Характеристики рынка и его динамика
Основные экономические характеристики отрасли
Что же касается 2016 года, то здесь имеют место лишь прогнозные значения.
«В этом году целевой показатель выпуска продукции из титана на ВСМПО-АВИСМА остается на уровне 2015 года – 29 тыс. тонн, сообщает «Ростех».» [14]
Таблица 2 - Финансово-экономические параметры
Показатели | ||||
Выручка от реализации, млн. руб. | 40 775 | 46 131 | 54 776 | 72 660 |
в том числе: Титановой продукции, млн. руб. | 36 810 | 42 744 | 50 845 | 67 511 |
Рис. 7 - Выручка от реализации титановой продукции, млн
А выручка от реализации в 2016 году прогнозируется в размере 75000 млн.руб, в т.ч. от титановой продукции – 71000 млн.руб.
Таблица 3 - Значения ВВП с 2011 по 2016 год
Год | (прогнозн.) | |||||
ВВП в текущих ценах, млрд руб. | 59698,1 | 66926,9 | 71016,7 | 77945,1 | 80804,3 | 92924,9 |
Доля (2015 год) = = = 0,00084
Доля (2016год) = = = 0,00076
Расчёт потенциальной ёмкости рынка
В 2015 году реальная ёмкость рынка составила 67511 млн. руб, потенциальная же около 91000 млн.руб.
Следовательно, Индекс Развития Рынка MDI = =
= = 0,74
Масштаб конкуренции, количество рыночных ниш и компаний в отрасли
Поскольку «ВСМПО-АВИСМА» является экспортёром для большого числа стран, таких как США, Канада, Израиль, Бразилия, страны Европы и Востока, то масштаб конкуренции является глобальным.
Причём это относится именно к мировому рынку, поскольку на российском рынке предприятие конкурентов не имеет.
Рис. 8 – Объемы мирового потребления диоксида титана
В таком случае рассчитаем хотя бы 3 индекса конкуренции CR3, HHI, Ir по отношению к производителям титана за рубежом.
Отметим, что у ВСМПО-АВИСМА немного конкурентов на мировом рынке титана, однако каждый из них занимает значительную долю в мире.
Рис. 9 - Доли производителей титана в мире(2015г)
Индекс рыночной концентрации (CR)
В нашем случае рассмотрим 3 производителя титана: ВСМПО-АВИСМА, Timet и Allegheny Technologies и RTI (рассматриваем как 1)
CR3 = 30% + 29,1% + 28,3% = 87,4%
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гришмана
HHI = 302+29,12+28,32 = 2547,7
Отсюда следует вывод, что уровень конкуренции высокий.
Индекс Розенблюта (Ir) (Холла — Тайдмана)
Ir = = = 0,0022
Степень вертикальной интеграции
Вертикальная интеграция — это расширение сферы деятельности компании внутри уже освоенной отрасли; объединение в единый технологический процесс всех или основных звеньев производства и обращения под контролем одного центра:
— вертикальная интеграция «вперед» — выражается в росте компании за счет приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между организацией и конечным потребителем (по направлению к конечному пользователю или продукту), а именно системами распределения и продажи. Данный тип интеграции очень выгоден, когда посреднические услуги очень расширяются или же когда компания не может найти посредников с качественным уровнем работы;
— вертикальная интеграция «назад» — направлена на рост компании за счёт приобретения либо же усиления контроля над поставщиками.
Основные экономические характеристики отрасли
Характеристики рынка и его динамика
Размер, он же фактическая ёмкость рынка, рассмотрим как в денежном, так и в натуральном выражениях.
Продажи титановой продукции в общем объеме продаж Корпорации в 2015 году в денежном выражении составили 92%, и в натуральном выражении – 55%. При этом из всего объема поставок титановой продукции в натуральном выражении поставки на экспорт составили 60%, а на внутренний рынок – 40%. Общий объем отгрузок титановой продукции Корпорации в 2015 году сократился на 2,3% по сравнению с 2014 годом.
Таблица 1 - Реализация титановой продукции, тонн:
Изменение 2015 к 2014, % | ||||||||
Экспорт | +5,9 | |||||||
Внутренний рынок (РФ и СНГ) | -11,6 | |||||||
Всего отгрузок | -2,3 |
Рис. 1 – Мировое производство титановой губки в 2000-2012
Рис. 2 – Мировые цены на чистый металлический титан в 2000-2013 гг., $/кг
Рис. 3 - Реализация титановой продукции, тонн
Отгрузка титановой продукции на экспорт в натуральном выражении в 2015 году увеличилась на 5,9 % в связи с ростом спроса со стороны динамично развивающейся авиастроительной отрасли. При этом поставки технически чистого титана, потребляемого химической и энергетической промышленностью для производства теплообменного и технологического оборудования, что осуществлялось в рамках совместного предприятия UNITI, США сократились в связи со стагнационным состоянием рынка титановой продукции индустриального применения
Рис. 4 – География поставок титановой продукции Корпорации ВСМПО-АВИСМА в 2015 году, доли %
Рис. 5 – Структура экспорта титановой продукции Корпорации ВСМПО-АВИСМА в 2015 году, доли %
На сегодняшний день темпы роста в авиакосмический секторе немного снизились. Основными проектами в секторе специального назначения является Ил-476 (модернизированный транспортный самолет Ил-76), на рынке гражданского самолетостроения - проекты SuperJet 100 и перспективный среднемагистральный самолет МС-21. В оборонном секторе продолжаются работы по многофункциональному бомбардировщику Су-34 и Су-35, а также по освоению перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Кроме того, наблюдается стабильный спрос на титановую продукцию со стороны вертолетостроения и ракетостроения.
Рис. 6 – Структура поставок титановой продукции Корпорации ВСМПО-АВИСМА на рынки РФ и стран СНГ в 2015 году, доли%
Поставки титановой продукции на внутренний рынок России и СНГ сократились на 11,6% по сравнению с 2014 годом в связи с сокращением запасов в секторе судостроения, а также в авиакосмическом секторе. Однако Рост потребления титана в динамике со стороны авиапрома связан с запуском в серийное производство новых титаноемких моделей самолетов Boeing Dreamliner, A380, A350. Данные модели являются более энергоэффективными, и в среднесрочной перспективе (2013- 2018 гг.) авиакомпании сфокусируются на заказе именно данного типа самолетов.
Учитывая тесные связи ВСМПО-АВИСМА с Boeing и Airbus, рост заказов на новый тип авиалайнеров напрямую отразится на увеличении производственных показателях корпорации.