — рынок, сбыт) — обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг.

Однако сбыт — всего лишь верхушка маркетингового айсберга, сбыт — всего лишь одна из многих его функций, причем не самая существенная. Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Речь скорее идет о том, что они становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга», т.е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок.

Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Для пояснения этого определения необходимо рассмотреть понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Понятия, характеризующие маркетинг (исходные идеи маркетинга)

Понятия Характеристики
Нужда Чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо
Потребность Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида, прогрессивностью развития общества
Запрос Потребность, подкрепленная покупательной способностью
Товар Все, что может удовлетворять потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (товарный ассортимент выбора)
Обмен Акт получения от какого-либо желаемого объекта предложения чего-либо взамен
Сделка Основная единица измерения в сфере маркетинга. Коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами

В настоящее время в центре внимания находятся понятия «богатство» и «благосостояние».

Богатство — это то, чем мы располагаем.

Благосостояние — то, как мы оцениваем условия нашей жизни.

Еще одно условие, при котором осуществляется бизнес, — недостаток знаний о факторах конкурентоспособности.

Факторов, влияющих на конкурентоспособность, много, однако в первую очередь необходимо рассматривать ключевые.

«Критические факторы» — ключевые, дающие эффективные решения (рис. 1.9, табл. 1.5, Приложение 6). (Родионова В.Н. Указ. соч.).

П е р в а я группа (общесистемные): культура производства; гармония.

В т о р а я группа (внутренние факторы-условия): технологические навыки; качество процессов производства.

Т р е т ь я группа (внешние факторы-ограничения): время; гибкость.

Ч е т в е р т а я группа (факторы управления): коллективное обучение; потенциал менеджера среднего звена.

Улучшение показателей, характеризующих технический и организационный уровни, позволит повысить конкурентоспособность производства и предприятия в целом (Приложения 7,8, рис. 1.10, 1.11,) (Палий В.Ф., Суздальцева Л.Г. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий: учебник для вузов. — М.: Машиностроение, 1989.).

Условия хозяйствования в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 1.9. Факторы конкурентоспособности

Экономическое управление

К главным функциям экономического управления относятся:

организация управления (организация функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы);

планирование (прогнозирование, перспективы и текущее планирование экономической системы);

анализ (анализ хода и результаты экономической деятельности, оценка ее успешности и возможности совершенствования на основании научно обоснованных критериев);

информационное обеспечение (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах);

контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений);

мотивация труда (стимулирование сотрудников коллектива за качественное, своевременное выполнение работ).

Модель процесса принятия решения представлена на рис. 1.13 (Родионова В.Н. указ. соч.).

Прежде чем принять правильное решение, необходимо определить цель, оценить преимущество одного варианта действий по сравнению с другими. Это п е р в ы й этап модели принятия решений.

В т о р о й этап процесса принятия решения — поиск возможных вариантов действий (или, как их еще называют, стратегии), при помощи которых можно добиться осуществления по­ставленных целей.

Т р е т и й этап принятия решения — сбор данных, связанных с альтернативными действиями.

Источниками данных служат управленческий и финансовый учет (Бороненкова С.А. Экономический управленческий анализ: учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского Государственного экономического ун-та, 1999.) (Приложение 10, табл. 1.6,).

Условия хозяйствования в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 1.13. Модель процесса принятия решения, планирования и управления

Ч е т в е р т ы й этап принятия решений — выбор оптимального варианта действий из возможных альтернативных, любых управленческих решений осуществляется на основе методических рекомендаций по обоснованию инвестиционных проектов.

Неопределенность — недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решения, осуществления действий на всех уровнях экономической системы.

Это такое состояние знания, когда одна или более альтернатив имеют ряд возможных исходов, вероятность которых либо неизвестна, либо не имеет смысла. Поэтому в отличие от риска неопределенность будет субъективным явлением. Два наблюдателя, рассматривая определенную ситуацию, никогда не смогут одинаково сформулировать ее количественные характеристики.

Риск — опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайными изменениями условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.

Определенность — такое состояние знания, когда лицо, принимающее решение, заранее знает конкретный исход каждой альтернативы, т.е. обладает исчерпывающим знанием состояния среды и результатов каждого возможного решения.

П я т ы й этап принятия решения — реализация принятых решений.

После того, как альтернативные варианты действий выбраны, их необходимо включить в процесс составления сметы.

Смета (бюджет) — это финансовый документ, составленный для осуществления различных решений. Учитывает поступления в организацию наличных денежных средств и платежи организации, а также поступления от реализации продукции и затраты. Составляется по центрам ответственности, а потом — общий бюджет по предприятию в целом.

Центры ответственности — сегменты внутри предприятия, во главе которого ответственное лицо, принимающее решение.

Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой, — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений и является основой основ всех технологий внутрифирменного управления.

В США принято четко разделять три понятия:

план — система целей и стратегии их достижения;

программа — комплекс мероприятий по реализации стратегий;

бюджет — это финансовое выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий; это и плановые финансовые сметы, и градации расходов, прогнозируемые финансовые результаты.

Назначение внутрифирменного бюджетирования:

разработка системы координат для бизнеса, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента; перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показатели; повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;

рост эффективности использования имеющихся в распоряжении компании и ее отдельных структурных подразделений ресурсов;

создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных бизнесов (сфер хозяйственной деятельности), которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие или фирма;

повышение обоснованности выделения финансовых (прежде всего инвестиций и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса; более точное направление инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия;

превращение компании в «финансово прозрачную», понятную в финансовом положении для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги;

укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации;

проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов деятельности и структурных подразделений;

контроль за изменением финансовой ситуации в компании; повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния компании в целом, отдельных структурных подразделений и видов деятельности.

Ш е с т о й и с е д ь м о й этапы принятия решений — сопос­тавление фактических и плановых результатов и устранение отклонений от плана.

Переход к рыночной экономике, научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней среды предприятий.

Новым словом в управлении стало появление контроллинга как функционально обособленного направления экономической работы на предприятии, связанного с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте, обеспечивающей принятие оперативных и стратегических управленческих решений (Малышева Л.А. Управление организационными изменениями на основе контроллинга. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004.).

До рыночных условий хозяйствования координирующие функции деятельности предприятий осуществлял Госплан СССР, отраслевые министерства.

В настоящее время предприятия самостоятельно несут ответственность и работают на свой страх и риск.

Регулирующая роль государства осуществляется на основании действующих законов, постановлений Правительства, указов Президента.

Контроллинг — новое явление в теории и практике современного управления, возникло на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента ( Ананькина Е.А. и др. Контроллинг как струмент управления предприятием / под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит ЮНИТИ, 1999.).

Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей. Контроллинг взаимосвязан с другими функциями управления предприятием (Приложение 11, рис. 1.14,).

Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга объясняется следующими причинами:

- повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятия;

- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

- увеличение скорости реакции на изменение внешней среды, повышение гибкости предприятия;

- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;

- усложнение системы управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;

- информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой, изменяющейся) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

- общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знаний и человеческой деятельности.

Таким образом, управление или менеджмент — сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемые с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление как искусство — способность эффективно применять накопленный опыт на практике, используя творческий подход.

Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу составляет вся сумма знаний об управлении (концепции, теории, принципы, способы и формы управления).

Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в пространстве и времени.

Управление как процесс — динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции:

Планирование > Организация выполнения планов > Контроль > Мотивация.

Управление — это люди, управляющие организацией (менеджеры), умение добиваться поставленных целей, а также аппарат, специфический орган современных организаций как коммерческих, так и некоммерческих, без него организация как целостное образование не может существовать. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, — это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее целей.

Вопросы для самопроверки

1. Что означает понятие «экономика», перечислите ее виды?

2. Роль государства в рыночной экономике.

3. Назначение моделей экономических отношений.

4. Ресурсы и резервы производства: определение, виды.

5. Инновации, их значение в современных условиях хозяйствования.

6. Содержание технического и организационного уровня производства.

7. Содержание экономического управления.

8. Содержание модели принятия управленческого решения.

9. Понятие «контроллинг», его назначение, роль в процессе управления.

Наши рекомендации