Бюджетная система. Государственный долг

Бюджетная система— это совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных финансов.

Бюджетное устройство Российской Федерации базируется на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы (единая документация, еди­ная денежная база);

2) азграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы (такой федеральный налог, как налог на прибыль, должен быть направлен в федеральный бюджет страны);

3) самостоятельности бюджета (самостоятельно осуществлять бюджетный процесс);

4) прозрачности и гласности (бюджеты и отчеты об их испол­нении подлежат обязательной публикации в открытой печати);

5) полноты отражения доходов и расходов;

6) сбалансированности бюджета (объем расходов бюджета дол­жен соответствовать объему доходов и источников финанси­рования его дефицита);

7) эффективности;

8) общего покрытия расходов;

9) достоверности бюджета (надежность его показателей, рас­считанных оптимально);

10)адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с со­циально-экономической политикой государства и включает в се­бя составление бюджета на очередной финансовый год перспек­тивного финансового плана.

Перспективный финансовый план формируется в Российской Федерации обычно на 3 года на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития и содержит прогнозные оцен­ки возможностей бюджета. В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика, объем финансовых ресурсов, источники поступления средств, источники финансирования госу­дарственного долга и т. д.

Главной формой бюджетного планирования является бю­джетный процесс.

Бюджетный процесс — это деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и по его утверждению. Регла­ментируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ, ор­ганы законодательной и исполнительной власти всех уровней, фи­нансовые органы, денежно-кредитные органы (банки, фонды), орга­ны финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются государственные, муниципальные, унитарные организации, предприятия, бюджет­ные организации (школы, больницы, тюрьмы).

Общая продолжительность одного цикла бюджетного процес­са составляет 2,5 года.

При составлении проекта бюджета учитываются следующие документы: послания Президента, прогноз социально-экономи­ческого развития на очередной финансовый год, основные на­правления бюджетной и налоговой политики, прогноз свободно-111

го финансового баланса, план развития государственного или му­ниципального сектора соответствующей территории.

В бюджетной системе РФ взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих меж­бюджетных связей выражается понятием «бюджетный федера­лизм».

Бюджетный федерализм— это форма финансовых отношений, которая возникает в процессе формирования и использования фондов денежных ресурсов. В самом простом виде бюджетный федерализм представляет собой системно-организованную сово­купность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

Денежный поток— это перемещение бюджетных средств от одного субъекта бюджетной системы к другому.

Трансферт— это перемещение денежных средств, неопосре­дованное движение товаров и услуг (только деньги).

В Российской Федерации трансферт трактуется уже — это де­нежная помощь субъектам РФ.

Таким образом, бюджетная система состоит из трех уровней:

1) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебю­джетных фондов (пенсионный, социальный, медицинский, страховой фонды);

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты региональных государ­ственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты. Принципами построения финансовой системы являются:

1) демократический централизм— концентрация финансиро­
вания ресурсов государством (более 50%), к таким ресурсам
относятся:

а) централизованные финансы:

—государственный бюджет;

—финансы государственного, социального, имуществен­ного и личного страхования;

б) децентрализованные финансы — это финансы органи­
заций, учреждений;

2) фискальный федерализм— распределение функций между
различными уровнями системы (т. е. местные бюджеты не вхо­
дят со своими доходами и расходами в федеральный бюджет).

Государственный бюджет занимает основное место в финан­совой системе. За счет средств государственного бюджета содер­жатся армия, правоохранительные органы, здравоохранение и т. д.

Государственный бюджет— денежный фонд для финансирова­ния деятельности государства. Он состоит из двух частей: расход­ной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают де­нежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели тратятся средства, акку­мулируемые государством. В качестве источников бюджета высту­пают:

1) прямые и косвенные налоги;

2) государственные займы;

3) эмиссия бумажных и кредитных денег;

4) поступления внебюджетных средств. Бюджетная классификация включает в себя:

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ (оборона, медицинское страхование);

3) экономическую классификацию расходов бюджетов (теку­щие и капитальные расходы);

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета РФ;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов;

7) классификацию видов государственного внешнего долга;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (сельское хозяйство, медицина). Секвестр бюджета (сокращение) в связи с ограниченностью

средств и невыполнением утвержденного бюджета по поступле­ниям доходов в фактическое исполнение бюджета может оказать­ся ниже, чем предусматривалось. Учитывая, что при утверждении бюджета устанавливаются предельные уровни дефицита, неиз­бежным становится секвестр, кроме расходов, специально защи­щенных статей (заработная плата, расходы на медикаменты, до­тации на животноводство).

Государственный бюджет в зависимости от соответствия до­ходной (формируется за счет налогов, кредитов, средств между-113

народных организаций) и расходной (связана с выполнением функ­ций государства) частей может быть трех видов:

1) профицитный— если государственные доходы превышают расходы, то образуется положительное сальдо, называемое про­фицитом бюджета;

2) дефицитный— расходы государства больше его доходов; пре­вышение расходов над доходами принято называть дефицитом бюджета; в настоящее время почти во всех странах имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Бюджетный дефицит присущ и разви­тым, и развивающимся странам. Различают два вида дефицита — циклический, вызванный изменениями в промышленном цикле, и структурный, его причина — фискальная политика государства; в основе дефицита государственного бюджета лежит множество причин:

а) спад общего производства;

б) завышенные расходы на реализацию социальных про­
грамм;

в) возросшие затраты на оборону;

г) рост теневого сектора экономики;

3) сбалансированный— доходы и расходы государства совпа­
дают.

Дефицит бюджета является основной причиной возникнове­ния государственного долга и представляет собой общую сумму задолженности по непогашенным займам, обязательствам, креди­там и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг разделяется на:

1) внутренний — заимствование внутри страны у населения, предприятий и учреждений;

2) внешний — заимствование у иностранных государств, пред­приятий и граждан;

3) прямой;

4) косвенный — проявляется в случае неплатежеспособности
заемщика (государство выдает гарантии по кредитам).
Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 го­
да), среднесрочными (до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Управление финансами осуществляется следующим образом: 1) макроэкономическое регулирование (косвенные методы):

а) разработка концепций, программ;

б) законодательное и нормативно-правовое обеспечение;

2) микроэкономическое регулирование (косвенные методы):

а) регулирование цен, тарифов;

б) регулирование внешней экономической, банковской дея­
тельности, страхового дела, таможенной политики;

3) микроэкономические методы прямого воздействия:

а) регистрация и лицензирование определенных видов дея­
тельности;

б) установление квот;

в) монопольное регулирование;

г) дотирование;

д) установление льгот;

4) прогнозирование экономического и социального развития;

5) организация финансового контроля.

Наши рекомендации