Ценовая дискриминация второго вида

Ценовая дискриминация второго вида представляет собой случай нелинейного ценообразования. Она означает, что цена на единицу товара не постоянна, а зависит от того, сколько товара вы покупаете. Данную форму ценовой дискриминации часто используют предприятия коммунальных услуг; например, цена единицы электроэнергии часто зависит от того, сколько ее покупается (рис. 3а). В торговле крупным покупателям, как правило, предоставляются оптовые скидки(рис. 3б).

Ценовая дискриминация второго вида - student2.ru

Рис. 5.14. Ценовая дискриминация второго вида

Пример. Крупная оптовая база, являясь монополистом на рынке города, осуществляет ценовую дискриминацию второй степени так, что весь объем подлежащей реализации продукции делит на четыре равные части в зависимости от цены реализации (рис 5.14б). Какова будет прибыль фирмы, если функция спроса выражена уравнением: Qd=200-р, а издержки производства АС=МС=40?

Решение. Так как фирма осуществляет ценовую дискриминацию, то объем реализуемой продукции будет соответствовать объему выпуска для совершенной конкуренции: Р=МС. Обратная функция спроса Р=200-Q, тогда Р=200-Q=40. Отсюда Q=160, а т.к. весь объем подлежащей реализации продукции фирма делит на четыре равные части, то объем каждой партии равен 40. Найдем цену спроса для каждой партии продукта, определяя цену на последнюю единицу соответствующей партии: Р1= 200-40=160; Р2=200-80=120; Р3=200-120=800; Р4= 200-160=40. Прибыль фирмы тогда составит: П=9600.

Модель «самоотбора»

Агентства по продаже железнодорожных или авиабилетов знают, что деловые люди, отправляющиеся в командировки, готовы заплатить за билеты больше, чем граждане, путешествующие по личным делам. Но как их отличить? Покупатель, с высокой готовностью платить, может выдавать себя за менее платежеспособного. Решение данной проблемы заключается в том, что покупателям предлагаются разные сочетания цены и количества, ориентированные на различных покупателей, побуждая их как бы к самоотбору.

Пусть фирма-монополист хочетпродать Q1 товара покупателю 1 по цене А и Q2 товара покупателю 2 по цене В), но для этого она должна знатькривые спроса своих потребителей

 
  Ценовая дискриминация второго вида - student2.ru

Количество Q1 фирма-монополист хотела бы предложить по цене А (равной потребительскому излишку 1 потребителя)и количество Q2 – по цене А+В+С (равной потребительскому излишку 2 потребителя) и получить максимально возможную прибыль, присвоив излишки и первого и второго потребителей. Но при таких сочетаниях цены и количества самоотбор невозможен.(рис.5.15). Потребитель с высоким спросом предпочел бы прикинуться бедным и приобрести Q1.по цене А При этом он получил бы излишек, равный площади В, а это лучше, т.к. если бы он приобрел Q2, то получил бы нулевой излишек.

Фирма-монополист может улучшить свое положение и предложить второму потребителю Q2 по цене А + С (рис.5.15а). При этом оптимальным для потребителя с большей платежеспособностью будет выбор Q2. При этом покупатель 2 получит излишек в размере А + В + С, из которого он отдает фирме А + С, оставляя себе чистый излишек В (т.е. как раз то, что он получил бы, если бы выбрал Q1). Такое распределение позволяет монополисту получать прибыль большую, чем та, которую он имел бы, предлагая всего одну комбинацию «цена-количество».

Но фирма-монополист может пойти дальше в своем стремлении увеличить прибыль. Например, потребителю с низким спросом монополист предлагает несколько меньшее количество, чем Q1, но зато по цене, несколько меньшей, чем А (рис.5.15б).Это приводит к тому, что прибыль фирмы, которую она получает от потребителя 1, уменьшается на маленький треугольник, изображенный на рис.5.15б. Такое сочетание цены и количества является теперь менее привлекательным для потребителя 2 и монополист может запросить с потребителя 2 за Q2 даже большую сумму. Сокращая Q1, монополист чуть уменьшает доход, который он получает от 1 потребителя (площадь А уменьшается на площадь маленького треугольника), но увеличивает поступление дохода от второго потребителя (площадь С увеличивается на большую величину, чем сокращается площадь А). В итоге происходит увеличение прибыль фирмы-монополиста.

Скорее всего, монополист захочет сократить объем выпуска, предлагаемый первому потребителю, до величины Qm. Этот объем выпуска, при котором прибыль, недополученная от первого потребителя из-за дальнейшего сокращения выпуска, как раз равна прибыли, дополнительно полученной от второго потребителя. При объеме выпуска Qm предельные выгоды и издержки сокращения производимого количества как раз равны друг другу (рис.5.15в). Первый потребитель выбирает Qm, и ему назначают цену А; второй потребительвыбирает Q2 и ему назначают цену А+ С+ D. В итоге потребитель 1 получает нулевой излишек, а потребитель 2 получает излишек В.

На практике монополист часто стимулирует этот самоотбор изменением не количества товара, как в данном примере, а его качества.

Пример. Российские железные дороги обычно предлагает несколько видов билетов в различные по уровню обслуживания и комфортности вагоны, существенно отличающиеся ценой. Билеты могут быть в вагон СВ, с лучшим сервисом и купе на двух человек или купейные вагоны с питанием, которые привлекательны для лиц, отправляющихся в деловые поездки; обычные купейные вагоны, плацкартные вагоны, предусматривающие меньший сервис или общие вагоны, предполагающие сидячие места и почти отсутствие какого-либо обслуживания. В итоге, каждый тип пассажира выбирает тот класс тарифа, который предназначался именно для него, и железные дороги получает гораздо больше прибыли, чем при продаже каждого билета по одинаковой цене.

Оптимальная политика ценообразования для монополиста, имеющего дело с различными группами потребителей, состоит в продаже продукта по высокой цене на рынках с высокой готовностью платить и в предложении продукта пониженного качества потребителям с более низкой готовностью платить. Хотя услуга оказывается одна и та же (в любом вагоне человек может добраться до пункта своего назначения), но неудобства, например плацкартного вагона, должны оттолкнуть состоятельных людей от принятия решения воспользоваться более дешевым видом блага.

Наши рекомендации