Анализ реализации продукции, работ, услуг

Взаимосвязь между объёмом реализованной продукции Вр., объёмом товарной продукции Вт и объёмом нереализованной продукции Внр выражается формулой:

Вр= Вт + ∆Внр

где: ∆Внр = Внр на начало = Внр на конец

Для анализа строится аналитическая таблица:

Показатели № стр Условные обозначения Отчётный год Отклонение +, - Выполнение плана, %
план факт
Объём реализованной продукции, работ и услуг, тыс. руб.   Объём товарной продукции, работ и услуг, тыс. руб.   Изменение остатков нереализованной продукции, тыс. руб.(01-02)           Вр     Вт     Внр                           -300     102,5    

Примечание:Все показатели оценены в плановых оптовых ценах (для того чтобы они были сопоставимы)

Если произошло изменение остатков нереализованной продукции Внр, то следует рассматривать изменения этих остатков по видам и причинам:

а) - готовая продукция на складе предприятия

б) - товары отгруженные и сданные работы по переданным в банк на инкассо расчётными документам, срок оплаты которых еще не наступил.

в) - товары отгруженные и сданные работы не оплаченные в срок покупателем (для того чтобы предъявить санкции)

г) - товары на ответственном хранении у покупателя ввиду отказа от акцепта (выяснить причины)

Такой анализ производится по отдельным видам продукции и работ. В процессе выявляются причины сверхплановых остатков нереализованной продукции и принимаются меры для улучшения отгрузки и расчётов с заказчиками.

Анализ выполнения договорных обязательств

проводится по аналитической таблице.

Показатели № стр отчётный период соответствующий период предыд.год
-Производство продукции, работ, услуг по заключенным договорам (в плановых оптовых ценах), тыс. руб. -Недопоставлено продукции по договорным обязательствам (исходя из плановых оптовых цен), тыс. руб. -Объём реализации продукции с учётом выполнения договорных обязательств(01-02) -Выполнение договорных обязательств % (03/01*100)                         92,7             943,8  

Процент выполнения плана реализации с учётом выполнения договорных обязательств по поставкам определяется за отдельные отчётные периоды и нарастающим итогом с начала года.

Анализ факторов, вызывающих нарушения договоров проводится по аналитической таблице:

Показатели №стр Сумма недопоставки продукции Удельный вес в недопоставки продукции %
-Недопоставлено продукции по договорам всего, тыс. руб. в том числе за счет факторов -нарушение сроков поставки по договору -недостатки продукции, выявленные покупателями -отгрузка внедоговорной продукции -задержка в отгрузке                       56,7   3,3   6,6 33,4

Нарушение договоров поставки снижает прибыль предприятия на сумму уплаченных штрафов, следовательно, можно рассчитать долю уплаченных штрафов в общей сумме прибыли.

2.1.4.Анализ выполнения плана по ассортименту

Следует различать понятия:

  1. Номенклатура
  2. Ассортимент

Номенклатура– это перечень наименований изделий или видов работ.

Ассортимент– это перечень наименований изделий по маркам, типам, видам, конструкторскому исполнению с указанием количества по каждому из них.

При анализе выполнения плана по ассортименту, в выполнение плана по ассортименту (выпуск фактический в пределах плана) засчитывается количество продукции в заданной номенклатуре и объеме, предусмотренном в плане.

Если выпуск фактический > выпуска планового, то засчитывается выпуск плановый.

Если выпуск фактический < выпуска плана, то засчитывается выпуск фактический.

Продукция непредусмотренная планом не учитывается.

% выполнения

плана = ∑ В факт. в пределах плана *100 %

по ассортименту ∑В плановый

Этот показатель изучается в динамике за ряд лет.

Задача. Определить % выполнения плана по объёму и ассортименту.

Вид продукции   В план. В фактич. % выполнения плана В факт. в пределах плана % выполнения плана по ассортименту
А 120% 100%
Б 83% 83%
В - - - -
Г 100% 100%
Д - 200% - -
Итого: 520/370=140% 300/370=81%  

Вывод:В отчетном году % выполнение плана составило 140%, а выполнение плана по ассортименту составило – 81%,



Наши рекомендации