Максимизация прибыли в условиях чистой монополии

Чистая монополия - это рыночная структура, в которой присутствует единственный продавец товара, не имеющего близких субститутов.

Монополия как тип рыночной структуры обладает следующими особенностями:

а) отрасль состоит из одной фирмы;

б) у продукта нет близких заменителей;

в) значительный контроль над ценой;

г) рост продаж монополии возможен только по более низкой цене за единицу, т.е. кривая спроса монополии имеет нисходящий вид;

д) существующие серьезные барьеры входана данный рынок практически блокируют всю потенциальную конкуренцию.

Чистая (или абсолютная) монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна, и в масштабах страны встречается крайне редко. Однако если взять небольшой город, то здесь ситуация чистой монополии нередко имеет место. В таком городе может существовать один банк, одна электростанция,, единственный аэропорт и т.д.

Монополия может иметь своей основой исключительное правона какой-либо ресурс. Классическим примером является деятельность «Де Бирс», которая давно уже монополизировала крупнейшие рынки в Южной Африке и поэтому контролируетот80 до 85% мирового рынка алмазов.

Признаками чистой монополии являются:

1) единственный продавец;

2) отсутствие близких заменителей монополизированного продукта (нет товаров-субститутов);

3) значительный контроль над ценой («диктующий цену»);

4) серьезные барьеры для вступления в отрасль, которые практически блокируют всю потенциальную конкуренцию.

Проблема входных барьеров впервые была рассмотрена в работах американского экономиста Джо Бейна.

К основным видам входных барьеров относятся:

- эффект масштаба. Издержки производства таковы, что максимальная эффективность возможна при наличии на рынке одного производителя. Преимущества крупного производства позволяют снизить издержки, наращивая объем выпуска продукции. Новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь высокие издержки и, следовательно, будут неэффективны. С другой стороны, войти в новую отрасль, будучи крупным производителем, чрезвычайно трудно. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным;

— легальные барьеры, т.е. исключительные права на данный вид производства в виде патентов и авторских прав. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества;

— государство может предоставлять исключительные права некоторым фирмам на определенные виды деятельности путем выдачи лицензий, дипломов, проведения аттестаций, конкурсов. Кроме того, внешнеэкономические условия деятельности фирм, например, национальные конкурентные преимущества, соотношение валютных курсов, таможенная политика и др. также создают легальные барьеры для вступления в от­расль. Недаром Милтон Фридман назвал таможенный барьер отцом монополии;

— существование естественных монополий. В некоторых отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена; в то же время, конкуренция затруднительна. Предприятия общественного пользования (такие как электрические, газовые компании, предприятия водоснабжения и связи) имеют высокие постоянные издержки на приобретение оборудования. По мере роста объемов производства средние издержки уменьшаются. Если фирм несколько, то они делят рынок между собой. Соответственно, продажи каждого конкурента сокращаются. Как следствие, фирмы не полностью используют свое капитальное оборудование, а значит, издержки на единицу продукции и цены растут. Чтобы исключить негативные последствия таких процессов, государство предоставляет привилегию одной фирме. При этом сохраняет за собой право регулировать деятельность такой монополии (в первую очередь, не допускать манипуляций с качеством и ценой);

— собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. На практике встречается редко, т.к. большинство основных ресурсов являются товарами международной торговли, а объем их рынка - весь мир. Поэтому фирм, владеющих ресурсами, не имеющих заменителей, единицы. Классический пример - компания «Dе Веегs». Хотя доля «Ве Вееrs» и меньше 100%, тем неменее,она достаточна велика, чтобы оказать существенное влияние на цену алмазов. Институт частной собственности используется монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов;

- нечестная конкуренция. Соперники фирмы-монополиста могут быть устранены, а вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных действий, таких, как: антиреклама, давление на поставщиков сырья, банки, переманивание персонала, резкое снижение цен.

Анализ различий, в силу которых одна фирма может стать единственным продавцом продукта на рынке, позволяет выделить разнообразныевиды монополий.

Закрытая монополия - монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (патентная защита, институт авторских прав).

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы.

С естественными монополиями, в основе которых лежит эффект масштаба производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая (или случайная) монополия - монополия, при которой одна фирма (по крайней мере, на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Организационная монополия представляетсобой крупныемногоотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такими формами могут быть: картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломерат.холдинг,ФПГ

Возможно изменение видов монополий с учетом временного интервала. Например, патентное свидетельство делает фирму закрытой монополией на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты.

Для монополии, также как и для фирмы при совершенной конкуренции, главным принципом деятельности является максимизация прибыли. Но перед монополистом встает и вторая, специфическая задача,не возникавшая у совершенного конкурента: выбор уровня цены, который ему нужно не только определить, но и удержать.

Решение этой задачи имеет два этапа:

1) определение объема выпуска и сознательное ограничение его, поскольку с ростом продаж снижается цена;

2) разработка и реализация ценовой стратегии. Возможности монополиста как и любой другой фирмы получить прибыль, частично ограничены издержками производства.

Другим важным ограничением для монополиста является спрос на его продукт. Так как чистый монополист функционирует на рынке один, кривая спроса для фирмы есть то же, что кривая спроса для всего рынка. У чистого монополиста кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Следовательно, для того чтобы продать дополнительное количество продукции, придется снизить цену.

б)
а)
Q
максимизация прибыли в условиях чистой монополии - student2.ru

Рисунок 1. Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях
совершенной и несовершенной конкуренции

а - кривая спроса у фирмы - чистого монополиста;

б - кривая спроса у совершенно конкурентной фирмы.

Наши рекомендации