Разложение классической школы и его основные направления
Разложение классической школы политической экономии выразилось в постепенном отказе ее представителей от системообразующих концептуальных положений: естественности капитализма и трудовой природы стоимости, капитала и доходов основных классов капиталистического общества. Соответственно можно выделить два основных направления в разложении классической школы. Первое направление связано с творчеством тех экономистов, которые отстаивали положение о естественности и гармоничности капиталистической экономики, но отказывались от трудовой теории (Ж.-Б. Сэй, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ф. Бастиа). Второе направление представлено работами ученых и публицистов, усомнившихся в естественности и гармоничности капиталистической экономики и использовавших трудовую теорию стоимости для критики капитализма и буржуазнойполитической экономии (Ж.-С. Сисмонди, социалисты-рикардианцы).
Наиболее всесторонний характер разложение (по терминологии К. Маркса —«вульгаризация») трудовой теории стоимости и доходов получило в работах французского экономиста Жана-Батиста Сэя (1767—1832 гг.): «Трактат политической экономии, или Простое изложение, которым образуются, распределяются и используются богатства» (1803) и «Полный курс практической политической экономии» (1828—1829). В них представление о гармоничности капитализма на базе свободной конкуренции сопровождается фактической заменой трудовой теории стоимости (неизбежно подводящей к выводу об эксплуатации рабочих капиталистами) представлением о производстве как о сотрудничестве независимых владельцев факторов производства (труда, капитала, предпринимательских способностей и земли), в процессе которого каждый фактор создает своемувладельцу соответствующий доход (зарплату, процент (прибыль), ренту). Стоимость же товаров в этом случае предстает как сумма вышеназванных факториальных доходов или издержек. По существу, представление Сэя остоимости, как об издержках, есть видоизмененное положение Смита о том, что стоимость образуется из доходов. Тавтологииность или теоретическая бессодержательность этой концепции остается вне понимания Сэя. Что касается факториальной трактовки капиталистического производства, то онапронизана софистикой (подменой понятий). Так, с одной стороны, капитал, по Сэю, есть средства производства как таковые. С другой стороны, средства производства рассматриваются им как частная собственность одной части общества, противостоящая другой его части, свободно распоряжающейся
лишь своими профессиональными способностями, т.е. рассматриваются в
сугубо исторической (капиталистической) форме. Далее, «труд» шк фак
тор «производства вообще» почему-то рассматривается Сэем тоже в его
особой исторической форме — как наемный труд. Таким образом, фактори-
альная концепция производства и стоимости (издержек) исходит из постулата
о вечности капиталистической экономики и, в свою очередь опираясь на
софистику, «обосновывает)) его. '
К числу новаций Сэя относится предложенная им «пофазнт структура теоретического исследования экономики, в рамках которой она рассматривается в порядке следования фаз воспроизводства.- производство, распределение, обмен и потребление.«Пофазная» схема в дальнейшем стаяа образцом для построения курсов политической экономии.
Представления Сэя о характере макроэкономического равновесия в рыночной экономике вошли в политэкономию как знаменитый «Зо*он рынков Сэя», согласно которому совокупное предложение товаров тождественно совокупному спросу, что делает невозможным общий кризис сбыта. Сэй исходя из (как представлялось ему) формальной роли денег в обмене сделал вывод: реальным содержанием обмена является обмен продукта** про-дукт. И в этом смысле предложение действительно тождественно спросу как на микро-, так и на макроуровне. Однако капитализм как раз и предполагает развитое денежное обращение и его значительную роль в формировании общего равновесия <Оакон рынков Сэя» стал догмой для большинства школ официальной (буржуазной) политической экономии, и история макроэкономики в XX столетии во многом связана с борьбой мнений вокруг содержания и самой реальности этого закона.
Английский священник Томас Мальтус (1766—1834 гт) стал широко известным экономистом благодаря работе «Опыт о законе народонаселения» (1798). Согласно его мнению, население при наличии благоприятных условии растет по формуле геометрической прогрессии, а средства существования — по формуле арифметической прогрессии. Из этого следовги вывод о невозможности улучшения положения низших слоев общества И Осмысленности увеличения заработной платы. История не подтвердила мрачный прогноз Т. Мальтуса: в индустриальных странах повышение общего уровня жизни сопровождалось уменьшением темпов естественного прироста населения. И дело заключается не только в том, что вряд ли правомерно переносить на общественное и производящее существо (каким является человек) общую закономерность размножения биологических организмов Непредставительной была эмпирическая база обоснования «закона народонаселения» -демографическая статистика североамериканских колоний Англии XVII-ауш вв. Мальтус игнорирует принципиально важное обстоятельство: население этих колоний росло прежде всего за счет иммиграции.
Мальтус теоретически оправдывал потребление земельных собственников, священников и других непроизводительных групп населения
(«третьих лиц») («Принципы политической экономии» (1820)). Исходя из своего представления о природе стоимости и прибыли (стоимость — это затраты капитала и труда, а прибыль — номинальная надбавка к стоимости), он считал невозможной реализацию всей произведенной капиталистами продукции без передачи прибыли в руки «третьих лиц». Таким образом, Мальтус допускал возможность .общего кризиса сбыта. Уязвимость этой концепции заключается прежде всего в том, что здесь не принимается во внимание необходимость инвестирования части прибыли в производство. Кроме того, нужно иметь в виду, что всеобщая надбавка к цене не может привести к образованию прибыли. Ее результатом стала бы лишь реализация ВИЛ в новом масштабе цен.
Английский экономист Нассау Сениор (1790—1864 гг.) («Очерки политической экономии» (1836)) стал известен своим объяснением возникновения доходов (прибыли, заработной платы и ренты) через «воздержание». В этой концепции обращают на себя внимание два новых момента. Во-первых, это переноссоздания доходов из сферы производства в сферу субъективно-психологического восприятия экономики. Во-вторых, налицо подменавопроса об источникедохода вопросом об основанииего получения. Возможно, воздержание от потребления дохода и можно рассматривать в качестве основания получения прибыли, но при всем желании капиталистов им вряд ли удастся создать прибыль исключительно «воздержанием».
Француз Фредерик Бастиа (1801—1850 гг.) («Экономические гармонии^ 1850)) заменил «воздержание» понятием «услуги». Доходы в этом случае объяснялись как вознаграждение за услугу оказанную предпринимателю собственниками капитала, труда и земли.
Особое место в этом направлении разложения классической школы принадлежит Джону Стюарту Миллю (1806—1873). В своем научном творчестве («Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848)) он стремился сохранить наследие Д. Рикардо и дополнить его (как ему казалось) достижениями оппонентов последнего. Имея ряд несомненных достижений частного порядка (например, постановку проблемы ценовой эластичности спроса, осознание недопустимости чрезмерной поляризации в распределении национального дохода и необходимости социального реформирования классического капитализма), он лишь усилил эклектичность смитианской политической экономии.
Второе направление разложения классической школы, как отмечалось выше, представлено творчеством швейцарского историка и экономиста французского происхождения ЛГшш Сисмонди (1773—1842 гг.). Ж. Сисмон-ди в начале своего политэкономического творчества («О коммерческом богатстве» (1803)) был добросовестным приверженцем идей А. Смита и верил в гармонию экономики свободной конкуренции. Однако в дальнейшем онпришел к осознанию противоречивости и исторической обреченности капиталистического фабричного производства(«Новые начала политической
экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению» (1819)). Исходя из определения стоимости рабочим временем (трудом), он подчеркивал эксплуататорскую природу прибыли фабрикантов. Сисмонди считал, что предложение товаров со стороны фабричной промышленности постоянно превышает спрос на них со стороны наемных рабочих и фабрикантов. Поэтому общий кризис сбыта не только возможен, но и неизбежен. И причинаего заключается внизком уровне заработной платы рабочих (вследствие их вытеснения машинами) и ограниченности физических возможностей личного потребления капиталистов (или — в противоречии между «производством» и «доходом»).В отличие от Мальтуса выход из этого тупикового движения экономикиСисмонди видит в возврате к мелкому производству, основанному на личном труде собственников,которые, как наивно полагает он, сообразуют свое производство с «доходом» и потому не знают проблемы кризисов сбыта. Понимая, что мелкое производство не выдержит конкуренции с капиталистической фабрикой, он требовал от государства ограничения свободной конкуренции и принудительного дробления крупных состояний при их наследовании. С точки зрения социального содержания взгляды Сисмондиотражали положение и интересы мелкой буржуазии, для которой развитие фабричного производства и крупного капитала несло угрозу разорения.
Социалисты-рикардианцы (Томас Годскин (1787—1869 гг.), Уильям Томпсон (1785—1833 гг.), Джон Брэй (1809—1895? гг.) и Джон Грэй (1798—1850 гг.)) впервые (20-е — 30-е гг. ХГХ в.) стали использовать теорию Д. Рикардо для защиты интересов наемных рабочих и установления пути перехода общества к действительно, по их мнению, естественномусостоянию, при котором будет восстановлено нарушенное капиталистами неотъемлемое право человека на продукт своеготруда. Однако в методологическом отношенииэто отрицание капитализма осуществлялось на той жевнеисторической («буржуазной») основе, когда существующая или существовавшие состояния экономики объявляются естественными или неестественными. Особенно четко этот подход был выражен в работах Т. Годскина («Защита труда от притязаний капитала» (1825), «Естественные и искусственные права собственности» (1832)).
Социалисты-рикардианцы впервые представили капитал как отчужденный труд наемных рабочих {средства труда становятся капиталом, когда они принадлежат тем, кто не работает, но присваивает результаты труда рабочих). Закон стоимости они также считали общим законом товарногообмена. Однако в отличие от Рикардо га не смущало отсутствие эквивалентности в обмене между рабочими и капиталистами. Рабочие вынуждены соглашаться на неэквивалентную оплату труда, поскольку у них нет иноговыхода. И в этом заключается слабость их теоретическойпозиции — признание закона стоимости как общего закона предполагаетнеобходимость объяснения с позиций трудовой эквивалентности обмена и на «рынке труда». Путь, ведущий к ликвидации капитала они видели в организации
кооперативных фабрик, которые вследствие отсутствия эксплуатации рабочих будут эффективнее частных и вытеснят последние. Часть социалистов-рикардианцев видела выход в превращении наемных рабочих в мелких товаропроизводителей.
Важной составляющей модели «трудовой экономики» стала разработанная Д. Грэем концепция «рабочих денег». Предполагалось, что будет создан своеобразный банк, который станет организатором «истинно эквивалентного» обмена между товаропроизводителями. Банк будет принимать продукцию в соответствии с затраченным на ее производство временем и выдавать взамен «рабочие деньги» (долговые обязательства, по которым он предоставляет предъявителю необходимые ему продукты в эквиваленте указанной суммы часов). По сути, это был проект производства товаров без конкуренции, но с гарантированной реализацией продукции. Он свидетельствовал о непонимании авторами природы стоимости и в практическом отношении был утопией, т.к. предполагал заинтересованность производителей в увеличении затрат рабочего времени, неминуемый дефицит одних продуктов и избыток других с неминуемой перспективой быстрого банкротства банка.
Лекция3.. ТЕОРИЯ КАПИТАЛА, ИЛИ КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ КАРЛА МАРКСА
Система политэкономических взглядов Карла Маркса (1818—1883 гг.) опирается на теоретическое наследие рикардианского варианта классической политэкономии. Однако теория К. Маркса основывается на ряде принципиально новых методологических позиций.
Во-первых, капитализм рассматривается как исторически возникшая система, которая, развиваясь в рамках внутренних противоречий, создает предпосылки для неизбежного перехода к новой исторической форме производства.
Во-вторых, предметом политической экономии он считает исторически определенные системы производственных отношений людей, в рамках которых они воспроизводят свое физическое и общественное состояние. Эти отношения имеют объективный характер, поскольку определяются уровнем унаследованных от прежних поколений производительных сил (вещественных условий труда людей и их организационно-производственных навыков). Относительная стабильность общего уровня производительных сил во времени придает системе производственных отношений историческую определенность и устойчивость. Вместе с тем именноразвитие производительных сил в рамках данной системы отношений и переход на качественно новый уровень делают неизбежным возникновение новой исторической системы производственных отношений.В противном случаеобщество рискует утратить достигнутый уровень развития производства и
благосостояния. Капитал, с точки зрения Маркса, и есть такая конкретно-историческая система производственных отношений.
В-третьих, в теоретическом исследовании капитала Маркс применяет диалектический «метод восхождения от абстрактного к конкретному», согласно которому исторически возникшее конкретное (капитал) рассматривается как «цепь» абстракций (отдельных сторон, явлений, процессов), последовательность «звеньев» которой определяется, с одной стороны, их местом и ролью в зрелом состоянии капиталистической экономики, а с другой — порядком их исторического возникновения. Иными словами, метод Маркса представляет собой метод логической абстракции, отражающий в себе материалистическую, диалектическую и историческую определенность капитала. Эту особенность метода Маркса следует иметь в виду при изучении его экономической теории, так как в каждом ее пункте существование (движение) капитала исследуется абстрактно (односторонне) и полное содержание капитала раскрывает лишь вся система абстракций (экономическихкатегорий).
Основная политэкономическая работа К. Маркса «Капитал. Критика политической экономии» состоит из 4 томов: 1-Й т. — «Процесс производства капитала» (1867 г.); 2-й т. — «Процесс обращения капитала» (1885 г.); 3-й т. — «Процесс производства и обращения капитала, взятые в целом» (1894 г.); 4-й т. — «Теории прибавочной стоимости» (изд. в начале XX века). Определенность аспекта движения капитала, исследуемого в каждом томе, сформулирована автором в его названии.
Поскольку общими формами, в которых осуществляется движение капитала, являются товар и деньги (Д-Т-Д1, где Д — первоначальная стоимость, Т — товар, Д1 — возросшая стоимость), постольку свое исследование Маркс начинает с исследования товара и его более развитой формы — денег. В этом пункте логика исследования капитала совпадает с исторической последовательностью возникновения общих форм его движения. Исторический взгляд Маркса на товар и деньги позволил ему уяснить новые аспекты их социально-экономического содержания, которые оставались неведомы дляего великих буржуазных предшественников.
Во-первых, для Маркса существование товара как конкретно-исторической формы продукта труда вызвано особой двойственностью самого труда частных лиц в условиях его общественного разделения. Речь идет о наличии противоречия между непосредственно частной и потенциально общественной предназначенностью труда частных лиц: как таковой труд является их частным делом, однако он нуждается в общественном признании, ибо ограничение сферы производственной деятельности частных лиц не отменяет необходимости удовлетворения всех их потребностей. Товар как меновая стоимость и есть та элементарная общественная форма, в которой находит свое движение системообразующее противоречие рыночного хозяйства — двойственность труда частных лиц.
Во-вторых, Маркс (в отличие от Рикардо) обосновывает положение о том, что «в меновой стоимости нет ни атома вещества природы». Приэтом выясняется, почему товар обладает свойствами потребительной стоимости и меновой стоимости и, собственно говоря, в каком своемкачестве труд образует то общее, что скрывается за меновой стоимостью товаров (стоимость): в двойственности товара проявляются две стороны труда товаропроизводителя, одна из которых в своем целесообразном качестве (конкретный труд) формирует потребительную стоимость товара, а другая в качестве его человеческой определенности (абстрактный труд) образует в овеществленном виде его стоимость. Производительность (производительная сила) труда есть характеристика конкретной стороны труда. Поэтому ее изменение прямо сказывается на массе изготавливаемых в единицу времени потребительных стоимостей, но никак не влияет на величину вновь созданной стоимости. Что касается стоимости единицы товара, то ее размеры находятся в обратной зависимости к направлению движения производительной силы труда. Интенсивность (степень напряженности) труда выступает «функцией» абстрактной стороны труда. Ее изменение также прямо сказывается на массе товаров, но при этом в той же пропорции возрастает вновь созданная стоимость, а стоимость единицы товара остается неизменной. Опираясь на факт двойственности труда товаропроизводителя, Маркс впервые дает рациональное объяснение не только наличию у товара потребительной и меновой стоимостей, но и «вхождению» в стоимость товара стоимости потребленных средств производства.Дело в том,что в процессе создания товара работники затрачивают свою рабочую силу в целесообразной форме и тем самым не только создают его новую стоимость, но и через потребление средств производства переносят их стоимость на новый товар.
Строго говоря, абстрактный труд есть лишь субстанция стоимости. Стоимостью он становится в овеществленном виде, когда труд уже не существует. Именно поэтому общественная «сторона» труда частных лиц проявляется в обмене как вещное свойство продуктов труда или их стоимость. Отсюда следует также, что рабочее время как мера труда не может быть непосредственной мерой стоимости. Этому препятствуетнеоднородность абстрактного труда отдельных лиц (его различие по интенсивности, сложности, умелости).
Когда Маркс говорит о величине стоимости как об общественно-необходимых затратах рабочего времени, он имеет в виду не только средне-общественный уровень затрат времени при производстве единицы товара данного вида, но и всю их совокупность в отношении к данной общественной потребности. Поэтому общественно-необходимые затраты абстрактного труда или стоимость в наиболее полном их содержании есть общественно-необходимые затраты на удовлетворение единицы потребности частных производителей. И здесь интенсивность потребительной
стоимости товаров играет существенную роль в определении величины их стоимости. Этот момент имеет объективную природу: при большей интенсивности потребительной стоимости количество времени, необходимое для удовлетворения данного объема общественной потребности, уменьшается. Соответственно уменьшается и стоимость удовлетворения единицы потребности. Например, при прочих равных условиях, повышение величины пробега автопокрышки вызовет сокращение общественно-необходимых затрат труда на удовлетворение единицы потребности (километр пробега).
Маркс традиционно решает вопрос о соотношении простого и сложного (квалифицированного) труда в создании стоимости. По его мнению, в этом смысле сложный труд «есть помноженный или возведенный в степень простой труд», и только в этом качестве он образует стоимость. Доказательством этого является реальный обмен продуктов сложного труда на продукты самых простых видов труда. Редукция сложного труда (сведение к большему количеству простого труда) осуществляется через частныйобмен и конкуренцию.
В третьих, деньги для Маркса — обособившаяся универсальная форма меновой стоимости. Деньгами становится товар, потребительная стоимость которого наиболее соответствует его роли всеобщего эквивалента стоимости остальных товаров. В отличие от рядового товара деньги выступают более общей формой движения противоречия частного труда товаропроизводителей и непосредственно порождаются противоречием между потребительной и меновой стоимостями товара. Маркс считал серьезным недостатком классической школы то, что она ограничилась «сведением» содержания меновой стоимости к количеству труда, не объяснив при этом, почему этот труд принимает форму меновой стоимости, а в более развитомвиде — форму денег и цены. Исторически в ходе развития обмена роль всеобщего эквивалента (общей меры стоимости) закрепилась за благородными металлами, которые (своими физико-химическими свойствами, значительной стоимостью и ее относительным постоянством) в наибольшей степени соответствуют общественной «функции» стоимостного эквивалента. Деньги выполняют функцию меры стоимости в стихийном противостоянии товарам. В ходе обмена товаров на деньги происходит и частичное перераспределение стоимости, но чем полнее конкуренция, тем точнее цены отражают общественно-необходимое рабочее время.
Исследованию функций денег посвящена третья глава 1-го тома «Капитала». Здесь рассматриваются пять денежных функций (мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги). Маркс не считает деньги несущественным элементом рыночной экономики и в «выпадении» денег из обращения усматривает формальную возможность кризисов сбыта. Количество денег, необходимых для обращения, он определяет формулой: КД= Ц/О, где Ц — сумма цен товаров, подлежащих реализации; О — скорость обращения одноименных денежных единиц.
Замена в обращении золота денежными знаками не отменяет выполнение им ключевых денежных функций, но вместе с тем создает возможность их обесценения (инфляции) в случае избытка бумажных денег. С учетом выполнения деньгами функции средства платежа эта формула принимает более сложный вид. Маркс констатирует неизбежность появления кредитных денег.
Анализ собственно капитала Маркс начинает с обоснования положения о том, что единственно возможным источником возрастания стоимости капитала в масштабе общества (при условии как соблюдения, так и несоблюдения требования эквивалентности в обмене) является потребление особого товара — рабочей силы наемных работников. Потребление профессиональных способностей человека (рабочей силы) и есть труд. Но сам труд объектом купли-продажи быть не может, хотя внешняя сторона обмена создает эту видимость. Продавать можно либо результат труда, либо рабочую силу. Работник становится собственником этого специфического (по выражению Маркса) товара лишь тогда, когда ему предоставляют личную свободу и лишают средств производства и средств существования.Таким образом, появление товара рабочей силы связано с экспроприацией непосредственных производителей, а существование имеет специфически общественную природу, суть которой в воспроизводстве классового отношения — отношения прибавочной стоимости.
Капиталист покупает на время право потребления профессиональных способностей наемного работника и возмещает ему стоимость их формирования и восстановления. Работник же в ходе потребления потребительной стоимости проданного им товара (своим трудом) создает эквивалент стоимости рабочей силы и прибавочную стоимость. Поэтому с точки зренияобъекта купли-продажи обмен между ними эквивалентен. И вместе с тем присвоение прибавочной стоимости означает эксплуатацию рабочего капиталистом. Стоимость рабочей силы определяется рядом факторов, действующих в противоположных направлениях: квалификацией, уровнем интенсивности и производительности труда, масштабом применения женского и детского труда, уровнем потребностей, обеспечивающим общественно приемлемый уровень социализации наемного работника, природно-климатическими условиями. Как это можно заметить, стоимость рабочей силы не может сводиться к сумме стоимости средств физического существования наемного работника. Она изменяется с изменением требований капиталистического производства к рабочей силе и изменением «равнодействующей» факторов, ее (стоимость) определяющих.
С точки зрения источника прибавочной стоимости (рабочей силы) капитал распадается на постоянную (С) и переменную (V) части (С — стоимость средств производства, постоянный капитал; V — стоимость рабочей силы, переменный капитал). Процесс капиталистического производства товаров теперь предстает как перенос стоимости потребляемого постоянного капитала (конкретной стороной труда наемных рабочих) и создание новой
стоимости (абстрактной стороной труда), распадающейся на эквивалент переменного капитала (стоимости рабочей силы) и прибавочную стоимость (М). В формализованном виде структура стоимости товара имеет вид: \У « С + (У+М)
Для характеристики степени возрастания переменного капитала и степени эксплуатации рабочих Маркс создает формулу нормы прибавочной
м
стоимости: т' = — х 100%, где М — масса прибавочной стоимости, а V —
переменный капитал. Соответственно формула массы прибавочной стоимости имеет вид: М = т' х V/100%. Законом прибавочной стоимости выступает ее максимизация. Маркс открывает два способа реализации этого закона — абсолютную прибавочную стоимость (удлинение рабочего дня запределы времени, необходимого для создания эквивалента стоимости рабочей силы) и относительную прибавочную стоимость (снижение стоимостирабочей силы посредством роста производительной силы труда в обществе и соответствующего уменьшения стоимости средств существования рабочих). Для отдельного капиталиста повышение производительности труда рабочих на его предприятии означает возможность получения в ограниченном периоде времени избыточной прибавочной стоимости, которая представляет собой положительную разность между общественной стоимостью товара и его индивидуальной стоимостью на данном предприятии. Именно избыточнаяприбавочная стоимость приводит к повышению общего уровня организации производства, производительности труда, удешевлению стоимости товаров (включая рабочую силу) и в итоге увеличивает массу относительной прибавочной стоимости (достояние уже всего класса капиталистов).
С относительной прибавочной стоимостью Маркс связывает три исторически последовательных способа повышения производительной силы труда: простую кооперацию труда, мануфактуру и фабрику (систему машин). В машине (как технологической реализации безграничного по своим производительным возможностям научного знания) Маркс видит наиболее адекватный капиталу способ увеличения производительной силы труда (производства относительной прибавочной стоимости) и вместе с тем — исторический предел существования капитала. Применение капиталистамимашин (как средства труда наемных рабочих) формирует комплекс производительных сил в исторической перспективе, несовместимыйс меновой стоимостью, конкуренцией и, наконец, с частной собственностью.
Маркс установил причину обманчивого (превращенного) характера заработной платы как цены «труда»). Эта видимость возникает вследствие того, что рабочая сила оплачивается, как правило, после ее потребления. Кроме того, сам характер создания стоимости делает невозможным физическое восприятие работником деления его рабочего дня на необходимое и прибавочное время
реализация всего общественного продукта в условиях простого воспроизводства, является открытое Марксом равенство вновь созданной стоимости первого подразделения общественного производства и стоимости потребленного постоянного капитала второго подразделения: 1(У+М)=Н С). С точки зрения Маркса необходимая пропорциональность общественного воспроизводства при капитализме достигается лишь как средняя от циклических колебаний развивающейся экономики, для которой промышленные (циклические) кризисы выступают абсолютно необходимой формой восстановления нарушаемой в рамках свободной конкуренции пропорциональности. Материальную основу периодичности кризисов (8—10 пет) Маркс усматривает в среднем сроке службы активной части основного капитала (машин, оборудования). Помимо основной функции кризисы обеспечивают принудительное и массовое обновление основного капитала и сдерживают тенденцию средней нормы прибыли к понижению.
С обращением капитала связано и превращение прибавочной стоимости в прибыль. Создание товара «стоит» обществу известное количество овеществленного и живого труда наемных рабочих (\у = с + (у+т)). Капиталисты оплачивают лишь часть этой стоимости в размере потребленного производительного капитала,равную сумме потребленного постоянного и переменного капитала. Однако капиталисты подсчитывают свои затраты не через затраты постоянного и переменного капитала, а через затраты основного и оборотного капитала. Величина затрат,рассчитанных двумя способами, будет одной и той же, но их качественная определенность приобретает альтернативный характер: в первом случае, это затраты прошлого и части настоящего труда наемных работников, тогда как во втором — из-держки капитала. Дело в том, что по способу оборота заработная плата относится к оборотному капиталу и в этом качестве внешне ничем не отличается от других его элементов: сырья, энергии, комплектующих и т.д. Истинная роль рабочей силы в создании и возрастании стоимости капитала в этом случает становится неразличимой для непосредственного восприятия.Поэтому для людей, не отягощенных премудростями логической абстракции и теоретического постижения «самовозрастающей стоимости», реализованная прибавочная стоимость выглядитне в ее «первозданном», а в превращенном виде: воспринимается как порождение всего авансированного капитала, или прибыль. Следует подчеркнуть, что превращение прибавочной стоимости в прибыль имеет не субъективный, а объективный характер, и осуществляется в процессе обращения капитала.
Далее Марксом рассматриваются норма прибыли и факторы, ее определяющие. Норма прибыли есть показатель степени возрастания авансированного капитала, или степени его эффективности. Она выражается впроцентах и рассчитывается как отношение реализованной прибавочной стоимости (прибыли) к авансированному капиталу. Как правило, в оценки эффективности применения капитала определяющую роль играет годовая
норма прибыли ("отношение годовой массы прибавочной стоимости к среднегодовой стоимости авансированного капитала). Ее факторами выступают все факторы, определяющие годовую массу прибавочной стоимости (степень эксплуатации рабочих, величина переменного капитала, экономия на постоянном капитале, уровень органического строения капитала, скорость его оборота).
Рост производительной силы труда, абсолютно необходимый для максимизации прибавочной стоимости, вызывает разнонаправленное действие вышеназванных факторов. Возрастают степень эксплуатации, размеры переменного капитала, экономия постоянного капитала, что увеличивает норму прибыли. И наоборот, замедление скорости оборота и рост органического строения капитала уменьшают ее.
Норма прибыли является критерием эффективности применения капитала и его выживания в конкуренции. Однако если бы товары реализовы-вались по стоимости, то обычные нормы прибыли существенно различались бы по отдельным отраслям экономики. При этом в лучшем положении оказались бы отрасли с низким органическим строением капитала и высокой скоростью его оборота. В условиях свободы приложения капитала эта ситуация не может сохраниться длительное время. Маркс, отталкиваясь от модели выравнивания отраслевых норм прибыли Тюрго, показал, что свободная межотраслевая конкуренция капиталовимеет своим итоговым результатом формирование общей или средней для всех отраслей нормы прибыли, которая количественно равна отношению совокупной прибавочной стоимости к совокупному общественному капиталу. Выравнивание отраслевыхнорм прибыли осуществляется в рамках изменения характера средних цен. Ими становятся цены производства, которые обеспечивают капиталу в любой отрасли воспроизводство основного и оборотного капитала («покрывают» издержки капитала) и приносят среднюю прибыль (равную прибыльна равный капитал). Марксу удалось теоретически безупречно показать, что средняя прибыль в своей сущности есть перер<