Основными видами/формами деятельности, которые обеспечивают существование человека и формирование его как личности являются: труд, обучение и игра.
Труд― фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов/вещей, необходимых ему для удовлетворения его потребностей. Труд является решающей силой формирования самого человека, возникновения у него таких свойств, как сознание, речь, делающих его способным к общению. Являясьцелесообразной деятельностью, в процессе которой человек воздействует на природу с помощью средств труда, труд с самого начала выступает как деятельность совместная, предполагающая определенные формы социальной организации, благодаря которым достигается необходимая согласованность индивидуальных и групповых действий, направленных на достижение целей труда. Степень технической оснащенноститруда, его производительности, организованности, целесообразности ― важные характеристики уровня развития народа, человеческой общности, а формирование трудовых навыков, привычек, трудолюбия имеет существенное значение для развития личности. Социальный характер труда, ступени его исторического развития зависят ото особенностей производственных отношений, которые устанавливаются между людьми в процессе труда и которые служат основанием всей системы социальных отношений в обществе, влияя на распределение не только продуктов, но и видов труда между его членами ― разделение труда. Разделение труда― дифференциация видов трудовой деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития. Совместная деятельность людей порождает распределение и закрепление занятий (разделение труда) между участниками трудового процесса. Разделение труда структурирует трудовой процесс, обусловливает взаимосвязь его частей в форме обмена результатами деятельности. Исторически разделение труда является одной из основных движущих сил общественного развития, стимулом и выражением как социальной дифференциации, так и социальной интеграции. Разделение труда выступает в двух основных формах: а) общественное разделение труда ― разделение труда внутри общества; б) разделение труда внутри отдельного производственного предприятия (учреждения, организации). Общественное разделение труда, обусловленное принципиальными различиями в предметах труда, образует сферы трудовой деятельности: умственный и физический труд, промышленность, сельское хозяйство, науку, культуру, обслуживание и др. в зависимости от месторасположения предметов труда складывается территориальное, в том числе международное, разделение труда. Общественное разделение труда расширяется по мере: а) освоения природы, б) развития производительных сил, в) возникновения в обществе новых потребностей. Внутри предприятия (учреждения, организации) разделение труда определяется разложением технологического процесса на его составные элементы, в сооотвествии с которыми происходит технологическая специализация, обособление функциональных особенностей трудовой деятельности. Прогресс средств производства ― комплексная автоматизация, гибкие производственные системы, унификация оборудования и др. ― обусловливают интеграцию производственных процессов, сокращение количества обособленных профессий внутри предприятия (учреждения, организации). Умственный и физический труд― две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности; социальная форма разделения труда в зависимости от способа воздействия на предмет труда. Умственный труд― аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация(текст, расчет, чертеж, сообщение, распоряжение и др.). Физический труд― вид трудовой деятельности, связанный с приложением мускульных усилий человека и направленный на изменение материально-вещественной среды. Любой вид деятельности сочетает элементы умственного и физического труда: в умственном труде физические функции выступают средством получения, оформления информации, а при физическом труде умственные функции направлены на выбор, планирование, контролирование соответствующего физического усилия. Сказанное позволяет сделать следующие выводы: ― особенностью труда как целесообразной человеческой деятельности является то, что он всегда направлен на достижение практически полезного результата ― что труд: а)осуществляется под влиянием необходимости; б)являетсяпервым и основным условием человеческого существования; в)преобразует и совершенствует самого человека; г)формирует личность. |
Обучение― специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс субъект-субъектного взаимодействия педагогов и обучающихся (воспитанников), направленный на освоение знаний, умений и навыков, развития психических процессов и способностей.
Результат обучения:
а) образованность, главный критерий которой ― системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений;
б) формирование научно-методической основы для адаптации социальной, связанной спроцессами изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни и предполагающей бесконечное, непрерывное овладение новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиям жизни.
Учебная деятельность включает в себя:
― восприятие и осмысление учебного и дополнительного материала;
― сознательную творческую переработку получаемой информации с целью формирования сверхтекста;
― ясное выражение (проговаривание) полученных знаний;
― применение теоретических знаний в системе образовательных учреждений и при решении жизненных задач.
***
Игра― форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либов виде состязания, либов виде представления (исполнения, презентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.
NB!Строго говоря, игра является имитацией деятельности, а не самой деятельностью, которую она в определенной (игровой) форме воспроизводит (так называемые имитационные игры), причем также в форме некоторой деятельности, но игровой. Так, детские игры имитируют занятия взрослых (домашнюю работу, уход за детьми, конструирование и т.п.), военные игры ― боевые операции, спортивные игры ― реальный физический или умственный труд, азартные игры воспроизводят борьбу, закономерности и случайности в жизни человека, удачу и судьбу и т.д. Цели таких игр ― упражнение, тренировка, эмоциональное напряжение, наслаждение, отдых с полезным эффектом деятельности (которая имитируется игрой), эти цели имеют лишь то общее, что они готовят его получение. Помимо того, игровая деятельность, как и любая другая,подчинена правилам, часто очень строгим, включающим ограничение игрового пространства (игровое поле, спортивная площадка, шахматная доска, район маневров и т.п.) и времени игры. Как следствие, структура игры, в которой сосредоточен сам смысл игры, включает в себя: а) наличие двух или нескольких состязающихся сторон; б) чередование успехов и неудач, выигрышей и проигрышей; в) погоню за выигрышами и выгодами; г)отбор сильных и слабых; д)чемпионат (состязание равных, решивших держаться до конца);е)нарушение равновесия втор-же-ниемвероятности и случайностей;ж)разрушение соответствия между затратами труда и результатами; з)увлечение и азарт в расчете на выигрыш; и)или, что то же самое,бессмысленность (иррациональность) процесса, основанного на вере в удачу; к)динамизм, импровизацию, риск; л)культуру блефа, обманных маневров, возможность скрывать подлинные намерения и вводить противника в заблуждение; м)профессиональный характер многих видов игровой деятельности, превращающий ее в определенный и нередко весьма сложный труд. |
Детализируя представленное определение игры, основанное на дихотомии «состязание ― представление», французский ученый Р. Кайюа выделяет четыре типа игры: а) игра головокружения; б) игра подражания; в) игра состязания; г) игра случая. Данная типология может быть трансформирована с помощью последовательного ответа на главный вопрос: «Кто играет?» Тогда соответствующие четыре рода игры символизируют их субъекты: в первом случае это ― «скоморох Божий», во втором ― актер и роль; в третьем ― соперники состязания, в четвертом ― азартный игрок.
Наиболее сложной является игра головокружения, не локализованная сценой, стадионом или кругом рулетки. В ней человек устремлен к преодолению собственной ограниченности и скованности, к динамическому выявлению возможной полноты экзистенции, то есть способа бытия человеческой личности. Подобно музыкальному исполнению партитуры, такая игра есть «исполнение человека, исполняемого бытием». Здесь нет «другого» как замкнутого в себе соперника, и потому к игре не приложима субъективная матрица. Стороны взаимодействия как бы погружаются внутрь самого человека. Между ними нет в буквальном смысле ни соперничества, ни подражания; есть «дрожь» ― в трепете человек выходит из эмпирического равенства самому себе, ощущает духовную амплитуду своего существования. В нем пробуждается и подает голос «человек возможный» ― та бытийная «ипостась», которая в принципе не может быть отделена от человека и передана дублеру наподобие маски. «Человек возможный» (за-данный) не является «ролью», в которую можно «войти». Он не налагается на индивида извне, как личина, но высветляет в нем сокровенный слой бытия, знаменует собой открытость. В «человеке возможном» парадоксально сопрягаются, с одной стороны, предельная открытость, жертвенная незащищенность и незастрахованность какими-либо конвенционными условиями и рамками, а с другой стороны, способность высвобождения из-под гнета обычных форм принуждения: идеологического, экономического, социального.
Противоположностью игры является не серьезность, а насилие. Оно прорывает не просто мир игры, искажая его до неузнаваемости, но и ― что гораздо важнее ― сферу обычной действительности, насаждая свой антимир. Насилие деморализует все вокруг себя.
Мир аутентичной игры исключает любые моменты насилия. В эмпирической действительности, где все обусловлено объективными обстоятельствами, игра является как бы упреждением преображения мира.
Из сказанного вытекает, что:
― особенностью игры является направленность ее на сам процесс (а не на результат!), а также двуплановость игры: реальные действия осуществляются при соблюдении определенных правил, имеющих обязательный (хотя и условный) характер («при нарушений ее правил игра сразу же заканчивается» ― в правомерности этого многовекового атрибута игры, как нам представляется, убеждались и вы, поколение начала XXI века…); в) воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности; г) развивает личность (конкретнее ― интеллект, эмоции, нравственность человека).
Основные понятия
Виды деятельности | Обучение |
Влечения | Общественное разделение труда |
Высшая нервная деятельность | Особенности игры |
Главный критерий образованности | Разделение труда |
Действие | Труд |
Деятельность | Убеждения |
Игра | Умственный труд |
Интерес | Физический труд |
Интересы социальные | Цель |
Мотив | Элементы учебной деятельности |