Спрос и предложение как основные ценообразующие факторы

Спрос и предложение как основные ценообразующие факторы

1. Микроэкономика как основа теории ценообразования.

2. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса.

3. Предложение. Неценовые детерминанты предложения.

4. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена и равновесный объем.

Микроэкономика как основа теории ценообразования

Проблема экономической ценности и цены на протяжении веков считалась одной из наиболее важных экономических проблем, обсуждаемых философами, юристами, богословами и политиками.

Первым «претендентом» на роль основы для соизмерения благ, ценности и цены была человеческая потребность (Аристотель).

В средние века была сделана попытка разделить понятия ценности и цены. Так, Жан Буридан считал, что если ценность блага определяется потребностью, то цена зависит от потребности и средств покупателя. Бедняк нуждается в хлебе больше чем богач, но ему нечем оплатить его. Значит, и рыночную цену определяют не потребности всех индивидов, но лишь тех из них, кто может подкрепить свои потребности деньгами, т.е. платежеспособные потребности, или спрос.

Фома Аквинский и его учитель Альберт Великий (теологи средневековья) наряду с потребностью назвали второй (по порядку, но не по значимости) источник ценности и цены – труд и расходы. Без справедливого возмещения труда и расходов общество, основанное на разделении труда, не могло бы существовать.

Таким образом, была установлена зависимость рыночных цен от двух факторов: спроса, определяемого потребностями и денежными средствами покупателей, и предложения, определяемого трудом и расходами. Но соотношение этих факторов и роль каждого из них в формировании цен долгое время считались неисследованными.

В 1890 г. вышла в свет работа А. Маршалла «Принципы экономикс», в которой он сравнил спрос и предложение с двумя лезвиями ножниц, которые в равной мере могут быть значимы для разрезания листа бумаги, хотя в каждый рассматриваемый период только одно из них подвижно. Именно такой подход по сей день остается основным в микроэкономическом анализе рыночного ценообразования.

Спрос

Спрос на тот или иной товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно «желание купить» отличает спрос от простого «хотения» получить какое либо благо. Наличие спроса предполагает чье-то согласие уплатить за этот товар определенную цену, пожертвовать в обмен на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

QiD = f (T; P1, … , Pk; I; …),

где QiD — объем спроса на i-тый товар;

Т — вкусы и предпочтения;

P1, … , Pk — цены всех товаров, включая i-тый;

I — денежный доход.

Неценовые детерминанты спроса — это факторы, влияющие на величину спроса и не связанные непосредственно с ценой на данный товар (доход потребителей, цены и полезность других товаров, изменения в относительных ценах, инфляционные ожидания, эффект присоединения к большинству и эффект сноба)

Если положить все неценовые детерминанты спроса неизменными, то можно перейти к функции спроса от цены:

QiD = f (Рi).

Она может быть задана табличным способом, аналитически (Q = a – bP) или графически. Графическое изображение функции спроса от цены называется линией спроса.

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены — движение вдоль линии спроса. Изменение спроса представляет собой сдвиг линии спроса и определяется неценовыми детерминантами спроса.

Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса.

Исключение: парадокс Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. спрос на картофель увеличился, хотя цена на него выросла. Дело в том, что картофель являлся основной пищей ирландских бедняков, и повышение цены на него заставило их сократить потребление всех других товаров, более дорогих и качественных. Так как картофель оставался относительно более дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.

Нередко некоторые другие явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из закона спроса, а иногда на них ссылаются и для опровержения этого закона.

1. Эффект ожидаемой динамики цен. Если цена товара повысилась, потребители могут расценить это как тенденцию, и ожидать дальнейшего ее повышения. В этом случае текущая цена воспринимается как относительно более низкая по сравнению с ожидаемой и спрос увеличивается.

2. Цена – показатель качества. Потребитель часто не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара, и склонен принимать более высокую цену товара за своеобразный показатель более высокого качества. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение покупателей и как результат – сдвиг линии спроса вверх и вправо, то есть получение новой функции спроса.

3. Эффект Веблена связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Роль ограничителя доступа к товарам для широких масс потребителей часто выполняет высокая цена. Однако, как свидетельствует практика, повышение цен на предметы роскоши приводит не к увеличению, а к снижению рыночного спроса на них, так как, хотя престижность их возрастает, но возможность их приобрести остается все у меньшего числа покупателей. К тому же выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто.

Эластичность спроса

При анализе спроса нас часто интересует не его абсолютный объем, а изменения его в ответ на изменение цены товара или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса. Но объем спроса по разным товарам измеряется в разных натуральных единицах, поэтому по абсолютным изменениям спроса трудно судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. Удобнее пользоваться показателями относительного изменения.

Показатель относительного изменения одной переменной (в данном случае спроса) при изменении другой переменной на единицу называется эластичностью. Для функции рыночного спроса такими независимыми переменными будут цена данного товара, цены других товаров и доходы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей являются неквантифицируемой переменной, их изменение не имеет количественной меры. Мерой, которая позволяет оценить изменение спроса при изменении независимой переменной, является коэффициент эластичности.

Предложение

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Объемом предложения называют количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, в некоторых случаях природно-климатические условия.

Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

QiS = f (Li; P1, … , Pk; Ti; N;…)

где Li – характер применяемой в производстве i-того товара технологии;

P1, … , Pk — цены всех товаров, включая i-тый;

Тi – налоги и дотации, установленные по i-тому товару;

N – число продавцов на рынке.

Неценовые детерминанты предложения — факторы, влияющие на изменение предложения и не связанные непосредственно с ценой (цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке).

Если все факторы, определяющие объем предложения положить неизменными, можно перейти к функции предложения от цены.

QiS = f (Pi)

Функция предложения может быть представлена тремя способами: табличным, аналитическим (Q = aP – b) или графическим.

Графическое изображение этой функции называется линией предложения. Положительный наклон линии предложения принимается в качестве первого приближения, общего закона предложения не существует.

Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (движение вдоль линии предложения).

Изменение предложения — установление новой зависимости между ценой и объемом предложения, изменение самой функции предложения, сдвиг линии предложения.

Ценовая эластичность предложения товаров характеризует изменение объема предложения в зависимости от изменения цены, то есть реакцию поставщиков на изменение цен. Измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения, который находится как отношение процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены.

Эластичность предложения зависит прежде всего от особенностей технологии производства продукта, то есть от способности производителей быстро перестроиться с выпуска одного продукта на выпуск другого при изменении соотношения цен этих продуктов.

Варианты эластичности предложения:

1. Абсолютно неэластичное предложение (е=0). Предлагаемое количество товара остается неизменным при изменении цены. Примером может служить продажа билетов в театр, где количество посадочных мест ограничено.

2. Неэластичное предложение (е<1). Значительные изменения цены товара влекут гораздо менее значительные изменения объема предложения.

3. Эластичное предложение (е>1). Незначительные изменения цены товара влекут гораздо более значительные изменения объема предложения.

4. Абсолютно эластичное предложение (е=¥). Малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения вплоть до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения. Примером может служить продажа государством некоторых специфических товаров и услуг по фиксированным ценам (бланки паспортов).

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, наряду с технологией производства, является время, необходимое поставщикам, для перераспределения ресурсов в пользу производства того или иного товара. Чем продолжительнее время, которым располагает поставщик для приспособления к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем эластичнее предложение.

А. Маршалл ввел понятие «операционного времени», в рамках которого он различал:

1) рыночный период, когда предложение не меняется;

2) краткосрочный период, когда рост предложения осуществляется при постоянных мощностях за счет расширения поля труда и его интенсивности;

3) долгосрочный период, когда производственные мощности переменны.

Спрос и предложение как основные ценообразующие факторы

1. Микроэкономика как основа теории ценообразования.

2. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса.

3. Предложение. Неценовые детерминанты предложения.

4. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена и равновесный объем.

Микроэкономика как основа теории ценообразования

Проблема экономической ценности и цены на протяжении веков считалась одной из наиболее важных экономических проблем, обсуждаемых философами, юристами, богословами и политиками.

Первым «претендентом» на роль основы для соизмерения благ, ценности и цены была человеческая потребность (Аристотель).

В средние века была сделана попытка разделить понятия ценности и цены. Так, Жан Буридан считал, что если ценность блага определяется потребностью, то цена зависит от потребности и средств покупателя. Бедняк нуждается в хлебе больше чем богач, но ему нечем оплатить его. Значит, и рыночную цену определяют не потребности всех индивидов, но лишь тех из них, кто может подкрепить свои потребности деньгами, т.е. платежеспособные потребности, или спрос.

Фома Аквинский и его учитель Альберт Великий (теологи средневековья) наряду с потребностью назвали второй (по порядку, но не по значимости) источник ценности и цены – труд и расходы. Без справедливого возмещения труда и расходов общество, основанное на разделении труда, не могло бы существовать.

Таким образом, была установлена зависимость рыночных цен от двух факторов: спроса, определяемого потребностями и денежными средствами покупателей, и предложения, определяемого трудом и расходами. Но соотношение этих факторов и роль каждого из них в формировании цен долгое время считались неисследованными.

В 1890 г. вышла в свет работа А. Маршалла «Принципы экономикс», в которой он сравнил спрос и предложение с двумя лезвиями ножниц, которые в равной мере могут быть значимы для разрезания листа бумаги, хотя в каждый рассматриваемый период только одно из них подвижно. Именно такой подход по сей день остается основным в микроэкономическом анализе рыночного ценообразования.

Спрос

Спрос на тот или иной товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно «желание купить» отличает спрос от простого «хотения» получить какое либо благо. Наличие спроса предполагает чье-то согласие уплатить за этот товар определенную цену, пожертвовать в обмен на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

QiD = f (T; P1, … , Pk; I; …),

где QiD — объем спроса на i-тый товар;

Т — вкусы и предпочтения;

P1, … , Pk — цены всех товаров, включая i-тый;

I — денежный доход.

Неценовые детерминанты спроса — это факторы, влияющие на величину спроса и не связанные непосредственно с ценой на данный товар (доход потребителей, цены и полезность других товаров, изменения в относительных ценах, инфляционные ожидания, эффект присоединения к большинству и эффект сноба)

Если положить все неценовые детерминанты спроса неизменными, то можно перейти к функции спроса от цены:

QiD = f (Рi).

Она может быть задана табличным способом, аналитически (Q = a – bP) или графически. Графическое изображение функции спроса от цены называется линией спроса.

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены — движение вдоль линии спроса. Изменение спроса представляет собой сдвиг линии спроса и определяется неценовыми детерминантами спроса.

Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса.

Исключение: парадокс Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. спрос на картофель увеличился, хотя цена на него выросла. Дело в том, что картофель являлся основной пищей ирландских бедняков, и повышение цены на него заставило их сократить потребление всех других товаров, более дорогих и качественных. Так как картофель оставался относительно более дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.

Нередко некоторые другие явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из закона спроса, а иногда на них ссылаются и для опровержения этого закона.

1. Эффект ожидаемой динамики цен. Если цена товара повысилась, потребители могут расценить это как тенденцию, и ожидать дальнейшего ее повышения. В этом случае текущая цена воспринимается как относительно более низкая по сравнению с ожидаемой и спрос увеличивается.

2. Цена – показатель качества. Потребитель часто не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара, и склонен принимать более высокую цену товара за своеобразный показатель более высокого качества. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение покупателей и как результат – сдвиг линии спроса вверх и вправо, то есть получение новой функции спроса.

3. Эффект Веблена связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Роль ограничителя доступа к товарам для широких масс потребителей часто выполняет высокая цена. Однако, как свидетельствует практика, повышение цен на предметы роскоши приводит не к увеличению, а к снижению рыночного спроса на них, так как, хотя престижность их возрастает, но возможность их приобрести остается все у меньшего числа покупателей. К тому же выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто.

Эластичность спроса

При анализе спроса нас часто интересует не его абсолютный объем, а изменения его в ответ на изменение цены товара или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса. Но объем спроса по разным товарам измеряется в разных натуральных единицах, поэтому по абсолютным изменениям спроса трудно судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. Удобнее пользоваться показателями относительного изменения.

Показатель относительного изменения одной переменной (в данном случае спроса) при изменении другой переменной на единицу называется эластичностью. Для функции рыночного спроса такими независимыми переменными будут цена данного товара, цены других товаров и доходы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей являются неквантифицируемой переменной, их изменение не имеет количественной меры. Мерой, которая позволяет оценить изменение спроса при изменении независимой переменной, является коэффициент эластичности.

Наши рекомендации