Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг по объему и составу.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Источниками информации для проведения анализа производства и реализации продукциина предприятии служат формы статистической и бухгалтерской отчетности(информация по счетам разделов III и IV плана счетов), а также данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами(подразделениями), о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. При анализе выполнения плана производства и реализации продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из бизнес-планов предприятия, планов производственных участков, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета.

Одним из обобщающих показателей экономической эф­фективности производства является рост производства про­дукции (работ, услуг) в стоимостном выражении.

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для про­даж) продукции, работ, услуг.

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изго­товленной продукции. Там, где остатки незавершенного про­изводства незначительны по размерам или не имеют боль­ших колебаний в отчетных периодах, у товарной и валовой продукции одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков не­завершенного производства:

ВП = ТП ± ИО.НЗ.П + СС..М.З (2.2)

где: ИО.НЗ.П – изменение остатков незавершенного производ­ства;

СС. М.З – стоимость сырья и материалов заказчика.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

В процессе анализа проверяется выполнение плана по вы­пуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.

Пример рабочей таблицы для анализа

Показатели За предыдущий год За отчетный год Процент выполнения плана Выпуск отчетного года в процентах к выпуску предыдущего года
по плану по факту
1. Валовая продукция в сопоставимых ценах (тыс. руб.)          
2. Товарная продукция в оптовых ценах, принятых в плане (тыс. руб.)          

Анализ реализации продукции связан с анализом выпол­нения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий обо­рачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбы­та, а, следовательно, к снижению производства.

Процент выполнения договорных обязательств рассчиты­вается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:

Кд = (Vпл.п - Vнедоп.)/Vпл.п

15. Оценка ассортимента, структуры и ритмичности производства.

Источники информации: бизнес-планы предприятия, оперативные планы-графики, бухгалтерская и статистическая отчетность.

В процессе анализа динамики объема продукции рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста показателей товарной и валовой продукции. Динамика показателей определяется для выявления тенденций в развитии предприятия с целью планирования и прогнозирования его деятельности.

В процессе анализа выполнения плана по выпуску продукции рассчитываются абсолютные отклонения и относительные показатели выполнения плана по выпуску продукции в целом, а также с учетом структуры и ассортимента.

Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем на территории РФ классификаторе промышленной продукции, а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

Выполнение плана по ассортименту оценивается тремя способами:

- по способу наименьшего процента;

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;

- с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска в пределах плана на плановый выпуск продукции.

Структура продукции –соотношение удельных весов отдельных изделий в общем выпуске продукции.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.

Изменения в структуре и ассортименте оказывают влияние на динамику показателей выпуска и реализации продукции, производительности труда, себестоимости и прибыли.

Влияние изменения структуры и ассортимента продукции на изменение стоимостных показателей выпуска продукции рассчитывается по формулам:

а) Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг по объему и составу. - student2.ru , (2.1) где

ОВПст, ОВПнат – уровень выполнения плана по производству продукции в стоимостном и натуральном выражении соответственно;

ВПспл – запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении.

б) Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг по объему и составу. - student2.ru , (2.2) где

∆Цсрстр – отклонение средневзвешенной цены при фактической и плановой структуре;

Кобщф – общее фактическое количество произведенной продукции в условно-натуральном выражении.

Наши рекомендации