Структура человеческого общества. Основные сферы жизни общества. Функции человеческого общества

Человеческое общество является сложным духовно-материальным образованием, внутренне организованным и структурированным. Познать структуру общества – это значит, во-первых, выявить ее компоненты, во-вторых, исследовать существенные внутренние связи и отношения этих компонентов, и, в-третьих, раскрыть специфическую природу целостности общественной структуры.

Вокруг вопроса о структуре общества происходит острая идейная борьбы между материализмом и различными видами идеализма. И это вполне понятно, поскольку то или иное истолкование структуры общества определяет исходные позиции социальных теорий и влияет на решение других вопросов общественной жизни. Так, среди исследователей нет единого мнения по поводу объективности существования общественной структуры. Структуралисты, например, К. Леви-Стросс и Э. Сестан относят понятие структуры не к эмпирической действительности, а к модели, построенной на ее основе. Представители социальной философии, стоящие на позициях материализма, считают, что структура общества существует объективно и в ней можно выделить две подструктуры: социальную и природную. Интегрирующим эти подходы является сферный подход.

Под сферой общества понимают определенную его часть, объективно существующую, структурно оформленную и связанную с другими частями. В качестве основных сфер жизни общества можно выделить:

а) экономическую

б) социальную

в) политическую

г) духовную

Наиболее широкими подсистемами являются материальная и духовная сферы. Материальная или экономическая сфера включает в себя проявление материально-производственной деятельности людей, процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности людей: классы, социальные группы, нации и т.д., а также их взаимодействие. Политическая сфера включает в себя политическое сознание, политические отношения, политические организации и институты. Функционирование политической сферы связано с решением вопроса о власти. Духовная сфера – это результат развития духовного производства, воспитания, образования и т.п.

Все сферы общества взаимосвязаны между собой, представляя диалектическое единство.

Рассматривая общество как специфический целостный организм, обладающий определенной структурой, мы неизбежно приходим к необходимости выделения его функций. Функционально общество может быть представлено двоякого рода отношениями: внутренними и внешними. Внутренние отношения – это способ бытия общества, выражающийся в непрерывно идущей перестройке его собственных характеристик. Внешние отношения – способ бытия общества, выражающийся механизмом его связи со средой.

Обеспечение жизнедеятельности общественного организма неразрывно связано с выполнением им внутренних функций. Они призваны перерабатывать входящие извне необходимые для социальной жизни природные компоненты, формировать общественные компоненты и включать их в функционирование общественной системы.

Главной задачей общества является быть основой целенаправленной деятельности людей, их жизнедеятельности. Это является общей универсальной функцией общества, которую можно назвать человекотворческой функцией. Благодаря развитию этой функции общества происходит социализация индивида и выделение человека из природного мира.

Второй важнейшей функцией, с которой начинается общественное бытие человека, является та, которая осуществляется в труде, в производстве потребностей и их удовлетворении. Функционирование труда в качестве способа удовлетворения потребностей человека превращает природу в «неорганическое тело» человека. Этот процесс охвата природы разумной деятельностью человека, процесс создания свободы человека по отношению к силам природы, может быть охарактеризован как «свободнотворческая функция труда».

Специфическую роль играет в обществе его духовная сфера, основной функцией которой является духовное обслуживание материальной и духовно-практической жизни. Духовная деятельность общественного субъекта выполняет важные функции духовного обеспечения его преобразовательной деятельности. В разные эпохи эту функцию выполняли различные формы общественного сознания – мифология, религия, политика и др. Их особенности накладывали своеобразный отпечаток на функционирование общества в целом.

Общество и его подсистемы обладают определенными внешними функциями, среди которых наиболее общими являются: адаптационная, преобразовательная и адаптационно-преобразовательная.

Таким образом, наиболее общей задачей общества является сохранение себя как части материального мира, сбережение и поддержание жизни людей.

Общество прошло долгий путь исторического развития, приобретая все новые и новые функции и изменяя свой облик. Если на традиционной стадии развития общества на передний план выходила адаптационная функция, то на индустриальной – преобразовательная. Ориентация общества на покорение природы, свойственная его индустриальной форме, привела к неоправданной абсолютизации преобразовательной функции.

Наши рекомендации