Возможности анализа конкуренции на российских рынках

Измерение рыночной концентрации выступает важнейшим инструментом антимонопольной политики. Росстат начиная с1992г. проводит систематические расчеты показателей концентрации. При этом для характеристики концентрации используются следующие показатели:

· удельный вес объема производства продукции (работ, услуг) крупнейших предприятий в объеме производства промышленности;

· коэффиценты концентрации – доли объема производства одного, трех, четырех, шести, 10, 15, 20, 25 и 50 предприятий в общем объеме производства;

· индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Расчеты ведутся на базе информации Регистра промышленных предприятий (РПП). В качестве исходных данных для расчетов используется информация из формы статистического наблюдения №1-предприятие и формы статистического наблюдения №1-натура (годовая).

Основой для расчета служит таблица «Перечень юридических лиц, территориально-обособленных подразделений и их основные характеристики». Главное назначение этой таблицы – сформировать исходные данные для расчете объема производства и индекса физического объема производства промышленной продукции. Разработана методология формирования показателей таблицы, которая имеет ряд существенных недостатков, объединяемых в две группы:

· формирование перечня предприятий;

· формирование данных об объеме промышленной продукции.

Рассмотрим существующие подходы к формированию перечня предприятий. Статистическое наблюдение организованно таким образом, что учетной (статистической) единицей является отдельный хозяйствующий субъект – юридическое лицо. С внедрением в статистическую практику формы №1-предприятие появилась возможность изучить структуру предприятий и выделить все его территориально-обособленные подразделения. Территориально-обособленные подразделения (филиалы, как обособленные подразделения предприятия) на равных правах с головным предприятием входят в общий перечень предприятий Регистра промышленных предприятий. «Раздробленность» предприятий на территориально-обособленные подразделения и выделение их как самостоятельных «равноправных» единиц необходимы для расчетов индексов физического объема, но такой подход абсолютно противоречит принципам наблюдения за концентрацией, когда в качестве единицы наблюдения должна быть единая компания.

Проблема точности измерения концентрации усугубляется тем, что показатели концентрации рассчитываются в предположении, что участники всех отраслевых и товарных рынков являются экономически независимыми.

Таким образом, в практике расчета показателей концентрации неточность наблюдения за концентрацией связана с выбором в качестве единицы наблюдения не только головного предприятия, но и его территориально-обособленных подразделений (филиалов). А также с несовпадением формальных и фактических границ участника рынка.

Проблема преодоления «раздробленности» юридического лица на отдельные территориально-обособленные подразделения решается организационными мерами и не требует дополнений или изменений в действующий статистический инструментарий. Необходимо отказаться от практики использования Регистра промышленных предприятий, который (как указано выше) пригоден лишь как информационная основа для расчета индексов физического объема для регионального уровня. Требуется сформировать перечень предприятий специально для расчета концентрации. Такой перечень может быть сформирован на данных той же формы № 1-предприятие, но с использованием другого раздела. Если Регистр промышленных предприятий формируется на основе данных раздела IX «Сведения о головном предприятии и территориально-обособленных подразделениях», то для расчетов концентрации перечень предприятий должен быть сформирован на базе раздела VIII «Виды экономической деятельности в отчетном году». В этом разделе помещаются сведения о предприятии в целом с указанием всех видов деятельности. Перечень не содержит указанного выше недостатка и может служить исходной информацией для расчетов показателей концентрации.

Решить вторую проблему - несовпадение границ фактического участника рынка с границами предприятия как юридически выделенной единицей, до настоящего времени не представляется возможным. Это связано прежде всего с тем. что ФАС не определено понятие группы предприятий как единицы статистического наблюдения пользуясь которым можно было либо выделять участников групп из совокупности предприятий на предварительном этапе статистического наблюдения, либо формировать группы по результатам уже проведенного обследования отдельных предприятий. А определение группы лиц, принятое в антимонопольном законодательстве для идентификации хозяйствующего субъекта, нельзя применить в статистике, так как не все его составляющие имеют четкие количественные критерии.

Кроме того, неточность измерения концентрации связана и с применяемой методологией формирования показателя «выпуск товаров и услуг». При определении выпуска товаров и услуг по предприятию значение этого показателя получали суммированием выпуска по всем указанным предприятием отраслям и подотраслям промышленности. При этом предприятию проставлялся код ОКОНХ (фактический) той отрасли промышленности, для которой показатель «выпуск товаров и услуг» имеет наибольшее значение. Таким образом, показатель для одной подотрасли искусственно завышается за счет других подотраслей промышленности.

Указанный недостаток методологии формирования показателя «выпуск товаров и услуг» устраняется с переходом на ОКВЭД, при использовании которого предприятию проставляются коды всех видов деятельности, по которым это предприятие отчиталось, и соответствующие им значения показателя «выпуск товаров и услуг». Подход позволяет формировать «чистые» виды деятельности, которые более корректно использовать для расчетов концентрации.

Таким образом, информационной базой могут служить данные раздела VIII «Виды экономической деятельности в отчетном году» формы № 1-предприятие.Раздел содержит сведения о предприятии в целом с указанием всех видов деятельности (в том числе и тех, которые выполняются территориально-обособленными подразделениями предприятия). Для получения данных об объеме промышленной продукции предприятия следует выбрать только те виды деятельности, которые относятся к промышленности. Сформированный на основе раздела VII! формы № 1-предприятие перечень не содержит указанный выше недостаток и может служить исходной информацией для расчетов показателей концентрации.

Для повышения эффективности анализа сводных данных о концентрации следует не только повышать точность ее измерения, но и ограничить объекты наблюдения наиболее важными отраслями и видами деятельности. К наиболее важным видам деятельности можно отнести два типа отраслей промышленности: виды деятельности, занимающие достаточно высокую долю в объеме промышленного производства, и виды деятельности с достаточно высокой концентрацией производства. Представляется, что концентрация производства в достаточно крупных видах промышленной деятельности (занимающих свыше 1% в объеме промышленного производства) должна быть объектом наблюдения в любом случае, независимо от того, высок или низок уровень концентрации на этих рынках.

Далее, объектом регулярного наблюдения и анализа концентрации должны выступать те виды промышленной деятельности, которые имеют среднюю и высокую концентрацию. Целесообразно использовать в качестве критерия принадлежности к группе с высокой и средней концентрацией значение индекса Херфиндаля-Хиршмана (по результатам истекших пяти лет) не ниже 1000 пунктов. Однако даже среди видов деятельности этой группы имеет смысл анализировать изменение концентрации только для тех, которые составляют заметную долю в выпуске промышленной продукции.

Анализ показателей концентрации должен быть нетривиальным. Это означает, что за пределами видов деятельности, занимающих существенную долю в промышленном производстве, целесообразно исключить из числа объектов статистического анализа те из них, где доля крупнейшего продавца приближается к 100% (например, превышает 90%). Данные о результатах деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, собираются и публикуются в рамках специальной статистической формы № 1-Мон.

Наконец, поскольку сами показатели концентрации отражают долгосрочные изменения в отраслях промышленности (видах деятельности), необходимо, чтобы указанные требования (относительно высокая доля в объеме промышленного производства, средний или высокий уровень концентрации при отсутствии подавляющего преимущества крупнейшего продавца) удовлетворялись на протяжении достаточно длительного периода времени.

Основные предложения по совершенствованию статистики концентрации в части ограничения объектов наблюдения сводятся к следующему:

1. Сократить число видов деятельности, по которым ежегодно анализируется изменение индексов концентрации, до 40-50.

2. Устанавливать перечень видов деятельности для регулярного ежегодного расчета и анализа изменения индексов концентрации раз в пять лет, на основе исследования динамики индексов концентрации и места отраслей промышленности в российской экономике за истекший период (не менее пяти лет).

3. Использовать для отбора видов деятельности для ежегодного расчета и анализа изменения индексов концентрации следующие критерии:

· доля в суммарном выпуске для укрупненных разделов ОКВЭД. относимых к промышленной деятельности, не менее 1%(1);

· рыночная концентрация, превышающая низкую (значение показателя НН 1> 1000) для видов деятельности, занимающих в суммарном выпуске для укрупненного раздела ОКВЭД долю не ниже 0,1 (0.5)% (2):

· доля крупнейшего производителя в выпуске не более 90% (3);

· вид деятельности должен удовлетворять перечисленным критериям (критерию I или критериям 2 и 3 одновременно), по крайней мере, за четыре из пяти предшествующих лет. служащих объектом анализа.

При анализе изменения основных показателей концентрации [доли крупнейшего продавца (СК-1). суммарной доли трех крупнейших продавцов (СК-3), индекса Херфиндаля-Хиршмана) сопоставлять значения показателей концентрации за анализируемый год с показателями концентрации, по крайней мере, за пять пришедших лет.

Результаты отбора отраслей, удовлетворяющих указанным выше критериям, на основе анализа концентрации за период 1997-2003 гг.. и адаптации составленного списка отраслей к классификатору видов экономической деятельности представлены в табл.3

Таблица 3 Рекомендации по перечню отраслей (видов деятельности) для регулярного статистического наблюдения концентрации промышленного производства

№№ Отрасли ОКОНХ №№ Вид деятельности ОКВЭД
  ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
Тепловые электростанции НПО Производство электроэнергии 40.10.1
Атомные электростанции      
Гидроэлектростанции            
Электрические сети Передача электроэнергии самостоятельными электрическими сетями 40.10.2
  ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Нефтедобывающая промышленность Добыча сырой нефти и нефтяного газа 11.10 11;
      Разделение и извлечение фракций из нефтяного газа 11 10.12
Нефтеперерабатывающая промышленность Производство нефтепродуктов 23.20
Добыча природного газа Добыча природного газа и газового конденсата 11.102
  ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
Открытая лобыча руд черных метагтов Добыча железных руд 13 10
Производство черных металлов Производство стального проката горячекатаного и кованого 27.16
Производство труб Производство чугунных труб 27.21
      Производство стальных труб 27.22
Производство электроферросплавов И Производство электроферросплавов 27.13
Коксохимическая промышленность Производство кокса 23.10
Производство огнеупоров Производство огнеупоров
Производство метизов производственного назначения Производство холоднокатаных узких полос и лент 27.32
  ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
Производство алюминия, глинозема и фтористых солей Производство алюминия
Добыча и обогащение медной руды Добыча и обогащение медной руды 13 20.1
Производство меди Производство меди 27.44
Производство цинка и свинца Производство свинца и цинка 27.43
Производство никеля и кобальта Производство прочих цветных металлов 27.45
Проиводство вторичных цветных металлов Обработка металлических отходов и лома 37.10
  ХИМИЧЕСКАЯ И НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Азотная промышленность Производство удобрений и азотных соединений 24.15
Производство фосфатных удобрений и другой продукции неорганической химии      
Содовая промышленность Производство прочих основных неорганических химических веществ 24.13
Хлорная промышленность      
Промышленность синтетических смол и пластических масс Производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах 24.16
Промышленность бытовой химии Производство мыла и моющих средств 24.51.3
Производство синтетического каучука Производство синтетического каучука 24 17
Производство продуктов основного неорга-шческого синтеза   нет НСП
Производство шин Производство шин 25.11
Производство резинотехнических изделии Производство прочих резиновых изделии 25.13
  МАШИНОСТРОЕНИЕ
Турбостроение Производство турбин 29.11.2
Котлостроение Производство паровых котлов, кроме котлов центрального отопления; производство ядерных реакторов 28.30
Дизелестроение Производство двигателей, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных 29 11 1
Металлургическое машиностроение Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства 29.52
Электроламповая промышленность Производство электрических ламп и осветительного оборудования 31.5
Производство автомобилен, автобусов, троллейбусов и прицепов к автомобилям и тракторам Производство легковых автомобилей 34.10.2
      Производство автобусов и троллейбусов 34.10.3
      Производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей 34.30
Подшипниковая промышленность Производство шариковых и роликовых подшипников 29.14 1
Производство бытовых холодильников и морозильников Производство бытовых электрических приборов 29.71
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона Производство целлюлозы и древесной массы 21.11
      Производство бумаги и картона 21.12
  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МА ТЕРИ АЛОВ
Производство строительного и технического стекла (без изделий из каменного литья) Производство листового стекла 26 11
  ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Кондитерская промышленность Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий 15.84
Парфюмерно-косметнческая промышленность Производство парфюмерных и косметических средств 24.52
Производство тзбачно-малорочных изделий Производство табачных изделий 16.00
Мясная промышленность (без клеежелатино-вой) Производство мяса 15.11
      Производство продуктов из мяса и мяса птицы 5.131
Маслодельная, сыродельная и молочная промышленность (без производства молочных консервов) Переработка молока и производство сыра 15.51
Рыбная промышленность Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов 15.2

Начиная с итогов за 2005 г., помимо показателей концентрации, Росстат, переходит на разработку комплекта новых аналитических таблиц, характеризующих концентрацию производства. Это даст возможность актуализировать информационную картину развития конкуренции на российском рынке и тем самым способствовать принятию антимонопольными органами более обоснованных и своевременных решений в контексте антимонопольной политики. Будут разрабатываться следующие аналитические таблицы (см. таблицы 4,6.):

1. Масштабы и характер изменения концентрации рынков промышленного производства в России;

2. Сводная динамика уровня концентрации рынков промышленного производства в России;

3. Характеристика видов экономической деятельности в России со значительным изменением концентрации;

4. Характеристика видов экономической деятельности в России с очень значительным изменением концентрации.

Разработанные макеты таблиц, методология расчета входящих в них показателей, результаты апробации предложенных алгоритмов рассмотрены ниже.

Таблица 4

В разработку включены все виды экономической деятельности из следующих разделов ОКВЭД- С, Д, Е.Изменение степени концентрации определяется как «количество видов экономической деятельности с данной динамикой концентрации за год ».Влияние изменения степени концентрации на структуру производства определяется как «доля выпуска по видам экономической деятельности с данной динамикой концентрации за год в общем объеме выпуска, %».

Уровень концентрации называется высоким, если значение коэффициента концентрации (СR-3) изменяется от 70 до 100% (включительно).Уровень концентрации называется средним, если значение коэффициента концентрации (СR-3) изменяется от 4< до 70% (включительно).Уровень концентрации называется низким, если значение коэффициента концентрации (СR-3) изменяется от 0 до 45% (включительно).

Концентрация выросла существенно, если за год рост коэффициента концентрации (СR-3) превысил 10 процентных пунктов (п.п.)Концентрация выросла, если за год рост коэффициента концентрации (СR-3) составил от 5 до 10 п. п.Концентрация снизилась, если за год снижение коэффициента концентрации (СR-3) составило от 5 то 10 п. п.Концентрация снизилась существенно, если за год снижение коэффициента концентрации (СR-3) превысило 10 п. п.

Распределение по уровню концентрации проводится с использованием коэффициента рыночной концентрации (СR) и индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (ННI) по правилам, установленным ФАС:

высокая концентрация при:

70% < СR-3 < 100%; 2000 < ННI < 10000;

средняя концентрация при:

45% < СR-3 <70%: 1000 < ННI 2000;

низкая концентрация при:

при СR-3 <45°:ННI < 1000.

Результаты апробации разработанного алгоритма оценки масштабов и характера изменения концентрации рынков промышленного производства проиллюстрировано следующими примерами (см. таблицу 5).

По видам деятельности, включенным в разработку) (раздел ОКВЭД С), за период с 2002 по 2003 г. существенный рост концентрации отмечен по восьми видам экономической деятельности, рост - по 35, снижение - по 34 и существенное снижение - по II. Доля выпуска по видам деятельности, где отмечен существенный рост концентрации, составила 1,98% от общего объема выпуска. По видам деятельности, где зафиксирован рост концентрации, доля объема выпуска составила 8,49%.

Таблица 5

Аналогичные показатели для видов деятельности со снижением существенным снижением концентрации составили 4.49 и 0.58% соответственно.

При неизменности перечня отраслей (видов экономической деятельности) формируются динамические ряды, отражающие как текущее соотношение рынков различной концентрации, так и перераспределение их числа за отчетный период и с начала наблюдения Результаты расчетов представлены в таблице 6.

Таблица 6 Сводная динамика уровня концентрации рынков промышленного производства в России

Год Дата видов экономической деятельности с данной динамикой концентрации от общего числа видов экономической деятельности, включенных в разработку в % Эффект изменения концентрации
Концентрация увеличилась Концентрация существенно не изменилась Концентрация уменьшилась Эффект увеличения Эффект уменьшения
9.53 80,49 9,98 10.47 5. 06

Концентрация увеличилась, если за год коэффициент Концентрация (СR-3) вырос на 5 п. п. и более.Концентрация существенно не изменилась, если за год абсолютное значение изменения коэффициента концентрации (СR-3) составило менее 5 п.п.Концентрация уменьшилась, если за год коэффициент концентрации (СR-3) уменьшился на 5 п. п. и более.

Эффект увеличения концентрацин рассчитывается как отношение суммарного выпуска по видам экономической деятельности с увеличившейся концентрацией к суммарному выпуску по всем видам деятельности.Эффект уменьшения концентрации рассчитывается как отношение суммарного выпуска по видам экономической деятельности с уменьшившейся концентрацией к суммарному выпуску но всем видам деятельности.

За указанный период число видов деятельности, где концентрация увеличилась, составило 9,53% от их общего количества. Без существенного изменения сохранилась концентрация по 80.49% видов деятельности, а по 9,98% видов деятельности концентрация уменьшилась.

Для более детального анализа процессов, проходящих в отраслях (видах экономической деятельности), где происходит значительное изменение уровня концентрации, формируются специальные таблицы. Результаты экспериментальных расчетов представлены в таблицах 7 и 8.

По разделу С «Добыча полезных ископаемых» (ОКВЭД) за 2003 г. в видах деятельности со значительным изменением концентрации функционировало 73 3 промышленных предприятий, чей выпуск составил 205425,217 млн. рублей, инвестиции в основной капитал -33637,934 млн. рублей, средняя численность работников –1052294 чел.

Таблица 7 Характеристика видов экономической деятельности в России со значительным изменением концентрации

Наименование Число предприятий, ед. Выпуск товаров и услуг, млн.руб. Инвестиции в основной капитал, млн. руб. Средняя численность работников, чел. Коэффициент концентрации (СК-3), в% Индекс Херфинзали-Хиршмана (11111). в0.,
Раздел С Добыча полезных ископаемых 733,00 205425,217 33637,934 1052294,00 50.23 149.36
Подраздел СИ Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 410.00 80923,756 11353,948 465193.00 61.99 469,56
13. Добыча металлических руд 53,00 52990.703 7266,180 271610.00 62,73 725.41
13 2 Добыча руд цветных металлов кроме урановой и ториевой руд 28,00 11733,458 3307,290 82648,00 83,78 1439.92
13 20. Добыча руд цветных металлов, кроме урановой и ториевой руд 28.00 11733,458 3307.290 82648.00 83,78 1439,92
13 206 Добыча и обогащение оловянной руды 4,00 323,872 3,798 3996,00 99.87 6547.55

Таблица 8 Характеристика видов экономической деятельности в России с очень значительным изменением концентрации

Наименование Число предприятий, единиц Выпуск товаров и услуг, млн. рублей Инвестиции в основной капитал, млн рублей Средняя численность работников, человек Коэффициент Концентрации(СR-3), в % Индекс Херфкндаля-Хиршмана (НШ), в %
Раздел С Обрабатывающие производства 20002,00 2838507,223 365055,295 13831311,00 49.90 31.23
Подраздел йА Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 5133.00 692428,965 101709,345 2437517,00 34.17 38.02
15 Производство пищевых продуктов 5098,00 613478,212 93537,325 2395905,00 31,60 27.65
15 7 Производство готовых кормов для животных 209,00 13063,693 442,954 61772,00 38,95 226.70
15.71 Производство готовых кормов и их составляющих для животных, содержащихся на фермах 201,00 12055,143 419,378 59524.00 35.22 241.46
15 71.2 Производство кормового микробиологического белка, премиксов, кормовых витаминов. антибиотиков, аминокислот и ферментов 27.00 2085,887 42,240 16486.00 61,19 1667.42

Значение коэффициента концентрации (СR-3) составило 50,23%, а индекса Херфиндаля-Хиршмана (ННI) - 149,36%.

По разделу D «Обрабатывающие производства» (ОКВЭД) за 2003 г. в видах деятельности с очень значительным изменением концентрации функционировало 20002 промышленных предприятия, чей выпуск составил 2838507,223 млн. рублей, инвестиции в основной капитал - 365055,295 млн. рублей, средняя численность работников - 13831311 человек. Значение коэффициента концентрации (СR-3) составило 49,90%, а индекса Херфиндаля-Хиршмана (ННI) - 31,23%.

По мере накопления данных за ряд лет появится возможность не только констатировать значительное/очень значительное изменение концентрации, но и определить направление изменения - рост либо снижение.

Существенным шагом вперед по совершенствованию регулярной статистики и ее приближению к задаче антимонопольного анализа рынков явилась разработка аналитической системы, которая будет внедрена в 2006 г.

Система построена на базе информации, собираемой официальной статистикой. По структуре система состоит из набора блоков, каждый их которых предназначен для решения определенной задачи:

· расчет показателей концентрации;

· выделение границ продуктового рынка;

· выделение границ географического рынка;

· определение единицы наблюдения (границ фирм) для
целей статистического мониторинга уровня концентрации
отраслевых и товарных рынков.

Информационные возможности системы можно оценить, исходя из перечня фондов (информационных массивов), включенных в ее состав:

1. Показатели концентрации в разрезе ОКВЭД и товарных групп

1.1. Выпуск товаров и услуг в разрезе ОКВЭД

Пообъектная информация

Выпуск товаров и услуг по видам экономической деятельности

Показатели численности, инвестиций, величины выпуска

Ежегодные расчетные показатели

Выпуск товаров и услуг по видам экономической деятельности

Показатели численности, инвестиций, величины выпуска по ОКВЭД

Расчет долей производства в объеме выпуска (сбыта)

Расчет показателя Херфиндаля-Хиршмана(НHI)

Объекты для расчета СR по выпуску продукции и услуг по ОКВЭД

Расчет показателя СR в разрезе ОКВЭД

Динамические ряды

Пообъектные данные по выпуску товаров и услуг

Пообъектные данные численности, инвестиций, величины выпуска

Объекты для расчета СR по выпуску продукции и услуг по ОКВЭД

Выпуск товаров и услуг в целом по регионам

Показатели численности, инвестиций, величины выпускало ОКВЭД

Доли производства в объеме выпуска (сбыта)

Показатель Херфиндаля-Хиршмана (ННI)

Показатель СК в разрезе ОКВЭД

Расчет изменения показателей за ряд лет по ОКВЭД

Типы рынков

Изменение степени концентрации

Влияние изменения степени концентрации на структуру выпуска

Сводная динамика уровня концентрации промышленности в РФ

Перечень видов экономической деятельности со значительным и очень значительным изменением концентрации в РФ

Характеристика видов экономической деятельности со значительным изменением концентрации

Характеристика видов экономической деятельности с очень значительным изменением концентрации в РФ

Показатели концентрации производства в отдельных видах деятельности

Производство продукции в натуральном выражении

2.1. Пообъектная информация

Производство продукции в натуральном выражении

Производство продукции в натуральном выражении – СВОДЫ

2.2. Ежегодные расчетные показатели

Производство продукции в натуральном выражении

Расчет долей в объеме производства продукции

Расчет ННI но производству продукции в натуральном выражении

Объекты для расчетов СR по производству продукции в натуральном выражении

Расчет СR по производству продукции в натуральном выражении

2.3. Динамические ряды

Пообъектные данные по производству продукции в натуральном выражении

Объекты для расчетов СR по производству продукции в натуральном выражении

Производство продукции в натуральном выражении – сумма по регионам

Доли в объеме производства продукции

Показатель СR по производству продукции в натуральном выражении

Показатель Херфиндаля-Хиршмана(ННI) в разрезе номенклатуры.

3. Индексы цен производителей и потребителей к предыдущему периоду

Индексы цен производителей к предыдущему периоду

Индексы цен потребителей к предыдущему периоду - ИПЦ.

Как следует из приведенного перечня, информационно-справочная система (ИСС) включает как пообъектные данные, так и расчетные показатели. Расчетные показатели, включенные в ИСС (а к ним в первую очередь относятся показатели концентрации), различаются по степени агрегированности и степени «приспособленности» к задаче антимонопольного анализа рынка.

Принятие Регламента, определяющего порядок доступа к пообъектным данным, позволит работать с ИСС не только специалистам Росстата, но и специалистам Федеральной антимонопольной службы, занимающимся анализом концентрации на товарных рынках.

Концентрация производства невозможна без рассмотрения вопросов монополизма и конкуренции, выступающих в рыночной экономике как антиподы. Представление о современном уровне монополизации промышленности России дают данные табл.9.

Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности образовано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оно организует на местах свои территориальные органы, действующие в рамках Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Таблица 9 Показатели уровня монополизации промышленности РФ

  Число предприятий монополистов Удельный вес предприятий-монополистов, %
в общем числе предприятий в общем объеме производства
Вся промышленность 1,0 16,7
в том числе:      
топливная 1,0 5,3
черная металлургия 9,8 67,6
цветная металлургия 5,0 10,7
химическая и нефтехимическая 6,1 35,2
машиностроение и металлообработка 2,0 24,3
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 0,4 18,9
промышленность строительных материалов 0,2 2,5
легкая 0,03 0,6
пищевая 0,1 0,3

Основные задачи, функции, полномочия и ответственность Министерства определены Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К задачам, в частности, отнесено содействие формированию рыночных отношений, развитию предпринимательства и конкуренции. Соответственно поставлена задача предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, а также осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Основным фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установления единого курса рубля по отношению к доллару. Поэтому в рамках среднесрочной стратегии в условиях открытой экономики выделяются первоочередные мероприятия антимонопольной политики.

Они включают:

· перерегистрацию горизонтальных объединений типа концернов, ассоциаций, холдингов и т.п., преобразованных из старых управленческих структур;

· формирование механизма инициативного разделения крупных хозяйственных субъектов, в том числе и в процессе приватизации; принятие необходимых нормативных актов по этому вопросу;

· учет антимонопольных требований при формировании экспортно-импортной политики;

· совершенствование законодательной базы антимонопольной политики с внесением в антимонопольное законодательство существенных изменений и дополнений или принятием нового антимонопольного закона, в большей мере учитывающего специфику отечественного народного хозяйства и приспособленного к потребностям открытой экономики. Имеется в виду также сформировать механизм антимонопольного регулирования в рамках СНГ, учитывая, что объединения производителей уже выходят за национальные рамки.

Среднесрочная стратегия антимонопольного регулирования определяется тем, что в условиях открытой экономики ситуация на рынке будет определяться, в первую очередь, экспансией зарубежных товаров. С этой точки зрения экономику можно разбить на четыре сектора.

Первый сектор — предприятия, конкурентоспособные либо могущие стать конкурентоспособными на мировом рынке. Им будет дана широкая свобода в перестройке собственной внутренней структуры, сняты ограничения на рост концентрации производства, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступления на мировом рынке. Вместе с тем намечено ужесточить санкции за незаконные соглашения о разделе рынка, регулировании цен, затруднении доступа на рынок новых конкурентов.

Второй сектор — предприятия, которые не выдерживают конкуренции импортных товаров. Здесь будет обращаться особое внимание на противодействие недобросовестной конкуренции. Будет задействован механизм инициативного и в отдельных случаях принудите<

Наши рекомендации