Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу определяется как отношение относительного изменения объема спроса на данный товар (в процентах) к процентному изменению дохода потребителя.

Если еI < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если еI > 0, товар является нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

Среди нормальных товаров можно выделить три группы:

1. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < еI < 1) и имеет предел насыщения. Говорят, что для таких товаров спрос неэластичен по доходу.

2. Товары «второй необходимости», спрос на которые растет в меру роста доходов (еI = 1).

3. Предметы роскоши, рост спроса на которые опережает рост доходов (еI > 1) и не имеет предела насыщения. Говорят, что для таких товаров спрос эластичен по доходу.

Для лиц с разным уровнем дохода (или для одного человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши либо товарами первой необходимости.

Предложение

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Объемом предложения называют количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, в некоторых случаях природно-климатические условия.

Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

QiS = f (Li; P1, … , Pk; Ti; N;…)

где Li – характер применяемой в производстве i-того товара технологии;

P1, … , Pk — цены всех товаров, включая i-тый;

Тi – налоги и дотации, установленные по i-тому товару;

N – число продавцов на рынке.

Неценовые детерминанты предложения — факторы, влияющие на изменение предложения и не связанные непосредственно с ценой (цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке).

Если все факторы, определяющие объем предложения положить неизменными, можно перейти к функции предложения от цены.

QiS = f (Pi)

Функция предложения может быть представлена тремя способами: табличным, аналитическим (Q = aP – b) или графическим.

Графическое изображение этой функции называется линией предложения. Положительный наклон линии предложения принимается в качестве первого приближения, общего закона предложения не существует.

Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (движение вдоль линии предложения).

Изменение предложения — установление новой зависимости между ценой и объемом предложения, изменение самой функции предложения, сдвиг линии предложения.

Ценовая эластичность предложения товаров характеризует изменение объема предложения в зависимости от изменения цены, то есть реакцию поставщиков на изменение цен. Измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения, который находится как отношение процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены.

Эластичность предложения зависит прежде всего от особенностей технологии производства продукта, то есть от способности производителей быстро перестроиться с выпуска одного продукта на выпуск другого при изменении соотношения цен этих продуктов.

Варианты эластичности предложения:

1. Абсолютно неэластичное предложение (е=0). Предлагаемое количество товара остается неизменным при изменении цены. Примером может служить продажа билетов в театр, где количество посадочных мест ограничено.

2. Неэластичное предложение (е<1). Значительные изменения цены товара влекут гораздо менее значительные изменения объема предложения.

3. Эластичное предложение (е>1). Незначительные изменения цены товара влекут гораздо более значительные изменения объема предложения.

4. Абсолютно эластичное предложение (е=¥). Малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения вплоть до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения. Примером может служить продажа государством некоторых специфических товаров и услуг по фиксированным ценам (бланки паспортов).

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, наряду с технологией производства, является время, необходимое поставщикам, для перераспределения ресурсов в пользу производства того или иного товара. Чем продолжительнее время, которым располагает поставщик для приспособления к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем эластичнее предложение.

А. Маршалл ввел понятие «операционного времени», в рамках которого он различал:

1) рыночный период, когда предложение не меняется;

2) краткосрочный период, когда рост предложения осуществляется при постоянных мощностях за счет расширения поля труда и его интенсивности;

3) долгосрочный период, когда производственные мощности переменны.

Наши рекомендации