Завершение становления человеческого общества
С завершением формирования человека завершилось и становление человеческого общества. Агамия, вызвав к жизни экзогамию, получила возможность из частичной, временной превратиться в полную, абсолютную.
С появлением экзогамии возникла возможность полного вытеснения половых отношений из жизни коллектива, т. е. его превращения в полностью агамную группу, иными словами, в род. С превращением коллективов в полностью агамные половые связи между членами разных групп стали необходимостью. Дуально‑праобщинная организация превратилась в дуально‑родовую. Если этнографы не наблюдали дуально‑родовой организации в ее первозданном виде, то ее преемница — дуально‑фратриальная организация им хорошо известна. И имеющиеся о ней материалы не только доказывают ее универсальность в прошлом, но и проливают свет на процесс ее возникновения.
У многих племен и народов, сохранивших дуальное деление, отмечено существование убеждения, что члены двух фратрий отличаются друг от друга рядом духовных, а иногда и физических особенностей, хотя объективными научными исследованиями никаких реальных различий между ними не обнаружено. Так, арунта говорили о членах одной половины как о «больших людях», о членах другой — как о «маленьких людях» и рассматривали первых как обладателей прямых волос, а вторых — как обладателей курчавых. На деле никаких реальных различий между людьми двух половин этого австралийского племени ни в размерах тела, ни в характере волос обнаружено не было (441. I. С. 42; II. С. 597 — 599). Существование аналогичных верований зафиксировано почти по всей Австралии, причем они нередко сочетаются с легендами, повествующими о происхождении фратрий от двух различных групп предков, одна из которой пришла из далекой страны. Так, по преданию арунта, это племя образовалось во времена альчера из недоразвитых существ, делившихся на две строго отличные группы: жителей земли и жителей моря (359).
Существование глубоко укоренившегося убеждения в наличии физических и духовных различий между людьми, принадлежащими к разным фратриям, было отмечено на многих островах Меланезии, а также у народов Сибири. Причем в Меланезии это убеждение было неразрывно связано с преданиями об имевших место в прошлом вооруженных столкновениях между членами разных фратрий и сохранявшейся до самого последнего времени ритуальной вражде между ними. Существование ритуальной вражды между фратриями или более или менее отдаленных ее пережитков отмечено исследователями также в Микронезии, Полинезии, Австралии, Азии, Африке, Северной и Южной Америке [23].
Таким образом, имеющиеся в распоряжении науки данные о дуальной организации полностью подтверждают нарисованную выше картину возникновения экзогамии и рода.
Заключение
еловеческое общество вызвано к жизни возникновением труда. Становление производственной деятельности было основой превращения животных в людей, а зоологического объединения — в подлинный социальный организм.
Зародившаяся в недрах предчеловеческого стада производственная деятельность, развиваясь, неизбежно вступила в противоречие с господствовавшим в нем зоологическим индивидуализмом и прежде всего потребовала ограничения такого биологического инстинкта, как пищевой. Результатом было начало становления первой формы производственных связей — отношений полной собственности коллектива на продукты потребления и средства труда, отношений коммуналистических.
Стадо поздних предлюдей превратилось в формирующийся социальный организм — праобщество. Развитие праобщества было историей борьбы нарождавшегося человеческого коллективизма с животным индивидуализмом. Становление человеческого общества было генезисом первобытной коммуны.
На определенном этапе социогенеза коллективистские, коммуналистические отношения в основном утвердились. Пищевой инстинкт был обуздан и поставлен под контроль коллектива. Наступила очередь полового инстинкта, нерегулируемое действие которого было источником напряженности и конфликтов в праобщине. Утвердившиеся социальные, производственные отношения начали вытеснять биологические, половые отношения из жизни формирующегося социального организма. Промискуитет из неограниченного превратился в ограниченный во времени.
Логическим завершением этого процесса было полное вытеснение половых отношений из жизни коллектива. И оно произошло. Половые отношения из связи внутри коллектива превратились в связи между членами разных коллективов. Возникла дуально‑родовая организация.
С ее появлением половые отношения перестали быть неупорядоченными. Они были полностью введены в социальные рамки. На смену промискуитету пришел брак, но брак не между индивидами, а их группами. Первой формой брачных отношений, т. е. социальной организации половых связей, был групповой, дуально‑родовой брак.
Этот брак был дислокальным, следовательно, роды, связанные им,— материнскими (125. С. 153—161). С появлением дуально‑родового брака был полностью обуздан и поставлен под социальный контроль единственный еще остававшийся вне позитивного регулирования биологический инстинкт — половой. Таким образом, все инстинкты были поставлены под контроль общественных отношений. Последние превратились в господствующие во всех сферах человеческой жизни. Тем самым был завершен процесс становления человеческого общества и человека как общественного существа. Объединение людей из формирующегося социального организма окончательно превратилось в подлинный социальный организм.
Полностью общественная природа этого первоначального уже сформировавшегося социального организма выражалась до предела отчетливо. Он был родом, т. е. агамным объединением. А это означало, что из него были полностью вытеснены биологические связи. Род был объединением, членов которого связывали исключительно лишь социальные отношения. Он был первой формой бытия готового, сформировавшегося социального организма. В отличие от праобщин род был подлинной, сформировавшейся первобытной общиной, первобытной коммуной.
С возникновением рода и дуальной организации на смену формирующимся людям и формирующемуся обществу пришли готовые люди и готовое человеческое общество.
Началась история подлинного человеческого общества, первой стадией которой была история сформировавшегося первобытного общества.
*** Экономическая этнология. 1993
Ю.И. Семёнов