Сущность управленческих решений
Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости, осуществить какие - то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и т.д.) наиболее предпочтительной. Поэтому принятие решения выступает как процесс, требующий организации и управления.
Эффективное решение должно быть:
- простым и логичным;
- приемлемым для большинства членов организации;
- экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);
- своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать открывающиеся возможности);
- ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);
- устраняющим причины, а не последствия проблемы.
На эффективность решения оказывает влияние следующие факторы:
- понятность проблемы и причинно – следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяется разрыв между рациональным и приемлемым решением, которое не является лучшим);
- характер взаимоотношений внутри организации;
- занимаемая автором решения должность;
- наличие времени;
- степень риска;
- четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;
- наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждение, сроки реализации или отмены решения.
С точки зрения методики разработки и реализации решений их удобно разделить на три группы: социальные, технические и биологические. Это объясняется наличием трех основных подсистем земной цивилизации, на которые направлены решения.
Руководителю практически приходится разрабатывать и реализовывать все три группы решений в компании. Однако наибольшее место в его деятельности занимают решения, принятые в социальной системе, — такие решения называют управленческими (УР). Они направлены на организацию работы персонала, осуществление внешних связей, стратегическое планирование, совершенствование системы управления компанией и др.
Требования к управленческим решениям.
Разрабатываемое управленческое решение должно удовлетворять определенным требованиям и включать условия их достижения. Эта информация представлена в таблице:
Наименование требования | Условия достижения |
1. Соответствие действующему законодательству и уставным документам предприятия | Контроль со стороны юриста, референта |
2. Достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать). | Знания и интуиция руководителя |
3.Наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) | Формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника |
4. Отсутствие в тексте противоречивостей решения самому себе или ранее реализованным | Контроль со стороны юриста, референта |
5. Возможность организационной выполнимости | Заключение специалистов или экспертов |
6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения | Составление рабочих документов |
7. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях. | Заключение внешних экспертов |
8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений. | Контроль за соблюдением должностных инструкций и положений об отделах и цехах. |
9. Наличие возможности обоснованного положительного результата | Набор расчетов и предложений. |
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а чаще всего подразделения или организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный (рис.).
Принятие решений в организации характеризуется как:
- сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
- процесс взаимодействия членов организации;
- поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
- выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
- часть общего процесса управления;
- неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
- основа для выполнения всех других функций управления.
То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. Принятие правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знание и умение составляют компетентность любого руководителя, и в зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера.