Структура рынка и силы рыночных структур

Рынок — базовое понятие экономики отрасли. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, и параметры их рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для собственников и инвесторов.

Существует множество определений и критериев оценки рынка. Наиболее общее понятие дал Ж. Тироль, предложивший считать рынком «…однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, представляющих собой хорошие заменители (или дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействующие с другой экономикой».

Идентификация рынка зависит от широты или узости его границ. Выделяют несколько типов границ рынка: продуктовые, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные и локальные. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа.

Одним из основных вопросов экономики является соотношение рынка и отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся субститутами в производстве (производимые с использованием однородных ресурсов и схожих технологий). Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединён удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий. Рынки объединяют товары, являющиеся субститутами с точки зрения покупателей. Близости замещения определяется положительным коэффициентом эластичности спроса.

Понятие отрасли шире понятия рынка. Например, химическая промышленность как отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа. В свою очередь, рынок и подотрасль, объединяемые в рамках конкретной отрасли производством близких товаров, иногда могут рассматриваться в качестве связанных между собой понятий. Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли.

Мировая практика использует следующие критерии выделения рынка:

1. Ценовая эластичность спроса (показатель изменения выручки при изменении цены). Пусть, например, цена товара А возросла, изменилась и выручка производителей данного товара. Если выручка выросла (или дополнительная прибыль продавцов положительна), рынок ограничен только товаром А. Если выручка сократилась (дополнительная прибыль производителей отрицательна), то существует близкий заменитель, товар В. Поэтому неправомерно говорить о рынке товара А, надо искать товар В и проверять по предложенной методике рынок товара А+В.

Таким образом, динамика выручки и прибыли фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. При достаточно агрегированном определении рынка спрос на таком рынке должен быть достаточно неэластичным. В этом случае рост цены продавцов приводит к увеличению их выручки;

2. географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные местные предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.

Рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями. Рыночное пространство складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков (рис.1.1).

структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru

Рис. 1.1. Подсистемы рынка

Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство. Это происходит в рамках определенной технологии (варианта производства), которая также выступает в качестве товара на соответствующем рынке - рынке технологий.

Экономическое значение имеет потребительский рынок, то есть рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. От его состояния зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а, следовательно, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на денежный рынок и рынок капиталов.

Существует рынки услуг и духовных благ, превращающие в объект купли-продажи технологии и духовные идеи, стимулирующие их рождение, распространение и использование.

Взаимодействие каждого элемента рынка приводит к эффективному функционированию всего рыночного хозяйства. Рынок выполняет ряд функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, распределительную и санирующую.

Структура рынка - это основные характерные черты, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Различают четыре типа рыночных структур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция.

В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» структура рынка определяется — совокупностью количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли». В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии. Наиболее распространенный критерий - число участников рынка (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Классификация рынков по Штакельбергу

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Двусторонняя монополия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Двусторонняя олигополия Монополия ограниченная олигопсонией
Один Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия

Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий. Первый критерий представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, и характеризует влияние изменения цены j-гo предприятия на выпуск i-гo, второй - влияние выпуска j-гo предприятия на цену i-гo. Чем выше коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых предприятиями товаров (их взаимозаменяемость). Второй критерий характеризуется коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности. Чем выше этот коэффициент, тем более жесткая взаимозависимость предприятий.

Дж. Блейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены товара P и его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Рс:

структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru

Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, и вероятнее вход на него. В случае монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.

Классификация рынков по этим критериям представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2 Классификация товарных рынков по Чемберлину и Блейну.

Тип строения рынка Взаимозаменяемость товаров, e(p)ij Взаимозависимость предприятий, e(q)ij Условие входа, Е
Совершенная конкуренция структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru 0 структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru 0
Монополистическая конкуренция 0<e(p)ij< структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru 0 структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru 0
Однородная олигополия структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru 0<e(q)ij< структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru Е>0
Неоднородная олигополия 0<e(p)ij< структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru 0<e(q)ij< структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru Е>0
Монополия структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru 0 структура рынка и силы рыночных структур - student2.ru 0 Вход блокирован

Однако использование этой классификации затруднительно, так как требует расчетов коэффициентов перекрестной ценовой и количественной эластичности, определение средних издержек долгосрочного периода. Поэтому на практике классификацию рынков проводят по формам конкуренции, при этом используется понятия совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция — состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не имеет достаточной доли рынка, чтобы оказывать влияние на цену продукта. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

Несовершенная конкуренция – это когда два или более продавцов, обладая ограниченным контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи. Выделяют несколько видов рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (табл. 1.3).

Таблица 1.3 Формы конкуренции в рыночных структурах

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля
Совершенная Множество фирм, производящих данный продует. Полная однородность производимой продукции. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала. Совершенное знание рынка потребителями и производителями. Отсутствие контроля над ценами
Несовершенная 1 .Монополия (чистая) Продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Высокая степень контроля над ценами
2. Дуополия Данный вид продукта производится на двух фирмах. Продукция однородна. Частичный контроль над ценами
3. Олигополия Небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции. Продукция однородная (или незначительная дифференциация продукции) Частичный контроль над ценами
4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией качества продукта Множество производителей. Множество действительных или воображаемых различий в качестве продукции. Слабый контроль над ценами

Главное отличие рыночных структур с точки зрения экономической науки состоит в том, сколько на рынке продавцов и какими возможностями они обладают с точки зрения формирования рыночных цен.

Рассмотрим основные типы рынков, главное отличие которых заключается в количестве продавцов и их возможностях по контролю за ценами. В реальной жизни не существует чистой (совершенной) или только «чистой» монополии при несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это две полярные рыночные ситуации. Модель совершенной конкуренции характеризуется пятью признаками:

1. наличие множества продавцов и покупателей;

2. товар однороден и не один из продавцов не может выделиться особыми свойствами своей продукции;

3. невозможность влияния на рыночную цену, так как ни один из продавцов или покупателей не обладает существенной долей рынка;

4. свободный вход и выход с рынка;

5. максимальная доступность информации о ценах и товарах.

Совершенная или чистая конкуренция в рыночной экономике, тем не менее, не может решить многие вопросы:

1. рационального распределения доходов;

2. развития важных направлений экономики (обороны, подготовки кадров, состояния окружающей среды и т.п.).

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии имеются запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль.

Существует понятие естественной монополии, представляющей собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

Случайные, временные монополии создавются в условиях, когда появляется возможность изготавливать или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой.

Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров.

Наряду с монополией со стороны производителей встречается монополия со стороны покупателя - монопсония. Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене (например, военная промышленность). Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках.

Двусторонняя монополия - это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

Квазимонопольными считаются рынки, на которых при относительно низкой концентрации продавцов существует монопольная власть. Монополя характеризуется следующими признаками:

· наличие одного производителя (покупателя);

· отсутствие близких заменителей товара;

· наличие высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

Для естественной монополии характерны:

· положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;

· наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;

· возможно существование и других фирм, которые являются убыточными в долгосрочном периоде;

· нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм;

· убыточное предельное ценообразование.

Олигополия - это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

К характерным чертам олигополии можно отнести:

1. немногочисленность фирм в отрасли (обычно их не более десяти);

2. высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Олигополистическая концентрация порождается и другими барьерами: патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях; контролем над редкими источниками сырья; высокими расходами на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе);

3. всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Рынок олигополии подразделяется на два типа: олигополия первого вида — это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида - рынок нескольких продавцов, продающих различные по качеству товары.

Существует три типа олигополистического поведения:

1. тайная олигополия;

2. олигополия доминированная;

3. монополистическая конкуренция.

В первом случае, когда олигополисты сговариваются, рыночная цена будет соответствовать ситуации единственного монополиста. Во втором случае, когда крупная фирма отрасли контролирует 60-80% отраслевого объема реализации, возможно несколько линий поведения. В третьем случае существует много продавцов и покупателей, свободный вход и выход из отрасли, и каждая фирма непосредственно не влияет на цены других фирм. Этот тип поведения ближе к рынку совершенной конкуренции.

В зависимости от того, дифференцирован товар или нет, выделяют олигополию с дифференцированным и стандартным товаром. Выделяют также олигополии с доминирующей фирмой, для которых характерно наличие доминирующей фирмы - агента, который продает или покупает значительную долю совокупного объема рынка.

В условиях олигополистических структур возможны две основных формы поведения фирм: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, то есть станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции. Экономическая прибыль при этом будет равной нулю.

Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, если бы они слились в чистую монополию. Встречается и молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Движение цен при этом происходит ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей о предстоящем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым. Поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.

Теорию монополистической конкуренции обосновал Э. Чемберлин. Он обратил внимание, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка образуется сеть обособленных, но взаимосвязанных рынков, характеризующимся разнообразием цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт.

В возникновении на рынке монополистической конкуренции можно говорить когда:

1. имеется много конкурирующих фирм, предлагающих дифференцированные товары;

2. каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары;

3. отсутствуют барьеры входа и выхода на рынок;

4. имеет место наличие незагруженных мощностей.

Такой тип рыночной конкуренции возникает в тех отраслях, где:

1. для осуществления производственной деятельности не нужно создавать особенно крупные предприятия и потому организация фирм не требует больших капиталовложений;

2. возможно создание разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность;

3. права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак.

Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т. д.

Наши рекомендации