Дальневосточный федеральный округ
Дальний Восток в силу своего геостратегического положения, стратегических установок позиционирования России и Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанском регионе, унаследованных и современных особенностей и проблем развития, является особым объектом государственной политики. В 2000-е годы Россия успешно реализовала на Дальнем Востоке несколько масштабных и значимых инвестиционных проектов (строительство автодороги Чита-Хабаровск, прокладка трубопровода ВСТО, возведение объектов для саммита АТЭС, развертывание производства самолета SSJ-100 и пр.), которые обеспечили ряд социально-экономических преимуществ для этих территорий. Определенные результаты дали и ранее принятые государственные долгосрочные программы развития восточных регионов. Но, несмотря на локальные успехи, многие негативные тенденции на Дальнем Востоке преодолеть пока не удалось: продолжается отток населения из региона, значительная часть основных фондов физически изношена и морально устарела, нарастает отставание депрессивных территорий от успешных, прогрессирует отставание Дальнего Востока на фоне других стран АТР, особенно быстро развивающихся соседних регионов Китая.
Экономика округа характеризуется низким уровнем эффективности производства, что особенно явно в сравнении с сопредельными странами, производительность труда в расчете на одного занятого в экономике Дальнего Востока в 4 раза ниже, чем в Японии, в 2,5 раза ниже, чем в Южной Корее, потребление первичных энергоресурсов на единицу валового регионального продукта в 2,5 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, электрической энергии – в 1,8 раза, структура топливно-энергетического баланса крайне неэффективна.
На Дальнем Востоке сложился наиболее интенсивный относительный отток населения, за счет миграции население теряют все дальневосточные регионы, сокращение численности населения сопровождается его дальнейшей концентрацией в крупных городах южной части Дальнего Востока.
Дальневосточный округ характеризуется самой низкой в России плотностью населения и чрезвычайно низким уровнем инфраструктурной обеспеченности, в том числе транспортной.
Экономика Дальневосточного региона базируется в основном на добыче полезных ископаемых и использовании транзитных возможностей региона в силу его экономико-географического положения, что определяет структуру ВРП. В структуре ВРП округа на долю добычи полезных ископаемых приходится 24,7%, на долю транспорта – 13,4%, в южных регионах – Приморском крае, Амурской области – на долю транспорта и связи приходится 22% ВРП. Слишком высокая доля первичного сектора в экономике Дальнего Востока влечет за собой недополучение добавленной стоимости, невыгодные условия экспортно-импортного обмена, занижение налоговой базы субъектов федерации, усиление диспропорций в уровне социально-экономического развития отдельных территорий. Кроме того, высокая капиталоемкость первичного сектора требует крупномасштабных инвестиций в его модернизацию, которые невозможно профинансировать за счет внутренних ресурсов региона. Это усиливает зависимость восточных территорий России от притока капитала извне.
Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, – еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Дальнего Востока.
Реализация стратегических приоритетов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе[27] требует ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока, необходимого для закрепления лидирующих позиций России в мировом хозяйстве, интеграции региона в мировое экономическое пространство, участия в международном разделении труда, реализующем конкурентный потенциал Дальнего Востока в сферах добычи и переработки природных ресурсов, для чего необходима реализация крупномасштабных проектов по добыче, переработке и поставке углеводородного топлива; развития энергетической и транспортной инфраструктуры, формирования инновационной экономики, высоких технологий, экономики, основанной на знаниях.
В этой связи переход к инновационному развитию Дальнего Востока предусматривает модернизацию социальной инфраструктуры региона; модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов; масштабное технологическое обновление и модернизацию производств; развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами восточных регионов, развитие предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов развития (космическая сфера, авиа- и вертолетостроение, судостроение, инновационные проекты в области энергетики) и занявших свою нишу на российском товарном рынке благодаря применению "двойных технологий"; создание и развитие деятельности локальных инновационно-производственных центров и технопарков, ориентированных на создание новых продуктов, а также образовательных и научных центров; ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции в сферах образования и здравоохранения с постепенным повышением государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня, сопоставимого с уровнем развитых стран.
В перспективе в округе предполагается реализация пакета крупномасштабных инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках целевой специализации Дальнего Востока:
- развитие нефте-, газо-, угле- и лесохимической промышленности;
- добыча топливно-энергетических ресурсов в экстремальных условиях, в том числе на Арктическом шельфе; экспорт услуг и технологий в области добычи топливно-энергетических ресурсов в экстремальных условиях;
- комплексные металлургические производства, включающие сталеплавильные заводы, заводы по производству чистового алюминия, чистых меди, олова, свинца, цинка, редкоземельных и драгоценных металлов, сплавов для нужд отечественного и зарубежного машиностроения;
- коммерческое и военное судостроение, в том числе строительство речных судов; массовое строительство малых и средних рыболовных судов; строительство военных судов и их экспорт в развивающиеся страны АТР;
- авиационная и ракетно-космическая промышленность, в том числе обеспечивающая потребности строящегося космодрома «Восточный»; экспорт продукции гражданского и авиационного машиностроения на международные рынки; продажа услуг по коммерческому запуску космических аппаратов с нового космодрома странам АТР, юго-восточной Азии, Индии;
- промышленность строительных материалов, представленная крупнейшими по мировым меркам цементными, стекольными предприятиями, предприятиями по производству стальных и алюминиевых конструкционных материалов, обеспечивающая масштабные инфраструктурные инвестиции в макрорегионе, экспортирующая часть продукции в соседние страны;
- развитие марикультуры, экспорт услуг и технологий в области марикультуры в развивающиеся страны АТР; выращивание в промышленных масштабах редких и уникальных, особо ценных видов рыбы, моллюсков и других морских животных Охотского моря с монополизацией соответствующих международных нишевых рынков;
- развитие лесных плантаций, особенно в южных приморских районах, экспорт услуг и технологий в области лесоразведения в страны АТР, испытывающие дефицит лесопокрытых земель; создание целлюлозно-бумажных комбинатов, бумажных фабрик, заводов по производству гигиенических изделий, полиграфических предприятий, ориентированных прежде всего на внутреннее лесное сырье;
- развитие транспортной инфраструктуры; строительство новых скоростных автомобильных и железных дорог; эксплуатация созданной транспортной инфраструктуры в целях обслуживания международного транзита грузов; экспорт услуг и технологий в области строительства дорог и объектов линейной энергетической инфраструктуры в экстремальных условиях;
- развитие интенсивного растениеводства на юге макрорегиона с комплексной химизацией производства и использованием генномодифицированных видов сои и зерновых, развитие интенсивного мясного животноводства на местной кормовой базе с целью массового экспорта сельскохозяйственной продукции на рынок северо-восточного Китая; создание крупных аграрных предприятий, специализирующихся на выращивании экологически чистой продукции;
- создание зон территориального развития с туристической специализацией, обладающих первоклассной туристической инфраструктурой (гостиницы, развлекательные, торговые, деловые центры), в городах Дальнего Востока и Забайкалья, наиболее транспортно доступных для жителей Китая, Японии, Южной Кореи, Филиппин и других стран АТР, а также развитие сети горнолыжных и бальнеологических курортов, ориентированных на иностранных туристов; эксплуатация инфраструктуры туристических зон государственными компаниями с использованием вырученных средств для финансирования государственной инвестиционной и социальной политики в макрорегионе.
К числу крупных инвестиционных проектов, реализация которых предполагает диверсификацию экономики региона и создание инновационных производств, относятся:
проект освоения зоны вдоль трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), присоединения к ВСТО нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и сооружения на конце нефтяной магистрали современного Приморского НПЗ; созданный при строительстве ВСТО инфраструктурный коридор будет использован для строительства единой системы добычи, транспортировки и распределения газа с возможностью экспорта на рынки стран АТР и развития мощного комплекса нефтегазохимии;
развитие авиастроительного кластера (Хабаровский край, Приморье);
развитие судостроительного кластера (Хабаровский край, Приморье);
кластер автомобилестроения (Приморье);
космический кластер высоких технологий на базе космодрома «Восточный» (Амурская область).
Значительные инвестиции предполагаются в развитие объектов транспортной инфраструктуры: модернизация и повышение пропускной способности Транссиба, завершение строительства БАМа и Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, включающей в себя автомобильно-железнодорожный мостовой переход через р. Лена, строительство соединительных и новых железнодорожных линий; развитие сети автомобильных дорог, проекты развития и модернизации морских портов, развития газотранспортной системы, строительство и модернизация объектов энергетики.