Возникновение дароплатежного обращения
Рассмотренный выше престижный дарообмен (кула, мербок, хксаро и т. п.) осуществлялся сам по себе и не был связан с какими-либо иными ситуациями в жизни людей. Человек сам решал кому дарить и что дарить. В этом смысле дарообмен носил свободный характер. Однако в дальнейшем наряду с дарообменом подобного рода возник и такой, который носил обязательный, принудительный характер.
Этот обмен был связан с определенными событиями в жизненном цикле. Так, например, когда заключался брак, стороны обязательно должны были обменяться дарами. Без этого брак был абсолютно невозможен. Такого рода дары, которые обязательно должны были даваться, можно было бы назвать дароплатежами. Слово «дароплатеж» одновременно обозначает как особую форму дара, так и процесс передачи его. Оно соединяет в себе понятие дара и понятие дарения.
В брачных дароплатежах все особенности этой формы дарообмена выступают особенно отчетливо. Не только в первобытном, но и в более поздних обществах вступление индивидов в брак всегда было одновременно и завязыванием отношений между родственниками мужа и родственниками жены. Поэтому в качестве сторон, между которыми осуществлялись дароплатежи, всегда выступали не только супруги, но и стоящие за ними родственные группы. Обмен брачными платежами даже, когда он происходил между индивидами, всегда в своей сущности был делом не индивидов, а групп. Как следствие, он происходил на особого рода сборищах, которые можно было бы назвать даропредставлениями. В даропредставлениях обязательно участвовали все близкие, а иногда и дальние родственники индивидов, вступающих или уже вступивших в брак.
Даропредставление всегда включало в себя торжественное поедание пищи, представленной одной из сторон. Такое потребление пищи принято именовать пиром. Пища, которая потреблялась во время представления, была даром, который одна сторона давала другой. Таким образом, дарением может быть не только переход объекта из одних рук в другие, но и угощение. Подобного рода дароплатеж можно было бы назвать дароугощением. Нередко за даропредставлением, на котором, скажем, сторона мужа угощала сторону жены, следовало другое, во время которого сторона жены давала пир стороне муже. Помимо обмена угощениями, происходил и обмен различного рода объектами.
Даропредставления требовали больших расходов. Когда одна сторона готовила пир, все члены этой группы помогали главному действующему лицу заготовить необходимое количество продуктов. Здесь мы сталкиваемся со своеобразной формой помогодачи - помогосбором. Помощь оказывается как пищей, так и трудом. Когда при помогосборе несколько человек дают продукты одному, то перед нами вывернутый наизнанку дачедележ, каким он был, например, после удачной охоты. В последнем случае, как известно, один человек одновременно давал добытый им продукт нескольким людям. Никто из родственников не мог отказаться от участия в помогосборе, В противном случае он становился объектом осмеяния и презрения. Помогодача вообще, помогосбор в частности, были средством накопления различного рода объектов, которые использовались в качестве дароплатежа.
Первые брачные дароплатежи обычно производились при заключении брака. Такого рода дароплатежи нередко понимаются как только платежи, причем такие, которые поступают исключительно лишь со стороны жениха. В действительности, когда брачные дароплатежи (именно дароплатежи, а не просто платежи) появились, то во многих, если не во всех, случаях они делались не только стороной жениха, но и стороной невесты. И нередко при этом встречные дароплатежи в конечном счете были эквивалентными. Ни одна сторона не получала прямых материальных выгод.
Дароплатежи, помимо брака, были связаны и с другими событиями жизненного цикла: рождением, наречением, инициациями, смертью и т. п. Несколько позднее возникли дароплатежи, имеющие целью возмещение ущерба, который был нанесен членом одной родственной группы члену другой. Ущерб мог быть причинен имуществу или личности человека. Одной из форм дароплатежа была компенсация за убийство - вергельд.
Если церемониальный обмен всегда был личным делом отдельных людей, то не только брачные, но все вообще дароплатежи даже в том случае, когда они осуществлялись между двумя лицами, всегда были отношением двух групп индивидов. Они, как и брачные дароплатежи, предполагали помогодачу и помогосбор и осуществлялись на даропредставлениях.
При этом не всегда происходил прямой обмен дароплатежами. Человек мог выступать в ролях, которые обязывали дарить, но не давали право на получение отдара. Но наряду с этим у него обязательно были и такие роли, которые давали право на получение дароплатежа без обязательства прямого отдаривания. В конечном же счете человек в течение жизни получал примерно столько же дароплатежей, сколько давал сам. Поэтому вполне возможно говорить о существовании дароплатежного обмена (дароплатежеобмена). И уже во всяком случае для обозначения циркуляции дароплатежей совершенно точно подходит термин «дароплатежное обращение» или, проще, «дароплатежеобращение».
На каждом человеке на данной стадии лежало множество обязательств. Одни из них относились к сфере жизнеобеспечивающей экономики. Человек был обязан делиться пищей с членами своей группы. Но самыми тяжелыми были обязательства в сфере престижной экономики, т.е. связанные с дародачами и дароплатежами. Особенным грузом на человеке лежали дароплатежи. Они были связаны с ситуациями, которые присутствовали в жизни любых людей. Без дароплатежей нельзя было пройти инициации, вступить в брак, похоронить близкого родственника, уладить обиды, искупить кражу, убийство и т.п. Иначе говоря, часть избыточного продукта, а именно та, что шла на дароплатежи, стала столь же необходимой, как и жизнеобеспечивающий продукт. В известной степени это относится и к той части продукта, что шла по каналам дародачеобмена. Человек не мог добиться уважения от окружающих, если не дарил и не отдаривал. В результате производство по крайней мере части избыточного продукта стало не менее необходимым, чем создание жизнеобеспечивающего.
Если индивид щедро дарил и отдаривал, то это укрепляло и повышало его престиж, обеспечивало сохранение и повышение статуса. Если же он оказывался неспособным выполнять обязательства, то терял лицо и становился объектом всеобщего презрения. Сам он испытывал чувство стыда и унижения. Даже затяжка с выполнением обязательств могла привести не только к использованию вредоносной магии, но к экспедициям, имевшим целью нанести ответный ущерб, к вражде между общинами.
Чтобы выполнять обязательство, нужно было упорно трудиться. Стремление получить и повысить престиж и страх потерять лицо, стать объектом колдовских манипуляций были важным стимулом к труду.
Таким образом, в престижную экономику входят две формы престижного дарообмена: дародачеобращение и дароплатежное обращение. Но ими система престижно-экономических отношений не исчерпывается. Существует еще одна форма престижного обмена, которая является самой важной.