Развитие экономики здравоохранения
Развитие здравоохранения на период до 2030 года должно быть ориентировано на создание эффективной системы, способной обеспечить население своевременными профилактическими мероприятиями, доступной и качественной медицинской помощью, с использованием достижений медицинской науки, а также реабилитационной и санаторно-курортной помощью.
Государственная политика в сфере здравоохранения на период до 2030 года будет осуществляться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации до 2025 года, а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в указах от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в области здравоохранения» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Развитие здравоохранения в период до 2030 года будет осуществляться в условиях неблагоприятной демографической ситуации, в период увеличения доли населения старше трудоспособного возраста.
На развитие здравоохранения будут влиять следующие факторы:
- снижение численности населения трудоспособного возраста России с 86,6 млн. человек в 2012 году до 77,2 млн. человек к 2030 году;
- численность населения старше трудоспособного возраста возрастет с 32,8 млн. человек в 2012 году до 40,4 млн. человек к 2030 году.
Вместе с тем предстоит обеспечить достижение к 2018 году следующих целевых показателей:
1. Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случаев на 100 тыс. населения.
2. Снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случаев на 100 тыс. населения.
3. Снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случаев на 100 тыс. населения.
4. Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случаев на 100 тыс. населения.
5. Снижение младенческой смертности, в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми.
6. Доведение объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 процентов.
7. Повышение средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
8. Повышение средней заработной платы социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), – до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Также в указанный период необходимо обеспечить реализацию следующих мероприятий:
а) совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;
б) Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года;
в) реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака;
г) Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года;
д) комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, а также принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей;
е) модернизацию наркологической службы Российской Федерации.
С 2013 года предусматривается реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее – Государственная программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р.
Целью Государственной программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки.
Общий объем финансового обеспечения Государственной программы в 2013-2020 годах в текущих ценах составляет 33,7 трлн. рублей. Предполагаемый объем финансирования Государственной программы составляет: за счет средств федерального бюджета 2,7 трлн. рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 10,5 трлн. рублей, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17,1 трлн. рублей. Дополнительная потребность в средствах федерального бюджета заявлена в объеме 3,4 трлн. рублей.
В рамках Государственной программы определены основные векторы развития системы здравоохранения: профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения, охрана здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортное лечение, в том числе детей, кадровое обеспечение системы здравоохранения, развитие международных отношений в сфере охраны здоровья, экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья, медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.
В результате реализации Государственной программы к 2020 году планируется достигнуть следующих значений показателей:
1. Смертность от болезней системы кровообращения 622,4 случаев на 100 тыс. населения.
2. Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) 190 случаев на 100 тыс. населения.
3. Смертность от туберкулеза 11,2 случаев на 100 тыс. населения.
4. Смертность от дорожно-транспортных происшествий 10 случаев на 100 тыс. населения.
5. Младенческая смертность 6,4 на 1 тыс. родившихся живыми.
6. Снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 10 литров на душу населения.
7. Распространенность потребления табака среди взрослого населения 25 процентов.
8. Распространенность потребления табака среди детей и подростков 15 процентов.
9. Материнская смертность 15,5 случаев на 100 тыс. родившихся живыми.
10. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 74,3 лет.
11. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:3.
12. Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих представление медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 200 процентов.
13. Средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 100 процентов.
14. Средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 100 процентов.
В консервативном сценарии развития в условиях низких темпов экономического роста расходы на здравоохранение увеличатся с 4,3% в 2011 году до 5,6% ВВП к 2020 году и до 6,2% ВВП к 2030 году.
В долгосрочной перспективе не будут решены главные проблемы российской системы здравоохранения: финансовая обеспеченность декларированных государством обязательств в этой сфере, не отвечающий современным требованиям уровень материально-технического оснащения медицинских организаций, дефицит и недостаточный уровень квалификации медицинского персонала.
Выполнение задачи предоставления бесплатной медицинской помощи населению на всей территории Российской Федерации будет осуществляться в условиях недостаточного финансового обеспечения системы здравоохранения.
Для адекватной реализация мероприятий Государственной программы, содержания и обновления материально-технологической базы в прогнозный период будет требоваться больше расходов.
В соответствии с инновационным сценарием развития сферы здравоохранения до 2030 года будет обеспечен качественный прорыв в системе здравоохранения, внедрены инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, создана эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, внедрены в деятельность медицинских организаций современные информационные системы.
Расходы на здравоохранение возрастают до 6,1% ВВП к 2020 году и до 7,1% ВВП к 2030 году.
С целью обеспечения государственных гарантий медицинской помощи, ее доступности и высокого качества в период до 2030 года должны быть решены следующие задачи:
1. Обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме.
2. Постоянное совершенствование системы стандартов медицинской помощи с целью внедрения современных медицинских технологий при лечении и диагностике наиболее распространенных заболеваний.
3. Совершенствование системы обязательного медицинского страхования, функционирующей на основе страховых принципов.
4. Повышение структурной эффективности системы организации медицинской помощи.
5. Повышение роли профилактической составляющей на основе периодических диспансеризаций, постоянного наблюдения за группами риска.
6. Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни.
7. Оплата медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи в зависимости от качества ее оказания.
8. Расширение инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения новых медицинских технологий.
9. Повышение удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
10. Дальнейшее развитие взаимовыгодного государственно-частного партнерства.
11. Привлечение негосударственных инвестиций в основные фонды.
12. Изменение соотношения врачебного и среднего медицинского персонала, в сторону последнего для обеспечения доступности медицинских услуг.
13. Увеличение уровня оплаты труда медицинских работников до средней заработной платы по региону.
Решение перечисленных задач в условиях постоянного увеличения расходов на здравоохранение к 2030 году позволит добиться существенного улучшения демографических показателей и показателей состояния здоровья населения, снизить общий коэффициент смертности, в том числе среди трудоспособного населения, увеличить среднюю продолжительность жизни.
В форсированном сценарии развития к 2030 году в России будет создана система здравоохранения, способная конкурировать со здравоохранением развитых европейских стран, и характеризующаяся: низкими показателями заболеваемости, смертности и инвалидизации; высококвалифицированным медицинским персоналом, международного уровня; инновационными методами диагностики (включая дистанционные), лечения и профилактики заболеваний, основанных на последних достижениях мировой науки и техники. С учетом вступления России в ВТО возрастет конкуренция на рынке медицинских услуг и, как следствие, повысится качество предоставляемой медицинской помощи.
Расходы на здравоохранение вырастут до 7,1% ВВП к 2020 году и до 9,4% ВВП к 2030 году.
Ожидается снижение уровня заболеваемости благодаря повышению эффективности превентивных мер по борьбе с заболеваниями, осознанию личной ответственности за свое здоровье. Развитие и внедрение медицинских технологий поможет справиться с заболеваниями, ранее считавшимися неизлечимыми.
Благодаря развитию биомедицинских технологий широкое распространение получит персонифицированное лечение. Получит широкую доступность для граждан тестирование с целью выявления серьезных генетических заболеваний. Развитие клеточных технологий позволит восстанавливать поврежденные ткани.
Повысится доступность для граждан необходимых диагностических исследований, в том числе с использованием ядерных технологий, оказание гражданам высокотехнологичной медицинской помощи будет приближена к 100% к 2030 году.
Будет создана эффективная система лекарственного обеспечения граждан, что поможет обеспечить доступность лекарственных средств, назначаемых по медицинским показаниям для населения и снизит количество осложнений и обострений заболеваний.
Повысится влияние профессиональных врачебных объединений и медицинских организаций на принятие решений в сфере здравоохранения.
При этом отдельно предстоит решить следующие задачи.
1. Снижение заболеваемости и смертности населения потребует оптимизации численности и структуры медицинских организаций.
2. Увеличение продолжительности жизни потребует форсированного развития гериатрического направления медицины, в том числе сети медицинских организаций данного профиля.
3. Повышение эффективности лечения тяжелых заболеваний потребует развития системы медицинской реабилитации и диспансерного наблюдения.
4. Стремительное развитие технологий потребует качественных изменений системы непрерывного медицинского образования, выработки новых форм управления здравоохранением.