Анализ реализации продукции, работ, услуг
Взаимосвязь между объёмом реализованной продукции Вр., объёмом товарной продукции Вт и объёмом нереализованной продукции Внр выражается формулой:
Вр= Вт + ∆Внр
где: ∆Внр = Внр на начало = Внр на конец
Для анализа строится аналитическая таблица:
Показатели | № стр | Условные обозначения | Отчётный год | Отклонение +, - | Выполнение плана, % | |
план | факт | |||||
Объём реализованной продукции, работ и услуг, тыс. руб. Объём товарной продукции, работ и услуг, тыс. руб. Изменение остатков нереализованной продукции, тыс. руб.(01-02) | Вр Вт Внр | -300 | 102,5 |
Примечание:Все показатели оценены в плановых оптовых ценах (для того чтобы они были сопоставимы)
Если произошло изменение остатков нереализованной продукции Внр, то следует рассматривать изменения этих остатков по видам и причинам:
а) - готовая продукция на складе предприятия
б) - товары отгруженные и сданные работы по переданным в банк на инкассо расчётными документам, срок оплаты которых еще не наступил.
в) - товары отгруженные и сданные работы не оплаченные в срок покупателем (для того чтобы предъявить санкции)
г) - товары на ответственном хранении у покупателя ввиду отказа от акцепта (выяснить причины)
Такой анализ производится по отдельным видам продукции и работ. В процессе выявляются причины сверхплановых остатков нереализованной продукции и принимаются меры для улучшения отгрузки и расчётов с заказчиками.
Анализ выполнения договорных обязательств
проводится по аналитической таблице.
Показатели | № стр | отчётный период | соответствующий период предыд.год |
-Производство продукции, работ, услуг по заключенным договорам (в плановых оптовых ценах), тыс. руб. -Недопоставлено продукции по договорным обязательствам (исходя из плановых оптовых цен), тыс. руб. -Объём реализации продукции с учётом выполнения договорных обязательств(01-02) -Выполнение договорных обязательств % (03/01*100) | 92,7 | 943,8 |
Процент выполнения плана реализации с учётом выполнения договорных обязательств по поставкам определяется за отдельные отчётные периоды и нарастающим итогом с начала года.
Анализ факторов, вызывающих нарушения договоров проводится по аналитической таблице:
Показатели | №стр | Сумма недопоставки продукции | Удельный вес в недопоставки продукции % |
-Недопоставлено продукции по договорам всего, тыс. руб. в том числе за счет факторов -нарушение сроков поставки по договору -недостатки продукции, выявленные покупателями -отгрузка внедоговорной продукции -задержка в отгрузке | 56,7 3,3 6,6 33,4 |
Нарушение договоров поставки снижает прибыль предприятия на сумму уплаченных штрафов, следовательно, можно рассчитать долю уплаченных штрафов в общей сумме прибыли.
2.1.4.Анализ выполнения плана по ассортименту
Следует различать понятия:
- Номенклатура
- Ассортимент
Номенклатура– это перечень наименований изделий или видов работ.
Ассортимент– это перечень наименований изделий по маркам, типам, видам, конструкторскому исполнению с указанием количества по каждому из них.
При анализе выполнения плана по ассортименту, в выполнение плана по ассортименту (выпуск фактический в пределах плана) засчитывается количество продукции в заданной номенклатуре и объеме, предусмотренном в плане.
Если выпуск фактический > выпуска планового, то засчитывается выпуск плановый.
Если выпуск фактический < выпуска плана, то засчитывается выпуск фактический.
Продукция непредусмотренная планом не учитывается.
% выполнения
плана = ∑ В факт. в пределах плана *100 %
по ассортименту ∑В плановый
Этот показатель изучается в динамике за ряд лет.
Задача. Определить % выполнения плана по объёму и ассортименту.
Вид продукции | В план. | В фактич. | % выполнения плана | В факт. в пределах плана | % выполнения плана по ассортименту |
А | 120% | 100% | |||
Б | 83% | 83% | |||
В | - | - | - | - | |
Г | 100% | 100% | |||
Д | - | 200% | - | - | |
Итого: | 520/370=140% | 300/370=81% |
Вывод:В отчетном году % выполнение плана составило 140%, а выполнение плана по ассортименту составило – 81%,