Общее ресурсоведение и региональное природопользование

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии моря

Назимко Е.И., Семенова А.Ю.

ОБЩЕЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Конспект лекций

для студентов направленияподготовки

05.03.06 «Экология и природопользование

очной и заочной форм обучения

Керчь, 2016 г.

УДК 502.15+502.171-027.541

Составители: Назимко Е.И., д-р техн. наук, профессоркафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

Семенова А.Ю., ассистент кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

Рецензент: Малько С.В., канд. биол. наук, доцент кафедры экология моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № ___от__________20___ г.

Зав. кафедрой ____________ Е.И. Назимко

Конспект лекций утвержден и рекомендован к публикации

на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № ___от_________20___ г.

©ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. ………4

Раздел 1. Общее ресурсоведение………………………………………………...6

Тема 1 Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал……………….6

1.1 Цель и задачи курса. Основные термины и понятия ресурсоведения …….6

1.2 Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал……………………7

Тема 2. Классификация природных ресурсов………………………………….10

Тема 3. Учет природных ресурсов……………………………………………...12

Тема 4. Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны………..15

Тема 5. Трудовые ресурсы как база развития регионов……………………….21

Раздел 2. Региональное природопользование………………………………….29

Тема 6. Функциональная и территориальная структура региона……………..29

Тема 7. Место и роль отраслей природопользования в

воспроизводственном процессе региона………………………………………..36

Список использованной и рекомендуемой литературы.. ……………………44

Введение

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования. Диалектика природы и общества есть процесс, непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Целью данного конспекта является формирование у студентов представления о географических аспектах природопользования, осмысление глубоких взаимосвязей между природной базой территории и формирующимся на ее основе производственным комплексом, рассмотрение наиболее типичных пространственных форм природопользования.Является основой лекционного курса учебной дисциплины «Общее ресурсоведение и региональное природопользование» для студентов направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование очной и заочной форм обучения. Курс лекций позволит обучающимся студентам изучить основные проблемы природопользования, реализующегося в различных регионах Российской Федерации, освоить способы рационального природопользования и прогнозирование данного процесса и проанализировать характер взаимосвязи природно-ресурсного потенциала и социально-экономического комплекса региона.

Предлагаемый конспект лекций по учебной дисциплине «Общее ресурсоведение и региональное природопользование» составлен в соответствии с рабочей программой. В нем включено 2 раздела из 7 тем, которые охватывают весь курс, предусмотренный программой для студентов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» дневной и заочной формы обучения.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ темы Наименование темы Ориентировочное количество часов  
Раздел 1. Общее ресурсоведение
Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал
Классификация природных ресурсов
Учет природных ресурсов
Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны
Трудовые ресурсы как база развития регионов
Раздел 2. Региональное природопользование
Функциональная и территориальная структура региона
Место и роль отраслей природопользования в воспроизводственном процессе региона

При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин «Ландшафтоведение», «Общая экология», «География», «Геоэкология»и другие. Знания и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, используются при изучении таких дисциплин как «Устойчивое развитие», «Рекреационные ресурсы и экотуризм» и других дисциплин профессионального цикла.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии моря

Назимко Е.И., Семенова А.Ю.

ОБЩЕЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Конспект лекций

для студентов направленияподготовки

05.03.06 «Экология и природопользование

очной и заочной форм обучения

Керчь, 2016 г.

УДК 502.15+502.171-027.541

Составители: Назимко Е.И., д-р техн. наук, профессоркафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

Семенова А.Ю., ассистент кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

Рецензент: Малько С.В., канд. биол. наук, доцент кафедры экология моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № ___от__________20___ г.

Зав. кафедрой ____________ Е.И. Назимко

Конспект лекций утвержден и рекомендован к публикации

на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № ___от_________20___ г.

©ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. ………4

Раздел 1. Общее ресурсоведение………………………………………………...6

Тема 1 Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал……………….6

1.1 Цель и задачи курса. Основные термины и понятия ресурсоведения …….6

1.2 Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал……………………7

Тема 2. Классификация природных ресурсов………………………………….10

Тема 3. Учет природных ресурсов……………………………………………...12

Тема 4. Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны………..15

Тема 5. Трудовые ресурсы как база развития регионов……………………….21

Раздел 2. Региональное природопользование………………………………….29

Тема 6. Функциональная и территориальная структура региона……………..29

Тема 7. Место и роль отраслей природопользования в

воспроизводственном процессе региона………………………………………..36

Список использованной и рекомендуемой литературы.. ……………………44

Введение

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования. Диалектика природы и общества есть процесс, непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Целью данного конспекта является формирование у студентов представления о географических аспектах природопользования, осмысление глубоких взаимосвязей между природной базой территории и формирующимся на ее основе производственным комплексом, рассмотрение наиболее типичных пространственных форм природопользования.Является основой лекционного курса учебной дисциплины «Общее ресурсоведение и региональное природопользование» для студентов направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование очной и заочной форм обучения. Курс лекций позволит обучающимся студентам изучить основные проблемы природопользования, реализующегося в различных регионах Российской Федерации, освоить способы рационального природопользования и прогнозирование данного процесса и проанализировать характер взаимосвязи природно-ресурсного потенциала и социально-экономического комплекса региона.

Предлагаемый конспект лекций по учебной дисциплине «Общее ресурсоведение и региональное природопользование» составлен в соответствии с рабочей программой. В нем включено 2 раздела из 7 тем, которые охватывают весь курс, предусмотренный программой для студентов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» дневной и заочной формы обучения.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ темы Наименование темы Ориентировочное количество часов  
Раздел 1. Общее ресурсоведение
Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал
Классификация природных ресурсов
Учет природных ресурсов
Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны
Трудовые ресурсы как база развития регионов
Раздел 2. Региональное природопользование
Функциональная и территориальная структура региона
Место и роль отраслей природопользования в воспроизводственном процессе региона

При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин «Ландшафтоведение», «Общая экология», «География», «Геоэкология»и другие. Знания и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, используются при изучении таких дисциплин как «Устойчивое развитие», «Рекреационные ресурсы и экотуризм» и других дисциплин профессионального цикла.


Наши рекомендации