Продавца непродовольственного отдела
1.Продавец приходит на рабочее место согласно графика внутреннего трудового распорядка предприятия.
2.Продавец приводите себя в надлежащий внешний вид, в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями, одевает соответствующую форменную одежду.
3.Проверяет санитарное состояние рабочего места (производит санитарно – гигиеническую уборку рабочего места, использую санитарно – гигиенический инвентарь).
4.Проверяет исправность кассового оборудования.
5.Подготавливает инвентарь и инструментарий (санитарно – гигиенический, счетный инвентарь, средства пожаротушения).
6.Подготавливает упаковочный материал и размещает его на рабочем месте.
7.Знакомится с ассортиментом товара в секции.
8.Осуществляет подготовку товара к продаже:
¾ распаковка (внешняя тара);
¾ сортировка (по ассортиментным признакам: размер, фасон);
¾ очистка (от пыли или загрязнений, от антикоррозийных смазочных веществ);
¾ фасовка и упаковка (по необходимости);
¾ глажка;
¾ устранение мелких дефектов;
¾ проверка маркировки;
¾ проверка работоспособности.
9.Размещает товар в отделе, на рабочем месте.
10.Оформляет витрину (или манекены).
11.Проверяет наличие ценников на товар.
12.Проверяет наличие гарантийных таланов на изделие.
13.Проверяет наличие правил по эксплуатации изделия (инструкции).
Инструкция по охране труда
Для продавца непродовольственных товаров
1. Общие требования безопасности
1.1 К работе в качестве продавца непродовольственных товаров допускаются мужчины и женщины, прошедшие обучение по специальности. К продаже технически сложных товаров допускаются продавцы, прошедшие специальную подготовку.
1.2На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; гигиеническую подготовку; проверку знаний по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
1.3 Во время работы работник проходит:
· обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию – по мере его поступления на предприятие, но до момента пуска этого оборудования в эксплуатацию;
· проверку знаний по электробезопасности (при эксплуатации оборудования, работающего от электрической сети) – ежегодно;
· периодический медицинский осмотр.
Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте получает один раз в 6 месяцев.
1.4На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (подвижные части механического оборудования, перемещаемые товары и тара; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень электромагнитных излучений; повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; вредные вещества в воздухе рабочей зоны; прямая и отраженная блесткость; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, оборудования, тары, товаров; физические перегрузки; нервно-психические перегрузки).
1.5 Для обеспечения пожаро – и взрывобезопасности необходимо:
· немедленно принять меры к уборке пролитых лаков, красок и других опасных веществ;
· при обнаруженной неисправности продаваемых электро товаров сразу их обесточить;
· соблюдать правила пожарной безопасности.
Требования безопасности перед началом работы
2.1 Подготовить рабочее место для безопасной работы и проверить:
· Оснащенность рабочего места исправными приборами, испытательными щитками или пультами, у раздвижных лестниц проверить прочность крепления.
2.2 Убедиться в исправной работе освещения и электрических розеток.
Требования безопасности во время работы
3.1 Поднимать грузы только с разрешаемым весом.
3.2 Соблюдать все правила электробезопасности.
3.3 Следить за чистотой своего рабочего места, не допускать загромождения его пустой тарой, мусором, упаковочным материалом, товаром и инвентарем, следить за чистотой пола;
3.4 При выполнении работ по распаковке, размещению и выкладке:
· товары укладывать на полках шкафов и стеллажей так, чтобы была исключена возможность их падения. Более легкие предметы размещать на верхних, а более тяжелые – на нижних полках или подтоварниках;
· пользоваться только исправными, устойчивыми лестницами. Не использовать вместо лестниц ящики и другие случайные предметы;
· при распаковке товаров в жесткой таре, продаже острых, колющих, находящихся в смазке товаров, надевать перчатки и использовать специальные приспособления.
3.5 При продаже радио – электротоваров проверку их работы производить подключением в электросеть с помощью испытательных щитков или пультов. Не допускать, чтобы электрический провод находился под ногами или прикасался к металлическим, горячим, влажным предметам.
3.6 При продаже строительных материалов применять все меры предосторожности, предусмотренные инструкциями по использованию данных товаров.
3.7 Отключать от электрической сети используемое оборудование, демонстрируемые электротовары при перерыве подачи электроэнергии, после окончания демонстрации товара, во время перерыва в работе или при возникновении какой либо неисправности, появлении запаха горящей изоляции, дыма или трещин в корпусе.
3.8 Соблюдать осторожность при отпуске товаров в стеклянной таре.
3.9 Операции с оконным стеклом выполнять в перчатках.
3.10 Не оставлять в порожней таре битое стекло или мусор.
4. Требования безопасности по окончании работы.
4.1 Убрать рабочее место от мусора и лишних вещей.
4.2Выключить оборудование и электроприборы, убрать инструмент, приспособления, инвентарь в отведенные места хранения.
Подготовка товаров к продаже
Введение
Важное значение для рационализации процесса продажи товаров и внедрение прогрессивных методов обслуживания покупателей имеет предварительная подготовка товаров к продаже.
Необходимость проведения операций предварительной подготовки товаров к продаже в магазинах объясняется тем, что значительная часть товаров, произведенных промышленными и перерабатывающими предприятиями Беларуси, поступает в торговлю в неподготовленном к реализации состоянии (в крупногабаритной таре, навалом, разобранными и не укомплектованными). Поэтому работники магазинов обязаны выполнять перед подачей товаров в торговый зал различные операции, которые фактически являются продолжением процесса производства в сфере обращения.
Подготовка товаров к продаже - это комплекс операций, выполняемых с товаром в магазине перед подачей его в торговый зал (до мест продажи) и направленные на доведение его до полной готовности для продажи покупателям. Характер и объемы операций этого комплекса определяются сложностью ассортимента, свойствами отдельных товаров, особенностями их упаковки (тара, упаковка), уровнем готовности товаров к продаже, размером покупок, применением тех или иных методов продажи товаров и т.п.
Подготовка к продаже свежих и переработанных
Плодов, овощей и грибов
Введение
Современная наука о сбалансированном питании рассматривает овощи и плоды как особо ценные продукты в нашем рационе, обеспечивающие нормальное развитие человеческого организма. Являясь продуктами ежедневного потребления, они составляют около 1/3 и более общего количества пищи.
Овощи не только поставщики важных пищевых веществ и витаминов, они являются и динамическими регуляторами пищеварения, повышают способность усвоения пищевых веществ, а стало быть, и пищевую ценность большинства продуктов. Овощи весьма ценны и необходимы организму каждый день во все времена года.
Сегодня спрос на плодоовощные товары постоянно увеличивается, потребитель становится все более взыскательным, он требует качественного товара, больше уделяя внимания внешнему виду, упаковке и вкусовым качествам. В последнее время мы можем наблюдать положительные изменения в торговле овощами. Однако отечественный рынок овощной продукции, в отличие от западного, в силу исторических, а также климатических факторов имеет свои особенности. Производство овощей зависит от погодных условий, объемов выращивания, условий хранения и качества послеуборочной доработки продукции. Кроме того, закупку овощной продукции в основном осуществляют жители городов, потребители со средним и высоким уровнем доходов. Сельские жители большую часть плодоовощной продукции, как правило, выращивают самостоятельно.
Сейчас в розничных торговых сетях нет бывших пустых овощных прилавков, но это не означает, что все проблемы решены. Важнейшим фактором, влияющим на организацию торговли плодоовощными товарами, является квалифицированный торговый работник. Именно от него зависит получит ли покупатель грамотную консультацию, вежливое обслуживание и заряд положительных эмоций от посещения магазина.
Методические рекомендации
по организации и проведению урока по теме:
«Подготовка к продаже свежих и переработанных плодов,
Овощей и грибов»
Одним из важнейших условий эффективной организации производственного процесса является рациональное материально-техническое и методическое оснащение занятий производственного обучения учащихся.
На изучение темы:«Подготовка к продаже свежих и переработанных плодов, овощей и грибов» отводится 6 часов.
Для проведения этого урока целесообразно использовать следующие методы ведения урока: объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формами организационной учебной деятельности являются фронтальная, парная, индивидуальная. Для получения наибольшей эффективности рекомендуется использовать следующее комплексно-методическое оснащение урока:
ü Закон РБ «О защите прав потребителей»;
ü правила розничной торговли;
ü инструкция по безопасным приемам труда;
ü алгоритм организации рабочего места продавца овощного отдела;
ü опорные конспекты;
ü карточки-задания;
ü ценники;
ü торговое оборудование;
ü натуральные образцы;
ü упаковочный материал;
ü инвентарь;
ü электронная презентация
В организационной части предлагается уделить большое внимание психологической подготовке учащихся к производственной деятельности, создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания. Чтобы достичь цели, необходимо осознание учащимися значимости для потребителей данной группы товара, поэтому на вводном инструктаже рекомендуется осуществить мотивацию, переходя к актуализации, закрепляя этим ранее полученные знания. Для более полной и наглядной подачи материала рекомендуется использовать электронную презентацию по теме. С целью активизации деятельности учащихся на уроке можно использовать проблемные ситуации.
Примерные задания для актуализации знаний учащихся:
· экспресс-опрос по технике безопасности;
· организация рабочего места продавца.
В процессе актуализации знаний необходимо использовать репродуктивный, частично-поисковый методы обучения, при этом упор делается на групповую форму организации деятельности учащихся. Это связано с тем, что в малых группах учащиеся обмениваются своими знаниями, анализируют действия друг друга, принимают решения.
Для формирования первоначальных умений рекомендуется использовать:
· натуральные образцы плодоовощных товаров;
· инвентарь и инструментарий;
· упаковочный материал;
· весоизмерительное оборудование.
В процессе изложения материала необходимо демонстрировать трудовые приемы и комментировать их, а затем предложить учащимся повторить. При этом нужно наблюдать и анализировать действия своих воспитанников. При необходимости еще раз показать трудовые приемы в рабочем режиме, замедленном и опять в рабочем. Учащиеся повторяют их, корректируют с помощью мастера производственного обучения. С целью развития внимательности и углубления знаний по подготовке товаров к продаже учащимся предлагается оформить ценники на различные плодоовощные товары, а также осуществить различные формы выкладки товаров и оформление витрин на рабочем месте.
На текущем инструктаже мастер производственного обеспечения осуществляет целевые обходы рабочих мест учащихся с целью: проверки выполнения учащимися полученного задания; оказания индивидуальной помощи учащимся; организации самоконтроля и взаимоконтроля, наблюдения и корректировки работы учащихся.
На заключительном инструктаже рекомендуется провести анализ деятельности учащихся за смену по достижению поставленной цели. Обязательно следует указать на типичные ошибки, недостатки и затруднения, оговорить пути предупреждения их в дальнейшем. Проводится демонстрация и анализ работы отдельных учащихся. Далее необходимо сообщить текущую успеваемость и объявить тему следующего занятия, выдать задание на дом.
Инструкция
По безопасным приёмам труда