Типовые оценочные материалы по теме 1. Введение в курс. Предыстория теоретической экономической мысли. Зарождение классической школы.
Типовые оценочные материалы по теме 1. Введение в курс. Предыстория теоретической экономической мысли. Зарождение классической школы.
Вопросы для устного опроса
1.Проблема эмпирического и теоретического в научном познании. Признаки теоретического этапа в развитии экономической науки.
2.Экономические воззрения Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
3.Экономическая мысль классического средневековья. Взгляды Ф. Аквинского и Ибн - Хальдуна. Протестантство и этика хозяйственной жизни.
4.Меркантилизм и его эволюция. Особенности меркантилизма в России.
5.У. Петти: трактовка богатства, его источника и меры.
6.Заработная плата и прибыль в представлении У. Петти – оценка с современных позиций.
7.Трактовка генезиса буржуазной политической экономии К. Маркса.
8.Вклад физиократов в преодоление предрассудков исторических меркантилизма.
Вопросы теста.
1. Для Ксенофонта самым важным положительным следствием специализации труда рабов было:
- повышение производительности труда и удешевление товаров;
- повышение искусности труда рабов и улучшение потребительских свойств продукции.
2. Из перечисленных функций денег (мера стоимости, средство обмена, средство сбережения) были известны:
- Ксенофонту:
- Платону:
- Аристотелю:
3. Определить, кто автор термина «экономика»:
- Ксенофонт;
- Платон;
- Аристотель.
4. Определить, кто автор термина «хрематистика»:
- Ксенофонт;
- Платон;
- Аристотель.
5. Для Аристотеля регулярный обмен полезными для людей вещами есть доказательство:
- приравнивания этих вещей через сведение к присущему им общему качеству;
- отсутствия эквивалентности обмена для владельцев товаров.
6. Для меркантилистов торговля представлялась:
- эквивалентным для ее сторон явлением;
- неэквивалентным для ее сторон явлением.
7. Укажите известные меркантилистам трактовки природы денег:
- металлистическая;
- номиналистическая;
- количественная;
- товарно-трудовая.
10. Истинный всеобщий знаменатель богатства для В. Петти:
- земля;
- труд и земля;
- деньги (цены);
- труд.
11. Высоту естественных цен товаров для Петти определяют:
- полезность товара;
- соотношение спроса и предложения;
- издержки производства и сбыта товара;
- рабочее время, затраченное на производство товаров.
12. Найти логическую ошибку в определении Петти заработной платы рабочих как цены их труда.
Темы рефератов.
1.Проблема эмпирического и теоретического в научном познании. Признаки теоретического этапа в развитии экономической науки.
2.Экономические воззрения Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
3.Экономическая мысль классического средневековья. Взгляды Ф. Аквинского и Ибн - Хальдуна. Протестантство и этика хозяйственной жизни.
4.Меркантилизм и его эволюция. Особенности меркантилизма в России.
5.У. Петти: трактовка богатства, его источника и меры.
6.Заработная плата и прибыль в представлении У. Петти – оценка с современных позиций.
7.Трактовка генезиса буржуазной политической экономии К. Маркса.
8.Вклад физиократов в преодоление предрассудков исторических меркантилизма.
Типовые оценочные материалы по теме 2. Экономическая система А.Смита и ее развитие Д. Рикардо.
Вопросы для устного опроса
1.Философская и методологическая основы экономической теории А. Смита.
2.Учение А. Смита о разделении труда, обмене и деньгах. Проблема цены и стоимости товара.
3.Трактовка природы доходов основных классов. Капитал и накопление капитала.
4.Проблема общественного воспроизводства. Государство и его экономическая политика.
5.Исторические условия формирования теории Д. Рикардо и особенности метода.
6.Теория стоимости Д. Рикардо. Трактовка природы денег.
7.Учение Рикардо о заработной плате, прибыли и земельной ренте. Трактовка капитала.
8.Внешняя торговля и концепция сравнительных издержек.
Вопросы теста.
1. Для метода исследования А. Смита характерно:
- доминирование логической абстракции;
- доминирование эмпирического подхода;
- эклектическое сочетание вышеназванных подходов;
- историко-описательное повествование.
2. Расположите в порядке определяющей роли для богатства страны согласно Смиту:
- внешняя торговля;
- внутренняя торговля;
- промышленность;
- сельское хозяйство.
3. Какая из функций денег является исходной и определяющей для Смита:
- мера стоимости;
- средство обмена;
- средство сбережения и накопления.
4. Какое из определений стоимости, согласно Смиту, действительно для доклассового общества:
- трудом, затраченным на производство товара;
- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;
- доходами.
5. Какое из определений стоимости, согласно Смиту, действительно для классового общества:
- трудом, затраченным на производство товара;
- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;
- доходами.
6. Какое из определений стоимости товаров Смитом является логически непротиворечивым:
- трудом, затраченным на производство товара;
- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;
- доходами.
7. Для Д. Рикардо был характерен метод:
- эмпирический;
- дедукции;
- исторический;
- восхождения от абстрактного к конкретному.
8. Из какого определения стоимости исходит Рикардо:
- трудом, затраченным на производство товара;
- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;
- доходами;
- издержками.
9. Какая из экономических категорий для Рикардо является первичной:
- стоимость;
- доходы;
- этот вопрос для Рикардо не принципиален.
10. Что произойдет, согласно Рикардо, с величиной стоимости произведенных рабочими товаров, если при этом возросла их заработная плата:
- возрастет;
- уменьшится;
- не изменится.
11. Удалось ли Рикардо объяснить прибыль с позиций закона трудовой стоимости:
- удалось;
- не удалось.
Темы рефератов.
1.Философская и методологическая основы экономической теории А. Смита.
2.Учение А. Смита о разделении труда, обмене и деньгах. Проблема цены и стоимости товара.
3.Трактовка природы доходов основных классов. Капитал и накопление капитала.
4.Проблема общественного воспроизводства. Государство и его экономическая политика.
5.Исторические условия формирования теории Д. Рикардо и особенности метода.
6.Теория стоимости Д. Рикардо. Трактовка природы денег.
7.Учение Рикардо о заработной плате, прибыли и земельной ренте. Трактовка капитала.
8.Внешняя торговля и концепция сравнительных издержек.
Вопросы для устного опроса
1.Сущность процесса разложения буржуазной классической политической экономии, его причины и направления.
2.Теоретические новации Т. Мальтуса, Ж. Б. Сэя, Н. Н. Сениора и Ф. Бастиа.
3.Политическая экономия Ж. Сисмонди.
4.Политэкономические воззрения социалистов – рикардианцев.
5.Дж. Ст. Милль: попытка примирить непримиримое.
Вопросы теста.
1. Проверить на предмет непротиворечивости соотношение положения Кэнэ о «бесплодности» труда в промышленности и факта эквивалентности обмена (в его «Экономических таблицах») между сельским хозяйством и промышленностью.
2. Для Т.Мальтуса методологически в трактовке закона народонаселения характерен:
- внеисторический подход;
- конкретно-исторический подход;
- теологический подход.
3. В объяснении цены (стоимости) товаров Мальтус склонялся к:
- полезности товара;
- издержкам производства;
- взаимодействию спроса и предложения;
- затратам труда (рабочего времени).
4. В объяснении цены (стоимости) товаров Ж.Б. Сэй склонялся к:
- полезности товара;
- издержкам производства;
- взаимодействию спроса и предложения;
- затратам труда (рабочего времени).
5. «Закон рынков» Сэя предполагает;
- неизбежность общих кризисов сбыта;
- невозможность общих кризисов сбыта;
- не имеет отношения к проблеме общих кризисов.
6. В объяснении цены (стоимости) товаров Ж. Сисмонди склонялся к:
- полезности товара;
- издержкам производства;
- взаимодействию спроса и предложения;
- затратам труда (рабочего времени).
7. Кто из нижеприведенных экономистов является автором гипотезы, объясняющей происхождение факториальных доходов, «воздержанием» их собственников:
- Д. Рикардо;
- Т. Мальтус;
- Ж.Б. Сэй;
- Ж.С. Сисмонди;
- Н. Сениор.
Темы рефератов.
1.Сущность процесса разложения буржуазной классической политической экономии, его причины и направления.
2.Теоретические новации Т. Мальтуса, Ж. Б. Сэя, Н. Н. Сениора и Ф. Бастиа.
3.Политическая экономия Ж. Сисмонди.
4.Политэкономические воззрения социалистов – рикардианцев.
5.Дж. Ст. Милль: попытка примирить непримиримое.
Вопросы для устного опроса
1.Интеллектуальная эволюция К. Маркса. Предмет и метод политической экономии в толковании Маркса. Общая характеристика "Капитала".
2.Развитие трудовой теории стоимости и денег. Открытие двойственного характера труда товаропроизводителей и его методологическое значение.
3.Товар рабочая сила и производство прибавочной стоимости. Закон прибавочной стоимости и формы его реализации. Проблема исторического предела существования капитала. Феномен заработной платы.
4.Накопление капитала и его социально-экономические последствия.
5.Исследование обращения индивидуального промышленного капитала. Основной и оборотный капитал. Скорость оборота и годовая масса прибавочной стоимости.
6.Проблема воспроизводства общественного капитала и экономического цикла в теории Маркса.
7.Издержки капитала и превращение прибавочной стоимости в прибыль. Конкуренция и образование средней нормы прибыли. Средняя прибыль и цена производства.
8.Торговый и ссудный капитал в трактовке Маркса. Процент и предпринимательский доход. Фиктивный капитал.
9.Дифференциальная и абсолютная земельная ренты. Цена земли.
Вопросы теста.
1. Кого из ниженазванных экономистов К. Маркс относил к классической политэкономии:
- В. Петти;
- Ф. Кэнэ;
- А. Смит;
- Т. Мальтус;
- Ж.Б. Сэй;
- Д. Рикардо;
- Ж. Сисмонди.
2. Кого из ниженазванных экономистов К. Маркс относил к вульгарной политэкономии:
- В. Петти;
- Ф. Кэнэ;
- А. Смит;
- Т. Мальтус;
- Ж.Б. Сэй;
- Д. Рикардо;
- Ж. Сисмонди.
3. Маркс рассматривал капитализм («рыночную экономику») как:
- вне историческая система, соответствующая естественной эгоистической природе индивида;
- исторически сложившуюся систему, несущую своим развитием собственное отрицание;
- систему, определяемую национальными, религиозными и этическими особенностями населения Европы.
4. Марксу принадлежит:
- объяснение стоимости через затраты труда;
- обоснование двойственности труда товаропроизводителя, рационально объясняющую двойственность товара как потребительной и меновой стоимости;
- доказательство эксплуатации рабочих капиталистами.
5. Маркс обосновал, что объектом купли продажи между капиталистом и рабочим является:
- труд;
- свободное время рабочих;
- право потребления профессиональных способностей рабочих (рабочая сила).
6. С точки зрения Маркса, производительный капитал в рамках своего обращения распадается на:
- постоянную и переменную части;
- основной и оборотный капитал.
7. Для Маркса прибыль:
- естественное вознаграждение за предпринимательскую деятельность;
- прибавочная стоимость, созданная рабочими сверх стоимости их рабочей силы и присвоенная капиталистом-предпринимателем;
- реализованная прибавочная стоимость, воспринимаемая благодаря обращению капитала исключительно как результат его применения предпринимателем.
8. В общих кризисах сбыта («перепроизводства») Маркс видел:
- результат действия внешних и случайных для рынка сил;
- результат стремления капиталистов увеличить производство и снизить заработную плату;
- форму восстановления нарушаемой пропорциональности в развитии подразделений и отраслей общественного производства, дающую возможность для последующего экономического «восхождения» и кризиса.
Темы рефератов.
1.Интеллектуальная эволюция К. Маркса. Предмет и метод политической экономии в толковании Маркса. Общая характеристика "Капитала".
2.Развитие трудовой теории стоимости и денег. Открытие двойственного характера труда товаропроизводителей и его методологическое значение.
3.Товар рабочая сила и производство прибавочной стоимости. Закон прибавочной стоимости и формы его реализации. Проблема исторического предела существования капитала. Феномен заработной платы.
4.Накопление капитала и его социально-экономические последствия.
5.Исследование обращения индивидуального промышленного капитала. Основной и оборотный капитал. Скорость оборота и годовая масса прибавочной стоимости.
6.Проблема воспроизводства общественного капитала и экономического цикла в теории Маркса.
7.Издержки капитала и превращение прибавочной стоимости в прибыль. Конкуренция и образование средней нормы прибыли. Средняя прибыль и цена производства.
8.Торговый и ссудный капитал в трактовке Маркса. Процент и предпринимательский доход. Фиктивный капитал.
9.Дифференциальная и абсолютная земельная ренты. Цена земли.
Типовые оценочные материалы по теме 5. Маржинальная “революция” в политической экономии. Основные школы в маржинализме. Направления развития неоклассической школы в первой трети XX века. Эволюция экономических взглядов социал-демократов в конце XIX – начале XX веков.
Вопросы для устного опроса
1.Сущность, причины и предпосылки "маржинальной революции" в политической экономии. Предшественники маржинализма. Особенности методологии маржинализма.
2.Особенности методологии Австрийской школы. Политэкономические представления К.Менгера.
3.Вклад Е. Бем-Баверка и Ф. Визера в развитие методологии и теории Австрийской школы.
4.Методологическое и теоретическое значение работ Л. Вальраса и В Парето.
5.Общая характеристика неоклассического направления в маржинализме.
6.Кембриджская школа и ее представители. Вклад А. Маршалла в формирование неоклассического направления в маржинализме.
7.Методологические и теоретические новации Д. Б. Кларка. Значение теории специфической производительности факторов производства.
8.Социально-экономические причины "ревизии" концептуальных положений "Капитала" К. Маркса. Экономические взгляды Э. Бернштейна.
9.Значение работы Р. Гильфердинга "Финансовый капитал". Дальнейшая эволюция экономических взглядов Р. Гильфердинга.
10.Социал-демократические трактовки империализма. Концепция " государственно-монополистического капитализма".
11.Формирование ординалистской концепции полезности. Теория потребительского поведения Дж.Хикса.
12.Новации в трактовке капитала, процента и прибыли. Роль И.Фишера, Ф.Найта и Дж.Хикса.
13.Развитие количественной теории денег. Механическая и психологическая версия.
14.Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Д.Робинсон.
15.Теория производственной функции. Линейная и агрегатная производственная функции.
16.Теория благосостояния А.Пигу.
Вопросы теста.
1. Маржинальную революцию в политэкономии свершили работы:
- Д.С. Милля;
- У.С. Джевонса;
- К. Маркса;
- К. Менгера;
- Л. Вальраса.
2. В теории ценообразования маржиналисты австрийской школы исходили из понятия:
- трудовой стоимости;
- издержек производства в объективном смысле;
- полезности в объективном смысле;
- субъективной полезности.
3. Получила ли в рамках маржинализма субъективная полезность благ рациональное определение:
- не получила;
- получила.
4. Для австрийской школы в методологическом плане характерны:
- Логический метод, на основе каузального принципа исследования;
- Логический метод на основе функционального принципа исследования;
- историко-описательный метод.
5. Для лозаннской школы предметом исследований являлись:
- представления человека о ценности благ и ее максимизации:
- взаимодействие спроса и предложения на отраслевых рынках;
- механизм формирования равновесного состояния экономики в целом (общего равновесия).
6. Центральной проблемой для Маршалла является:
- законы формирования доходов классов современного общества;
- мотивы хозяйственного поведения изолированного индивида;
- взаимодействие спроса и предложения на отраслевом рынке.
7. Ценовая эластичность спроса это:
- открытие Маршалла;
- творческая интерпретация открытия А. Курно;
- творческая интерпретация открытия Г. Госсена.
8. Условие равновесного положения фирмы в коротком периоде (МR=МС):
- открытие Маршалла;
- творческая интерпретация открытия А. Курно;
- творческая интерпретация открытия Г. Госсена.
9. Основной научной заслугой Маршалла считается:
- защита трудовой теории стоимости и цены;
- введение дифференциального исчисления как метода исследования экономических процессов;
- создание компромиссного для маржиналистов варианта теории цены товаров, как цены по предельной полезности для покупателя и цены по предельным издержкам для продавца.
10. К научным заслугам Д.Б. Кларка относят:
- создание теории предельной полезности;
- разграничение статичного и динамического состояний экономики;
- попытку создания маржинальной теории доходов.
11. Имеет ли в определении Д.Б. Кларком специфического продукта труда или капитала ситуация прочного логического круга:
- да;
- нет
12. Справедливо ли утверждение Э. Бернштейна, что трудовое определение стоимости товаров у Маркса не имеет эмпирического обоснования:
- да;
- нет.
13. Теория финансового капитала Р. Гильфердинга представляет собой:
- обобщение новых явлений в сфере форм капиталистической собственности, фиктивного капитала и кредита как продолжения тенденций, открытых К. Марксом;
- обобщение новых явлений в сфере форм капиталистической собственности, фиктивного капитала и кредита как отрицание тенденций, открытых К. Марксом;
- не имеет никакого отношение к экономической теории К. Маркса.
14. Определение финансового капитала как капитала крупнейших банков, контролирующих промышленный капитал принадлежит:
- Р. Люсембург;
- К. Каутскому;
- Р. Гильфердингу;
- В.И. Ленину.
15. Определение финансового капитала как сосредоточения в одних руках (сращивание) монополистического промышленного и монополистического банковского капитала принадлежит:
- Р. Люсембург;
- К. Каутскому;
- Р. Гильфердингу;
- В.И. Ленину.
16. Концепция государственно-монополистического капитализма как сращивания капиталистических монополий и государственного аппарата принадлежит:
- Р. Люсембург;
- К. Каутскому;
- Р. Гильфердингу;
- В.И. Ленину.
17. Сторонниками ординалистской концепции полезности являлись:
- К. Менгер;
- В. Парето
- А. Маршалл;
- Д.Б. Кларк;
- Д. Хикс.
18. Для неоклассического направления характерно рассмотрение природы денег с позиций:
- товарно-трудовой концепции;
- металлистической концепции;
- номиналистической концепции;
- количественной теории.
19. Идея разграничения понятий «капитала – запаса» и «капитала – потока» принадлежит:
- И. Фишеру;
- В. Парето;
- Ф. Найту;
- Д. Хиксу;
- Э. Чемберлину;
- А. Пигу;
- Д. Робинсон.
20. Создатель теории монополистической конкуренции:
- И. Фишер;
- В. Парето;
- Ф. Найт;
- Д. Хикс;
- Э. Чемберлин;
- А. Пигу;
- Д. Робинсон.
21. Создатель теории несовершенной конкуренции:
- И. Фишер;
- Ф. Найт;
- Д. Хикс;
- Э. Чемберлин;
- Д. Робинсон.
22. Создателями теории благосостояния являлись:
- В. Парето;
- Ф. Найт;
- Д. Хикс;
- А. Пигу.
- Д. Робинсон.
Темы рефератов.
1.Сущность, причины и предпосылки "маржинальной революции" в политической экономии. Предшественники маржинализма. Особенности методологии маржинализма.
2.Особенности методологии Австрийской школы. Политэкономические представления К.Менгера.
3.Вклад Е. Бем-Баверка и Ф. Визера в развитие методологии и теории Австрийской школы.
4.Методологическое и теоретическое значение работ Л. Вальраса и В Парето.
5.Общая характеристика неоклассического направления в маржинализме.
6.Кембриджская школа и ее представители. Вклад А. Маршалла в формирование неоклассического направления в маржинализме.
7.Методологические и теоретические новации Д. Б. Кларка. Значение теории специфической производительности факторов производства.
8.Социально-экономические причины "ревизии" концептуальных положений "Капитала" К. Маркса. Экономические взгляды Э. Бернштейна.
9.Значение работы Р. Гильфердинга "Финансовый капитал". Дальнейшая эволюция экономических взглядов Р. Гильфердинга.
10.Социал-демократические трактовки империализма. Концепция " государственно-монополистического капитализма".
11.Формирование ординалистской концепции полезности. Теория потребительского поведения Дж.Хикса.
12.Новации в трактовке капитала, процента и прибыли. Роль И.Фишера, Ф.Найта и Дж.Хикса.
13.Развитие количественной теории денег. Механическая и психологическая версия.
14.Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Д.Робинсон.
15.Теория производственной функции. Линейная и агрегатная производственная функции.
16.Теория благосостояния А.Пигу.
Типовые оценочные материалы по теме 6. Возникновение макроэкономического направления в маржинализме. Теоретическое наследие К.Викселля и Д.М.Кейнса. Эволюция кейнсианства и новый неоклассический синтез.
Вопросы для устного опроса
1.Проблема макроэкономического равновесия в традиционном маржинализме.
2.Теоретическое наследие К. Викселя.
3.Особенности метода, реализованного Д.М. Кейнсом в "Общей теории занятости, процента и денег". Теория эффективного спроса. Антикризисная функция государства.
4.Модель экономического роста Р. Харрода.
5.Модель экономического цикла Э. Хансена.
6.П.Самуэльсон и идея нового неоклассического синтеза
Вопросы теста.
1. Какое историческое событие поколебало веру в справедливость «закона рынков» Сэя:
- первая мировая война;
- социалистическая революция в России;
- «Великая депрессия» 1929-1933 гг.;
- вторая мировая война.
2. К. Викселль рассматривал макроэкономическое состояние как следствие:
- состояния «реального сектора» экономики;
- состояния кредитно-финансового сектора;
- соотносительного изменения доходности в реальном и финансовом секторах экономики.
3. Для метода Д.М. Кейнса характерен:
- каузальный подход;
- функциональный подход.
4. Теория Кейнса усматривает причины депрессии и вынужденной безработицы:
- в стихийности рыночной экономики,
- в элементах огосударствления экономики;
- в недостаточных инвестиционных расходах предпринимателей;
- в психологических законах отношения людей к изменению потребляемой и сберегаемой частей своего дохода по мере его увеличения и высокой оценке ликвидной формы сбережений.
5. Для кейнсианства характерно:
- признание необходимости участия государства в регулировании величины совокупного спроса с целью обеспечения макроэкономической стабилизации;
- отрицание необходимости участия государства в регулировании величины совокупного спроса с целью обеспечения макроэкономической стабилизации;
- обоснование участия государства в создании «общественных товаров»;
- обоснование ключевой роли государства в обеспечении справедливого распределения доходов и богатства.
6. Кейнсианские динамические модели экономического роста разрабатывали:
- Д. Хикс;
- Е. Домар;
- Р. Харрод;
- Э. Хансен;
- Р. Солоу;
- П. Самуэльсон.
7. Второй неоклассический синтез П. Самуэльсона это соединение:
- трудовой теории стоимости и теории предельной полезности;
- в объяснении цены концепций предельной полезности и предельных издержек;
- кейнсианской макроэкономической теории с маршаллианской микроэкономической теорией;
- неоклассической и институциональной теорий.
8. Макроэкономическая ситуация, предопределившая кризис кейнсианства и выдвижение на первый план концепций, исходящих из справедливости «закона рынков» Сэя:
- «Великая депрессия»;
- послевоенный общемировой экономический подъем 40-х – 50-хг. ХХ в.;
- стагфляция второй половины 70-х г.;
- экономических подъем 80-х г.
Темы рефератов.
1.Проблема макроэкономического равновесия в традиционном маржинализме.
2.Теоретическое наследие К. Викселя.
3.Особенности метода, реализованного Д.М. Кейнсом в "Общей теории занятости, процента и денег". Теория эффективного спроса. Антикризисная функция государства.
4.Модель экономического роста Р. Харрода.
5.Модель экономического цикла Э. Хансена.
6.П.Самуэльсон и идея нового неоклассического синтеза
Вопросы для устного опроса
1.Социально-экономические предпосылки "консервативного сдвига" в "экономикс".
2.Ф. Хаек и его критика этатизации экономики.
3.Модель "вертикальной кривой Филлипса" М. Фридмана.
4.Монетарная теория М. Фридмана.
5. «Новая классическая школа» и концепция "рациональных ожиданий" Р. Лукаса.
6.Современная школа предложения.
Вопросы теста.
1. Экономист, подвергший сомнению наличие обратной зависимости между уровнями инфляции и безработицы в долгосрочном периоде:
- Р. Баро;
- Р. Лукас;
- А. Лаффер;
- М. Фридман;
- Т. Сарджент;
- Э. Прескотт.
2. Экономист, сформулировавший характер зависимости между изменением ставок налогообложения доходов и размерами налоговых поступлений в бюджет:
- Р. Баро;
- Р. Лукас;
- А. Лаффер;
- М. Фридман;
- Т. Сарджент;
3. Экономист, сформулировавший эффект отрицательного воздействия государственных заимствований на объемы частных инвестиций и экономический рост (эффект вытеснения):
- Р. Баро;
- Р. Лукас;
- А. Лаффер;
- М. Фридман;
- Т. Сарджент;
4. Экономист, рекомендовавший универсальный «рецепт» лечения макроэкономической нестабильности – наращивание денежной массы в пропорции естественного темпа роста экономики:
- Р. Баро;
- Р. Лукас;
- А. Лаффер;
- М. Фридман;
- Т. Сарджент;
5. Лидер «новой классической школы»:
- Р. Баро;
- Р. Лукас;
- А. Лаффер;
- М. Фридман;
- Т. Сарджент.
Темы рефератов.
1.Социально-экономические предпосылки "консервативного сдвига" в "экономикс".
2.Ф. Хаек и его критика этатизации экономики.
3.Модель "вертикальной кривой Филлипса" М. Фридмана.
4.Монетарная теория М. Фридмана.
5. «Новая классическая школа» и концепция "рациональных ожиданий" Р. Лукаса.
6.Современная школа предложения.
Вопросы для устного опроса
1.Ранний американский институционализм.
2.Институциональные концепции Д.К.Гэлбрейта и Р. Коуза.
3.Экономические воззрения М.Фридмена.
4.Концепция "рациональных ожиданий" Р. Лукаса. Современная концепция предложения.
5.Историческая школа в Германии. В.Ойкен и его учение об “идеальных типах хозяйства”.
6.Й. Шумпетер и его место в истории экономической мысли ХХ-го века.
Вопросы теста.
1. Экономист, заложивший основы технократического направления в институционализме:
- Т. Веблен;
- Д. Коммонс;
- У. Митчелл;
- Д.К. Гэлбрэйт;
- Р. Коуз.
2. Экономист, заложивший основы социально-правового направления в институционализме:
- Т. Веблен;
- Д. Коммонс;
- У. Митчелл;
- Д.К. Гэлбрэйт;
- Р. Коуз.
3. Экономист, заложивший основы эмпирического направления в институционализме:
- Т. Веблен;
- Д. Коммонс;
- У. Митчелл;
- Д.К. Гэлбрэйт;
- Р. Коуз.
4. Экономист, создатель институциональной концепции зрелой корпорации и критик второго неоклассического синтеза:
- Т. Веблен;
- Д. Коммонс;
- У. Митчелл;
- Д.К. Гэлбрэйт;
- Р. Коуз.
5. Укажите основные направления научных исследований Й. Шумпетера:
- теория субъективной полезности и потребительского поведения;
- экономическая динамика, циклы и роль предпринимательства;
- инфляция как форма макроэкономической нестабильности;
- теория истории экономического анализа;
- проблемы трансформации капитализма в социализм.
6. Укажите функцию государства, необходимость которой обосновал В. Ойкен:
- установление «правового поля» хозяйственной деятельности;
- содействие удовлетворения потребностей граждан в «общественных товарах»;
- недопущения макроэкономической нестабильности;
- содействие своевременной структурной перестройке экономики как формы приспособления к НТП и изменению международного разделения труда;
- защита и поощрение конкуренции на отраслевых рынках.
Темы рефератов.
1.Ранний американский институционализм.
2.Институциональные концепции Д.К.Гэлбрейта и Р. Коуза.
3.Экономические воззрения М.Фридмена.
4.Концепция "рациональных ожиданий" Р. Лукаса. Современная концепция предложения.
5.Историческая школа в Германии. В.Ойкен и его учение об “идеальных типах хозяйства”.
6.Й. Шумпетер и его место в истории экономической мысли ХХ-го века.
Вопросы для устного опроса
1.Этико-социальное направление российской экономической мысли.
2.Формирование доктрины планового хозяйства.
3.Организационно-производственная школа А.В.Чаянова.
4.Экономические взгляды А.Д.Кондратьева.
5.Реформа хозяйственного централизованного механизма второй половины ХХ века.
Подготовка к деловой игре «Реформирование российской экономики».
Темы рефератов.
1.Этико-социальное направление российской экономической мысли.
2.Формирование доктрины планового хозяйства.
3.Организационно-производственная школа А.В.Чаянова.
4.Экономические взгляды А.Д.Кондратьева.
5.Реформа хозяйственного централизованного механизма второй половины ХХ века.
Г. внешней торговле
5. Первым автором теории воспроизводства и первым кто подразделял капитал на основной и оборотный, а труд - на производительный и непроизводительный, является:
A. Ф. Кенэ
Б. У. Петти
В. А. Смит
Г. А. Тюрго
6. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена:
A. суммой доходов
Б. затратами труда и капитала
В. полезностью
Г. спросом и предложением
7. При определении стоимости Д. Рикардо придерживается:
A. трудовой теории
Б. теории полезности
В. доходов, как конституирующих ее частей
Г. концепции «спроса-предложения»
8. Основным постулатом ("законом рынков") Ж. Б.Сэя является:
A. предложение создает соответствующий ему спрос
Б. спрос создает соответствующий ему уровень предложения
В. деньги - важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса
Г. цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки, подвижны
9. По мысли Т. Мальтуса, "третьи лица" в воспроизводственном процессе - это:
A. непроизводительная часть общества, своим потреблением предотвращающая общее перепроизводство
Б. производительная часть общества
В. непроизводительная часть общества
Г. непроизводительная часть общества, своим потреблением сокращающая объемы производства и занятости
10. Представителей классической политической экономии, характеризовавший категорию "капитал" как средство эксплуатации особого товара (рабочей силы):
A. К. Маркс
Б. А. Смит
В. Д. Рикардо
Г. Ф. Кенэ
11. Какими из перечисленных вариантов положений руководствуется К Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается:
A. потреблением рабочей силы сверх времени, необходимого для создания эквивалента ее стоимости
Б. неоплаченным трудом производительных рабочих
В. деятельностью предпринимателя
Г. оборотом капитала
12. Причиной минимизации заработной платы рабочих С.Сисмонди считает:
A. вытеснение труда рабочих машинами и механизмами
Б. занижение цены труда предпринимателями
В. избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости
Г. наличием у рабочих «подсобного хозяйства»
13. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базируется на исследовании:
A. предельных экономических величин
Б суммарных экономических величин
В. средних экономических величин
Г. удельных экономических величин
14. Авторы первого этапа "маржинальной революции" определяют стоимость (ценность) на основе:
A. предельной полезности
Б. трудовой теории
В. теории издержек
Г. выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками
15. Стоимость (цена) товара А. Маршаллом характеризуется на основе:
A. выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками
Б. теории издержек
В. теории предельной полезности
Г. конституированной стоимости
16. Автором учения о статике и динамике и теории предельной («специфической») производительности является:
A. Дж. Б. Кларк
Б. А. Маршалл
В. В. Парето
Г. Л. Вальрас
17. Согласно К. Менгеру, стоимость (ценность) определяется:
A. количеством труда, затраченного на производство товара
Б. соотношением спроса и предложения на производный товар
В. наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса
Г. издержками производства
18. Движение в сторону оптимума благосостояния общества по Парето возможно:
A. при условии снижения общих издержек производства
Б. когда задействованы все имеющиеся у общества ресурсы
В. при таком распределении, которое бы увеличивало благосостояние хотя бы одного человека, не нанося ущерб никакому другому
Г. при повышении общего уровня эффективности производства
19. Избыток мощностей в условиях монополистической конкуренции по Э.Чемберлину обусловлен формированием цен на уровне:
A. ниже общих издержек производства
Б. общих издержек производства и нормальной прибыли
В. выше общих издержек производства
Г. общих издержек производства
20. Согласно Дж.Робинсон, в условиях несовершенной конкуренции размеры (мощности) фирм:
A. превышают оптимальный уровень
Б. оптимальны
В. находятся в зависимости от конъюнктуры рынка
Г. не достигают оптимального уровня
21. Главное противоречие в обществе институцианалисты видят в противоречии между:
A. трудом и капиталом
Б. властью и бизнесом
В. индустрией и бизнесом
Г. технократ