Основные этапы развития классической школы

В развитии классической политической экономии с определен­ной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап.Его начальная стадия приходится на конец XVII — начало XVIII в., когда в Англии благодаря творчеству У. Петти и во Франции с появлением трудов П. Буагильбера стали формировать­ся признаки зарождающегося альтернативного меркантилизму ново­го учения, которое впоследствии назовут классической политичес­кой экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свобо­ду предпринимательства протекционистскую систему. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости то­варов и услуг (посредством учета количества затраченного в про­цессе производства рабочего времени и труда). Ими подчеркива­лось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствова­ния в создании национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.

Следующая стадия этого этапа связана с периодом середины и начала второй половины XVIII в., когда с появлением так называе­мого физиократизма — специфического течения в рамках класси­ческой школы — меркантилистская система подверглась более глу­бокой и аргументированной критике. Физиократы (особенно Ф. Кенэ и А. Тюрго) значительно продвинули экономическую науку, обо­значив новое толкование ряда микро- и макроэкономических кате­горий, хотя их внимание почти целиком было сосредоточено на проблемах сельскохозяйственного производства в ущерб другим сферам экономики и особенно сфере обращения.

Итак, на первом этапе ни один представитель классической по­литической экономии, не будучи профессиональным экономис­том, не смог достичь углубленной проработки теоретических про­блем эффективного развития как промышленного производства, так и фермерского хозяйства.

Второй этап.Временной отрезок этого периода развития «клас­сической школы» целиком и полностью связан с именем и творчеством великого ученого-экономиста Адама Смита, чье гениальное творение «Богатство народов» (1776) стало особым и наиболее зна­чительным достижением экономической науки всей последней трети XVIII в.

Его «экономический человек» и «невидимая рука» провидения смогли убедить не одно поколение экономистов в естественном по­рядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей сти­хийного действия объективных законов. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX столетия как «классики», так затем и «неоклассики» верили в неопровержимость положения о «laissez faire» — полном не­вмешательстве правительственных предписаний в свободную конку­ренцию.

Классическими по праву считаются и открытые А. Смитом (по материалам анализа булавочной мануфактуры) законы разделения труда и роста его производительности. На его теоретических изыс­каниях в значительной мере основываются также современные кон­цепции о товаре и его свойствах, деньгах, заработной плате, прибы­ли, капитале, производительном труде и др.

Третий этап.Хронологические рамки этого этапа охватывают практически всю первую половину XIX в., в течение которой в развитых странах мира (прежде всего в Англии и Франции) состо­ялся переход от мануфактурного производства к заводам и фабри­кам, т.е. к машинному, или, как говорят, индустриальному, произ­водству, знаменующему свершение промышленного переворота. В этот период наибольший вклад в сокровищницу «классической школы» внесли называвшие себя учениками и последователями А. Смита англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус и Н. Сениор, французы Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа и др. И хотя все эти авторы, следуя своему кумиру, главной в экономической науке считали теорию стоимос­ти и так же, как он, придерживались затратной концепции (в соответствии с которой происхождение стоимости товаров и ус­луг видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства), тем не менее каждый из них оставил в истории эко­номической мысли и становления либеральных рыночных отноше­ний довольно заметный след.

Например, Ж.Б. Сэй явился автором одной из самых одиозных в «классической школе» концепций, получившей название «закона рынков» или просто «закона Сэя». Этот «закон» более 100 лет разде­ляли вначале «классики», а затем и «неоклассики» потому, что в основу рассматриваемой с его помощью проблематики равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, обеспе­чивающего в условиях колебаний конъюнктуры рынка тот или иной уровень реализации общественного продукта, и Ж.Б. Сэй, и его единомышленники вкладывали, по сути, следующее смитовское положение: при гибкой заработной плате и подвижных ценах процен­тная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости.

Другой исследователь, Д. Рикардо, более других своих совре­менников полемизировавший с А. Смитом и при этом полностью разделявший взгляды последнего на природу происхождения дохо­дов «главных классов общества», впервые выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к пониже­нию, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. Ему также принадлежит заслуга одного из лучших для того времени обоснований закономерности изменения стоимости денег как то­варов в зависимости от их количества в обращении.

В трудах Т. Мальтуса в развитие несовершенной концепции А. Смита о механизме общественного воспроизводства (по Марксу, «догма Смита») выдвинуто (вопреки господствовавшей тогда точке зрения об участии «классов» в хозяйственной жизни) оригиналь­ное теоретическое положение о «третьих лицах», в соответствии с которым обосновывается обязательное участие в создании и распре­делении совокупного общественного продукта не только «произво­дительных», но и «непроизводительных» слоев общества. Кроме того, этому ученому принадлежит не потерявшая и в наше время свою актуальность идея о влиянии на благосостояние общества чис­ленности и темпов прироста населения — та самая идея, которая была положена им в основу первой в истории экономической мысли теории народонаселения.

Четвертый этап.На этом завершающем этапе во второй полови­не XIX в. доминировали труды Дж.С. Милля и К. Маркса, всесто­ронне обобщивших лучшие достижения «классической школы». Как известно, в данный период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, получив­шего впоследствии название «неоклассической экономической те­ории». Однако популярность теоретических воззрений «классиков» оставалась весьма внушительной. Причиной тому в значительной мере было то, что последние лидеры классической политической экономии, будучи строго привержены положению об эффективно­сти ценообразования в условиях конкуренции и, осуждая классо­вую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, все же, говоря словами П. Самуэльсона, симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму и реформам».

Наши рекомендации