Общая характеристика олигополии. Корпоративное поведение олигополистических фирм (ОФ).
Олигополия является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой. Дословно обозначает «несколько продавцов». Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах, и, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Для олигополистического рынка характерны следующие черты: не многочисленность фирм, высокие барьеры для входа в отрасль, всеобщая взаимозависимость. Олигополистическая структура возникает тогда, когда несколько крупнейших фирм производят подавляющую долю продукции какой-либо отрасли и поэтому могут устанавливать и поддерживать единые цены. При формировании экономической политики фирмы должны учитывать реакцию со стороны конкурентов по поводу объемов продаж, цен, рекламных расходов, инвестиций. Тщательный учет действий конкурентов при определении цен и объемов выпуска продукции называется олигополистической взаимосвязью. Основная трудность, с которой сталкивается член олигополии - неопределенность относительно действий конкурентов и их реакции. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна определить, какой стратегии придерживаются конкуренты в поисках прибыли. Понять закономерность поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действует только две конкурирующие между собой фирмы.
Кооперативное поведение ОФ основывается на фирменной кооперации и рассматривает пять важных моделей, которые способствуют координации в условиях олигополии: открытые и тайные соглашения, ценовое лидерство, эвристическое ценообразование, использование фокальных точек, противостояние шокам спроса посредством управления товарно-материальными запасами и потоками запасов.
Соглашение – согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Соглашение бывает открытое, тайное или молчаливое. Если соглашение является открытым, то его результатом является картель. Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции. Каждому участнику картеля устанавливается квота по V и осуществляется контроль за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объемов продаж.
Тайный сговор – негласное соглашение о ценах, разделении рынков, которое преследуется законом. Он не может быть прочным длительное время, т.к. высокая цена и прибыль привлекают в отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше участников, тем труднее договориться. Фактором, препятствующим сговору фирм становится антитрестовское законодательство: – включение ограничительных положений в патентные лицензии; – отказ новым продавцам в лицензии, или каждый обладатель лицензии может быть жестко приписан к сегменту рынка; - цена уже определена в лицензии; - м.б. включены в лицензию ограничения на объем производства.
Лидерство в ценах – лидирующая фирма определяет спрос на свой товар, вычитая из рыночного спроса количество товара, которое продадут другие Ф при всех возможных ценах. Ф – лидер максимизирует прибыль путем выбора цены, которая делает предельный доход от удовлетворения чистого спроса равным его предельным издержкам. Лидерство в ценах предполагает, чтобы одна из фирм стала лидером. И лидером часто становится самая крупная фирма. Различают 3 формы лидерства: доминирующая фирма, сговор, барометрическое лидерство ( ценовой лидер является своеобразным барометром рыночной ситуации, т.е. он устанавливает примерно те же цены, которые складываются под действием конкуренции).
Эвристическое ценообразование – такой метод ценообразования, при котором желаемая норма доходности прибавляется к оценочным средним издержкам для расчета цены продукта. Допустим, что фирма планирует мощности так, что совокупные средние издержки (АС) минимизируются при нормальном или среднем выпуске. Когда прибыли максимизированы, предельные издержки МС = предельному доходу (MR) и (Р-МС) / Р = 1/Е, так как МС=АС, тогда АС - минимальны, получаем равенство. (Р-АС) / Р = 1/Е, т.е предельная норма доходности, выраженная как % от цены, является величиной обратной спроса. Таким образом, максимизация прибыли в долгосрочном периоде не противоречит правилу ценообразования по полным издержкам.
Теория фокальный точек Шеллинга – основана на тенденции совпадения выбора в отдельных фокальных точках. Эти точки м.б. выбраны по аналогии, по симметрии, предшествующему опыту…
Противостояние шокам спроса. В современной экономике фирмы подвергаются частым и неожиданным изменениям спроса и издержек на товары производства, что сказывается на производстве, темпах его развития. В этом случае монополист может сбалансировать издержки при изменении цены и производства с помощью текущих запасов. Таким образом, когда уровень запасов резко повышается или поток заказов падает, возникает стимул для снижения цены; если запасы снижаются, а поток заказов растет, фирмы могут сбить избыточный спрос повышением цен. Позволяя запасам и потокам заказов колебаться, производители в условиях олигополии могут подстраиваться к краткосрочным сдвигам спроса при минимальных потерях для ценообразования в отрасли.